Файл: Лекция Тема Понятие этики и этикета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 922

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время многие руководители придают особое значение психологической совместимости членов одной команды, тщательно подбирают слаженно работающих людей. Например, два человека, обладающие "властным характером", не могут слаженно работать в одном коллективе. А "властный" и "склонный к подчинению" характеры наиболее совместимы.

Выделяют три основных качества характера, необходимых для обеспечения совместимости с другими людьми:

  • критическое отношение к себе;

  • терпение к другим;

  • доверие к другим.

Если человек не обладает всеми этими качествами, он потенциальный носитель конфликта.

1. Во внутриличностном конфликте "полем битвы" является внутренний мир человека. Участники конфликта психологические факторы внутреннего мира индивида (потребности, мотивы ценности, чувства и др.). Одна из форм внутриличностного конфликта — ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования, например по поводу того, каким должен быть результат его работы.

К причинам возникновения внутриличностного конфликта относятся следующие обстоятельства:

  • нарушение принципа единоначалия, когда работнику даются противоречивые указания насчет того, что он должен делать, со стороны двух и более руководителей;

  • несогласование личных потребностей и потребностей производства, т. е. руководитель может задержать человека на работе, когда ему нужно быть дома;

  • рабочая перегрузка или недозагрузка, что связано с низкой степенью удовлетворенности работой, неуверенностью в себе и предприятии.

Межличностный конфликт самый распространенный вид конфликта. Он проявляется по-разному. Часто причиной таких конфликтов считается несходство характеров. На самом деле есть определенная категория людей,
которым трудно мирно сосуществовать друг с другом в силу различных взглядов, интересов и др. В основе межличностных конфликтов на произ- водстве лежат вполне объективные причины чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования и т. д. Примером может служить конфликт между подчиненными и руководителями, когда подчиненный считает, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель уверен, что подчиненный не работает в полную силу.

Конфликт между личностью и группой. Как показывает практика, неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои специальные потребности. Отступив от принятых норм, человек попадает под отрицательное воздействие группы. Он вынужден подстраиваться либо его пребывание в данном коллективе станет невозможным, и ему придется искать другое место работы.

Наиболее распространенным является конфликт между руководителем и группой, одна из основных причин которого авторитарный стиль руководства.

Организация состоит из множества формальных и неформальных групп. И даже в самых эффективно управляемых организациях между такими группами могут возникать конфликты. Сторонами конфликта могут быть руководство и

исполнители (группа работников считает, что руководство относится к ним несправедливо, и по договоренности снижает производительность труда), работники различных подразделений, нефор- мальные группы и т. д.

Межгрупповые конфликты — результат достижения противоположных целей в борьбе за ограниченные ресурсы, т. е. возникновения конкуренции.

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Кон- структивные конфликты основаны на разногласиях, которые затрагивают проблемы жизнеспособности организации и ее сотрудников. Разрешение данных конфликтов поднимает организацию на более высокий уровень развития. Деструктивные конфликты являются негативными, так как разрушительно действуют на организацию и приводят к снижению эффективности ее работы.

В разгар конфликта часто не видны настоящие его причины, которые тщательно скрываются. А поводов для конфликта существует множество. Нужно уметь отличать непосредственный повод столкновения от его подлинных причин. Когда стороны понимают истинные причины конфликта,

вероятнее всего, его удастся разрешить. Устранить конфликт значит, разобраться в его причинах и ликвидировать хотя бы один из элементов конфликта.

Некоторые руководители считают, что применение административных методов при конфликте может его остановить. Но это приводит к нарастанию и расширению конфликта за счет привлечения новых лиц, групп или организаций.

Более половины конфликтов возникает помимо желания их участников. Всему виной так называемые конфликтогены
слова, какие-то действия или бездействие, приводящие к конфликту.

Выделяют три вида конфликтогенов:

  • конфликтогены, выражающие превосходство, в том числе приказы, угрозы, издевки, насмешки, хвастовство, нарушение этики в поведении, подшучивание, навязывание своего мнения, прерывание высказываний собеседника и др.;

  • конфликтогены, обусловленные агрессивностью, которая может быть у человека от природы, а может определяться конкретной ситуацией, плохим настроением и т. д.;

  • конфликтогены, выражающие эгоизм.

Разжигает конфликт его эскалация, когда на конфликтоген в наш адрес мы стремимся ответить более сильным конфликтогеном, который используется с целью проучить обидчика. Первичный конфликтоген обычно возникает ненамеренно, а эскалация конфликта приводит к конфликту.

Все это составляет следующую схему возникновения непреднамеренного конфликта:

    • первичный конфликтоген;

    • в ответ еще более сильный конфликтоген; эскалация конфликта.

Пути предотвращения конфликта заключаются в выполнении следующих действий:

    • избегать употребления конфликтогенов, словами или делом не обижать собеседника;

    • постараться прекратить взаимный обмен конфликтогенами. Если этого не сделать сразу, то потом будет практически невозможно, так как сила конфликта возрастает; понять состояние собеседника;

    • быть доброжелательными, улыбаться, поддерживать собеседника, проявлять уважительное отношение и т. д.

Стороны могут отказаться от вступления в конфликт, если выгода от участия в противоборстве не стоит затраченных на него усилий. Но если стороны вступили в конфликт, то каждая делает все, чтобы была принята
именно ее точка зрения, и мешает другой стороне сделать то же самое. Здесь уже необходимо управлять конфликтом.

Существует пять основных стратегий поведения в конфликте. Выбор той или иной стратегии определяется конкретной ситуацией, а также тем, что сторона стремится получить от конфликта, действуя активно или пассивно.

Конкуренции отдает предпочтение человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом и властью, если он не заинтересован в сотрудничестве с другой стороной и стремится удовлетворить только свои интересы.

Этой стратегии придерживаются в следующих случаях:

    • когда результат конфликта важен и с большой вероятностью можно предположить, что будет принята ваша точка зрения;

    • если достаточно власти и авторитета и ваше решение кажется лучшим;

    • когда нет другого выхода и терять ничего;

    • если подчиненные принимают авторитарный стиль.

Данную стратегию нельзя использовать в личных отношениях возникает отчуждение. Конкуренция нецелесообразна и в том случае, когда у вас недостаточно власти и ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стратегию сотрудничества применяют, когда отстаивают свои интересы и вынуждены учитывать интересы противоположной стороны. Это наиболее сложная стратегия, ее цель — выработка решения на перспективу, выгодного для обеих сторон. Сотрудничество требует наличия одновременно трех факторов:

    • умение слушать друг друга;

    • сдерживать свои эмоции;

    • понятно объяснять свои желания.

Использовать стратегию сотрудничества целесообразно в следующих ситуациях.

    • необходимо найти общее решение, когда невозможен компромисс;

    • вы заинтересованы в продолжении сотрудничества с партнером;

    • стороны хотят приобрести совместный опыт работы, т. е. излагают свои интересы и выслушивают друг друга;

    • когда необходимо объединить многие точки зрения, чтобы ак- тивизировать сотрудников.