Файл: Лекция Тема Понятие этики и этикета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 813

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взаимоотношениях государств.

  1. Этика - это:

-наука об этикете и эстетизме;

-учение о морали, нравственности;

  • это система нравственных универсальных норм и требований поведения, реализуемых в процессе общественной жизни;

  1. От какого древнегреческого слова происходит термин «этика»:

-«Этос» - дом, гнездо;

-«Moralis» - моральный;

-«Moralitus» - мораль

  1. Деловой этикет определяют следующие факторы:

-обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии;

-манера поведения, начиная с взаимных приветствий и манеры ведения разговора;

-положительное впечатление другого человека;

-определение цели и мотивов трудовой деятельности

  1. Является ли этика наукой?

  2. Назовите основополагающие нормы этики.

Лекция 2. Тема 2. Профессиональная этика и стили общения.


В структуре этического знания в настоящее время особое место занимает профессиональная и экономическая этика. Деловаяэтикав широком смысле это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации; т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета ритуализированные внешние нормы поведения.

Под профессиональной этикой следует понимать нравственные нормы, регулирующие отношения человека к своим профессиональным обязанностям, долгу и взаимоотношения людей к трудовой деятельности. Содержанием профессиональной этики является:

  • определение цели и мотивов трудовой деятельности;

  • определение нормативов, средств реализации намеченной цели;

  • оценка результатов труда и их общественной значимости;

  • нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимой для выполнения своего профессионального долга;

  • обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. Составными частями профессиональной этики как предмет могут быть:

  • Качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

  • Нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (врач и больной, педагог и ученик);

  • Взаимоотношения специалиста (коллектива) с обществом;

  • Взаимоотношения индивидов внутри трудового коллектива и нормы регулирующие их;

  • Цели и методы профессионального обучения и воспитания.


Этика включает в себя систему нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Отношение окружающих к конкретному человеку в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

Рассмотрим стили общения.

  1. Ритуальный стиль общения включает в себя понятие социального ри- туала как исторически сложившейся формы символистического поведения, для которого характерны следующие признаки:

  • предсказуемость и упорядоченность;

  • отсутствие чисто инстинктивного реагирования.

Порядок действий исторически канонизирован и рационально не объясняется.

Ритуальный стиль общение выступает как социально-ролевое, в котором ритуалы обеспечивают:

  • четкую последовательность действий;

  • возможность прогнозирования социальных событий;

  • необходимые условия для выживания и личной безопасности.

Ритуалы выполняют психокомпенсаторскую функцию, которая
заключается в объединении людей на основе общения, преодоления чувства

одиночества и обособленности, внутренней тревожности. Этим достигается упрощение и упорядочение чувств и мыслей, мировоззренческих установок в структуре личности каждого человека. Ритуалы предусматривают определенные правила поведения, отклонение от которых карается жесткими санкциями.

Совокупность ритуалов с детализированной последовательностью выполняемых действий называется церемонией. Глубинно-ценностный смысл действий не отражается этикетом, в отличие от социального ритуала. Ритуал не обладает некоторыми чертами, характерными для обычая.

Помимо социального ритуала в структуру ритуального стиля общения входит межличностный ритуал как взаимный обмен уместными для данной ситуации общепринятыми жестами и фразами. При этом общение не обладает содержательностью, поскольку осуществляется не для конструктивного обсуждения, а лишь для формального поддержания контактов. Желание продемонстрировать свою причастность к конкретной группе подвигает к использованию характерных для этой группы стилевых речевых оборотов и невербальных выражений.

Исполнение ритуалов подтверждает стабильность отношений, причастность индивида к группе нужных ей членов. Ритуалы способствуют безопасному и приятному времяпрепровождению, осуществляют функцию социальной избирательности в отношениях.

  1. Манипулятивный стиль общения — это способ воздействия на собе- седника с целью достижения скрытых намерений. Цель авторитарного и манипулятивного общения добиться контроля над поведением и установками собеседника. Но в последнем случае партнер не осведомлен об истинных целях общения.


Техника манипулятивного стиля общения основана на использовании следующих факторов:

  • человеческих потребностей;

  • манипуляции чувствами;

  • страха физиологического или душевного страдания;

  • внутреннего дискомфорта.

Такое общение предполагает метод "кнута и пряника". В противовес диалогическому общению, где доминирует установка на собеседника, манипулятивная форма рассматривается как монологическое общение, где человек представлен как объект воздействия. Сам же манипулятор при этом погружен в свои цели и задачи, как бы в общение с самим собой, игнорируя собеседника и его интересы. Сохранение и развитие доверительных отношений при данной форме невозможно.

Некоторые распространенные приемы манипуляции:

    • всегда считать себя правым и присваивать чужие находки и идеи;

    • не замечать достоинств других людей, но четко распознавать их недостатки;

    • подчеркивать недостатки и промахи других людей с целью издевок над ними и возвышения себя;

    • быть щедрым и добрым только в отношении с самыми близкими людьми;

    • использовать в деловом общении обобщения и преувеличения,

    • анекдоты для высмеивания предмета разговора или самого собеседника;

    • использовать авторитет для дискредитации собеседника, переходить на личности;

    • запутывать собеседника, "передергивая" слова контекста. Приемы противостояния манипуляции:

    • позиция открытости и непосредственности в общении;

    • "пропускание мимо ушей" слов и невербальных проявлений манипулятора, его ехидства, сарказма, цинизма, иронии и пр.;

    • открытая ирония к словам и личности манипулятора по принципу "клин клином".