Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков
1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины
1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения
2.2. Анализ результатов исследования
3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения
4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности
и работа с ней через лидера группы
5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности
5.2. Лидер группы как ключевой элемент
в работе с антиобщественной группой
5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера
3. Искренность в общении. Во время занятий говорить только то, что думаешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне занятия. Это поможет участникам занятий быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
5. Активное участие в происходящем.
6. Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, то все его внимательно слушают и не перебивают, давая возможность высказаться.
7. «Не опаздывать!». Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому занятия проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники «разрежают» его.
Дата проведения | Занятие |
01.07 | Знакомство и коммуникация |
05.07 | «Мои ресурсы» |
02.08 | «Мои жизненные цели» |
04.08 | Подведение итогов |
Занятие 1. Знакомство и коммуникация
Цель занятия: Создать позитивную атмосферу в группе, установить контакт с участниками и между ними.
Упражнение «Снежный ком»
Цель: Способствовать запоминанию имен всех участников группы.
Процесс: Первый участник (например, слева от ведущего) называет своё имя. Следующий - повторяет его, затем называет своё. Третий участник повторяет два имени и называет своё. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по именам всю группу.
Упражнение - разминка «Ассоциации»
Цель: Создать настрой на работу, повысить активность участников.
Процесс: Ведущий называет слово, первый участник говорит любую ассоциацию с этим словом, следующий участник тренинга говорит слово
, которое ассоциируется с предыдущим словом и так по кругу.
Упражнение «Встаньте те, кто….»
Цель: Развить внимание, наблюдательность, а также продолжить групповое знакомство.
Процесс: Ведущий предлагает встать всем тем, кто… - любит бегать - радуется хорошей погоде - имеет младшую сестру - любит дарить цветы и.т.д. При желании роль ведущего могут выполнять участники.
После завершения упражнения участникам задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Кто из ребят запомнил, кто в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру. Каждый вопрос адресуется конкретному участнику, если он не может ответить сам - ему помогает группа.
Упражнение «Я – человек, который…»
Цель: Продолжить знакомство участников тренинговой группы, снять психологическое напряжение.
Процесс: группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и говорит предложение, обозначив, что для него более характерно. Например «Я, человек, который не выносит однообразия, не любит неожиданностей…» и т. д.
Упражнение «Конкурс хвастунов»
Цель: Удовлетворить притязания на признание, создать условия для повышения самооценки участников, сплочения группы.
Процесс: Каждый участник должен похвастаться своим соседом справа, внимательно изучив его визуально или предположив какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается, какие качества личности ему свойственны. После того как будет пройден круг, победитель определятся коллективно. Выигрывает тот, кто лучше похвастается.
Обсуждение:
➢ Какие возникали трудности во время упражнения, что было легко?
➢ Что понравилось больше рассказывать о соседе или слушать о себе?
➢ Насколько рассказ о вас совпал с реальностью?
➢ Какие чувства возникали? Рефлексия
Упражнение «Завтрак с героем»
Цель: Выработать навык убеждения в общении.
Процесс: Ведущий предлагает представить себе следующую ситуацию: у каждого из участников есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел впечатление в какой-то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.
Нужно написать имя своего героя на листе бумаги и поделитсяна пары, в паре надо решить с кем из двоих героев будут завтракать. На дискуссию 2 минуты.
Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию так же 2 минуты.
Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.
А теперь все объединяются, и решают с кем будут завтракать.
Обсуждение:
-
Почему остался именно этот герой? -
Легко было уступать и почему вы уступали?
Занятие 2. «Мои ресурсы»
Цель занятия: выявить личностные ресурсы участников.
Упражнение «Мое качество»
Цель: Осознать свои качества и внутренний потенциал.
Процесс: Участники тренинга должны написать в тетрадях, в столбик, те качества своей личности, которые помогают им в жизни. На второй половине листа они пишут те качества, которые им мешают. После чего участники анализируют плохие качества и отвечают на вопрос, от чего их защищают «плохие» качества, действительно ли это плохие качества? Если да, то могут ли они справиться с ними? Как?
Упражнение «Мои таланты»
Цель: Оказать помощь в поиске личностных ресурсов участников тренинга.
Процесс: Каждый участник тренинга называет свой талант, чем он гордится собой. Далее обсуждается, есть ли общие интересы и достижения.
Упражнение «Ромашка»
Цель:Оказать помощь подросткам в осознании значимых и важных ценностей жизни.
Процесс: На листке бумаги участники пишут по два ответа на каждый предложенный вопрос:
- «Без чего я не был бы я?»
- «Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»
- «Без чего я себя не представляю?».
На листке могут быть написаны какие-то важные люди: родители, друзья; важные чувства: любовь, понимание; хобби, учеба; какие-то очень важные вещи: плеер, чей-то подарок.
Участники пишут все, что для них действительно значимо и важно.
Далее участники должны вычеркнуть ценности, без которых они смогли бы обойтись. Все это выполняется по кругу. Все по очереди вычеркивают ценности. Должны остаться две самые важные ценности.
Обсуждение:Что вы чувствовали, когда расставались с важными для вас ценностями (почувствовали облегчение, было очень тяжело и т.д.)?
Упражнение «Без маски».
Цель: снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, выработать навыки искренних высказываний для анализа сущности «Я».
Процесс:все участники поочередно берут карточки, которые лежат на столе, и, без подготовки, продолжают высказывание, начало которого записано на карточке. Группа прислушивается к интонациям
, голосу, оценивает меру искренности. Если признано, что высказывание было искренним, то упражнение продолжает следующий участник. Если же группа признает, что оно было шаблонным, неискренним, участник делает еще одну попытку, но уже после всех.
Содержание незаконченных предложений:
«Мне в особенности не нравится, когда...»
«Мне очень хочется забыть, что...»
«Однажды меня напугало то, что...»
«В незнакомом обществе я ощущаю...»
« Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня, ...»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я ...»
«Верю, что я ...»
«Мне бывает стыдно, когда я ...»
«Особенно меня раздражает, что я ...»
« Мой первый успех в жизни это…»
« Мне сложно смириться с…»
«Я люблю в людях…»
« Я расстраиваюсь когда…»
« Самые значимые для меня люди это…»
« Я хочу, чтобы у меня получилось…»
« Мне нравится в себе…»
« Мне бывает грустно когда…»
« День моего рождения для меня это…»
« С удовольствием я делаю…»
« Я никогда не соглашусь с…»
« Мне очень хотелось бы…»
Тест «Знаю ли я себя»
Цель: Выявить у подростков знания о своих качествах личности.
Тест «Знаю ли я себя»
-
Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли ты объяснить себе, почему выбор именно таков.
Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0
-
Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе?
Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0
-
Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить?
Были – 0 Не помню – 1 Не были – 2
-
Если время вернуть назад, то вчерашний день:
Прожил бы точно также – 1 Многое сделал бы лучше – 2 Не считаю нужным думать об этом – 0
-
Можешь ли предсказать, как поступишь в сложной ситуации?
Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0
-
Хорошо ли ты знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад?
Знаю – 2 Не знаю – 0 Не задумывался – 1
-
Задумываешься ли ты, какие изменения могут произойти в тебе завтра?
Задумываюсь – 2 Не задумываюсь – 0 Над этим мне предстоит подумать – 1
-
Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоим качествам личности?