ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 922
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время многие руководители придают особое значение психологической совместимости членов одной команды, тщательно подбирают слаженно работающих людей. Например, два человека, обладающие "властным характером", не могут слаженно работать в одном коллективе. А "властный" и "склонный к подчинению" характеры наиболее совместимы.
Выделяют три основных качества характера, необходимых для обеспечения совместимости с другими людьми:
-
критическое отношение к себе; -
терпение к другим; -
доверие к другим.
Если человек не обладает всеми этими качествами, он потенциальный носитель конфликта.
1. Во внутриличностном конфликте "полем битвы" является внутренний мир человека. Участники конфликта — психологические факторы внутреннего мира индивида (потребности, мотивы ценности, чувства и др.). Одна из форм внутриличностного конфликта — ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования, например по поводу того, каким должен быть результат его работы.
К причинам возникновения внутриличностного конфликта относятся следующие обстоятельства:
-
нарушение принципа единоначалия, когда работнику даются противоречивые указания насчет того, что он должен делать, со стороны двух и более руководителей; -
несогласование личных потребностей и потребностей производства, т. е. руководитель может задержать человека на работе, когда ему нужно быть дома; -
рабочая перегрузка или недозагрузка, что связано с низкой степенью удовлетворенности работой, неуверенностью в себе и предприятии.
Межличностный конфликт — самый распространенный вид конфликта. Он проявляется по-разному. Часто причиной таких конфликтов считается несходство характеров. На самом деле есть определенная категория людей,
которым трудно мирно сосуществовать друг с другом в силу различных взглядов, интересов и др. В основе межличностных конфликтов на произ- водстве лежат вполне объективные причины — чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования и т. д. Примером может служить конфликт между подчиненными и руководителями, когда подчиненный считает, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель уверен, что подчиненный не работает в полную силу.
Конфликт между личностью и группой. Как показывает практика, неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои специальные потребности. Отступив от принятых норм, человек попадает под отрицательное воздействие группы. Он вынужден подстраиваться либо его пребывание в данном коллективе станет невозможным, и ему придется искать другое место работы.
Наиболее распространенным является конфликт между руководителем и группой, одна из основных причин которого — авторитарный стиль руководства.
Организация состоит из множества формальных и неформальных групп. И даже в самых эффективно управляемых организациях между такими группами могут возникать конфликты. Сторонами конфликта могут быть руководство и
исполнители (группа работников считает, что руководство относится к ним несправедливо, и по договоренности снижает производительность труда), работники различных подразделений, нефор- мальные группы и т. д.
Межгрупповые конфликты — результат достижения противоположных целей в борьбе за ограниченные ресурсы, т. е. возникновения конкуренции.
Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Кон- структивные конфликты основаны на разногласиях, которые затрагивают проблемы жизнеспособности организации и ее сотрудников. Разрешение данных конфликтов поднимает организацию на более высокий уровень развития. Деструктивные конфликты являются негативными, так как разрушительно действуют на организацию и приводят к снижению эффективности ее работы.
В разгар конфликта часто не видны настоящие его причины, которые тщательно скрываются. А поводов для конфликта существует множество. Нужно уметь отличать непосредственный повод столкновения от его подлинных причин. Когда стороны понимают истинные причины конфликта,
вероятнее всего, его удастся разрешить. Устранить конфликт — значит, разобраться в его причинах и ликвидировать хотя бы один из элементов конфликта.
Некоторые руководители считают, что применение административных методов при конфликте может его остановить. Но это приводит к нарастанию и расширению конфликта за счет привлечения новых лиц, групп или организаций.
Более половины конфликтов возникает помимо желания их участников. Всему виной так называемые конфликтогены
— слова, какие-то действия или бездействие, приводящие к конфликту.
Выделяют три вида конфликтогенов:
-
конфликтогены, выражающие превосходство, в том числе приказы, угрозы, издевки, насмешки, хвастовство, нарушение этики в поведении, подшучивание, навязывание своего мнения, прерывание высказываний собеседника и др.; -
конфликтогены, обусловленные агрессивностью, которая может быть у человека от природы, а может определяться конкретной ситуацией, плохим настроением и т. д.; -
конфликтогены, выражающие эгоизм.
Разжигает конфликт его эскалация, когда на конфликтоген в наш адрес мы стремимся ответить более сильным конфликтогеном, который используется с целью проучить обидчика. Первичный конфликтоген обычно возникает ненамеренно, а эскалация конфликта приводит к конфликту.
Все это составляет следующую схему возникновения непреднамеренного конфликта:
-
первичный конфликтоген; -
в ответ еще более сильный конфликтоген; эскалация конфликта.
Пути предотвращения конфликта заключаются в выполнении следующих действий:
-
избегать употребления конфликтогенов, словами или делом не обижать собеседника; -
постараться прекратить взаимный обмен конфликтогенами. Если этого не сделать сразу, то потом будет практически невозможно, так как сила конфликта возрастает; понять состояние собеседника; -
быть доброжелательными, улыбаться, поддерживать собеседника, проявлять уважительное отношение и т. д.
Стороны могут отказаться от вступления в конфликт, если выгода от участия в противоборстве не стоит затраченных на него усилий. Но если стороны вступили в конфликт, то каждая делает все, чтобы была принята
именно ее точка зрения, и мешает другой стороне сделать то же самое. Здесь уже необходимо управлять конфликтом.
Существует пять основных стратегий поведения в конфликте. Выбор той или иной стратегии определяется конкретной ситуацией, а также тем, что сторона стремится получить от конфликта, действуя активно или пассивно.
Конкуренции отдает предпочтение человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом и властью, если он не заинтересован в сотрудничестве с другой стороной и стремится удовлетворить только свои интересы.
Этой стратегии придерживаются в следующих случаях:
-
когда результат конфликта важен и с большой вероятностью можно предположить, что будет принята ваша точка зрения; -
если достаточно власти и авторитета и ваше решение кажется лучшим; -
когда нет другого выхода и терять ничего; -
если подчиненные принимают авторитарный стиль.
Данную стратегию нельзя использовать в личных отношениях — возникает отчуждение. Конкуренция нецелесообразна и в том случае, когда у вас недостаточно власти и ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.
Стратегию сотрудничества применяют, когда отстаивают свои интересы и вынуждены учитывать интересы противоположной стороны. Это наиболее сложная стратегия, ее цель — выработка решения на перспективу, выгодного для обеих сторон. Сотрудничество требует наличия одновременно трех факторов:
-
умение слушать друг друга; -
сдерживать свои эмоции; -
понятно объяснять свои желания.
Использовать стратегию сотрудничества целесообразно в следующих ситуациях.
-
необходимо найти общее решение, когда невозможен компромисс; -
вы заинтересованы в продолжении сотрудничества с партнером; -
стороны хотят приобрести совместный опыт работы, т. е. излагают свои интересы и выслушивают друг друга; -
когда необходимо объединить многие точки зрения, чтобы ак- тивизировать сотрудников.