Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста

1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти

1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности

1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников

2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития оперативной памяти школьников до формирующей работы

2.3. Ход экспериментальной работы по развитию оперативной памяти младших школьников и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся экспериментальной группы до и после коррекционной работы

Глоссарий




Понятие

Содержание

1.

Активность

учебная

интенсивность учебной работы, поведенческая форма выражения мотивации учения

2.

Апперцепция

это зависимость восприятия субъекта от его прошлого жизненного опыта.

3

Гештальтпсихология

психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг.

4

Внимание

это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида.

5

Восприятие

называют отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

6

Внимание

избирательная направленность сознания на определенном объекте или предмете

7

Когнитивная психология

направление в психологии, характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

8

Мотивация

побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность

9

Мнемоника

система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

10

Мобилизация активности ученика

способ совместной деятельности, в ходе которой создаются условия для проявления каждым учеником индивидуального социально – ценностного отношения к окружающему

10

Мышление

психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира

11

Наглядно – образное мышление

один из видов мышления, связанный с представлением ситуации и изменений в ней с помощью образов сознания

12

Оперативная память

это часть нашей памяти, с помощью которой мы анализируем поступающую информацию.

13

Произвольное запоминание

форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить - и специальных средств для ее осуществления

14

Память долго временная

подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации

15

Память

процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

16

Позиции

устойчивая система отношений человека к различным сторонам окружающей действительности, к себе самому

17

Потребность

устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем – либо.

18

Саморегуляция

регуляция своего состояния, поведения и деятельности, направленная на осуществление осознанных усилий по сохранению и поддержанию необходимого уровня жизнедеятельности, сдерживания проявления эмоций и т.д.

19

Самооценка

это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

20

Словесно – логическая память

специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем

21

Тревожность

склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

22

Учебная задача

способ организации деятельности учащихся, направленный на анализ условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированными на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области.

23

Формирование ассоциации

это психологический механизм научения, который состоит в установлении временных связей между отдельными знаниями или частями опыта человека.




ФГОС

(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов»

24

Эмоция

это установление преимущественно формальных родовидовых




Список использованных источников





  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки/ Б.Г. Ананьев. - Труды института по изучению мозга им. В.М.Бехтерева, т. IV. Институт мозга, 2010. - 280 с.

  2. Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2013. - 351 с.

  3. Активные методы в работе школьного психолога: сб. науч. тр./Редкол.: И.В.Дубровина/– М.: изд. АПН СССР, 2009. – 96 с.

  4. Альманах психологических тестов/М.: Изд - во КСП, 2010. – 220 с.

  5. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие./В.Е.Асеева.– Иркутск, 2013. -320 с.

  6. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия/Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 546 с.

  7. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.

  8. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 420 с.

  9. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования./В.Д.Балин. – М, 2009. – 220 с. Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 2012. – 190 с.

  10. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема/ Л.И. Божович. Известия АПН РСФСР, № 36, 1999. – 220 с.

  11. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у школьников/ Л.И. Божович, Н.Г.Морозова, Л.С. Славина. Известия АПН РСФСР, № 36, 2010. – 260 с.

  12. Брунер Дж. Процесс учения / Дж. Брунер. Изд – во АПН РСФСР, 2012. – 146 с.

  13. Барлетт Д., Вирджиния Н. «Прикладная психология» 4-е международное издание/ Д. Барлетт, Н.Вирджиния. –Питер.: Союз, 2010.- 226 с.

  14. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 480 с.

  15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2012. – 320 с.

  16. Габай Т. В. Учебная деятельность и её средства/ Т.В. Габай. – М.: Просвещение, 1999. – 160 с.

  17. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия/Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 360 с.

  18. Диагностика факторов успешности учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю/ - Самара 2009. – 30 с.

  19. Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти: Хрестоматия/ Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2010. – 280 с.

  20. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.371-379.

  21. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание /П.И.Зинченко. — М.: Педагогика, 2011. – 130 с.

  22. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2010. - С.465-476.

  23. Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.

  24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб.: изд – во Питер, 2010.- 320 с.

  25. Костромина Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты // Начальная школа. - 2009. - № 4.

  26. Кулько В. А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться/ В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. – М.:Знание, 1999. – 134 с.

  27. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Леонтьев А.Н. /Известия АПН, № 7, 1999. – 146 с.

  28. Леонтьев А. Н. Развитие памяти / А.Н. Леонтьев. — М.: Наука, 2012.- 220 с.

  29. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2010. – 652 с.

  30. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. -440 с.

  31. Лорейн Г. СуперПамять / Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 383 с.

  32. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2010. – 320 с.

  33. Матюхина М.В. Мотивация младших школьников/ М.В. Матюхина.– М.:Генезис, 2012. – 156 с.

  34. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе//Психология и педагогика, №2, 2011. – 180 c/

  35. Мануэль Дж. Смит. Тренинг уверенности в себе/комплекс упражнений для развития уверенности / Дж. Мануэль, Смит. – СПб.: Речь, 2000.- 168 с.

  36. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности/ В.В. Нуркова.- М.: Наука, 2000.-180 с.

  37. Нуркова В.В., Формирование мотивации учения./ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б.Орлов. – М.: Союз, 2010. – 220 с.

  38. Отстающие в учении дети (проблемы психического развития)/ под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Курагиной/– М.: Знание, 2009. – 190 с.

  39. Полуянов Ю. В. Воображение и способности/ Ю.В. Полуянов. – М.: Знание, 2009. – 240 с.

  40. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 814 с.

  41. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/Под ред. И.В. Дубровиной/– М.: Наука, 2012. – 130 с.

  42. Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотив деятельности школьника//Изучение мотивации детей и подростков/под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной / Славина Л. С. – М.: Апрель – пресс, 2012. – 164 с.

  43. Синицкая В. А. Организация коллективной деятельности учащихся на уроке / В.А. Синицкая. – М.: Академия, 2012. – 120 с.

  44. Развитие логической памяти у детей/Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Росно, 2006. — 256 с.

  45. Смирнов А. А, Психология ребенка и подростка//Изб. психологические труды: т. 1 /А.А. Смирнов. -М.: Академия, 2010. - 190 с.

  46. Солсо Р. Модели памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2011. – 563 с.

  47. Тренинг развития жизненных целей/ программа психологического содействия социальной адаптации/- СПб.: Речь, 2014. – 140 с.

  48. Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или "память" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.264-269.

  49. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти: Хрестоматия/Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. – 280 с.

  50. Херманн Д. Язык памяти. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 256 с.

  51. Формирование учебной деятельности школьников/под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой.– М.: Знание, 2010.- 164 с.

  52. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящева. - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000. – 256 с.

  53. Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение/ В.С. Цетлин. – М., 2013. - 220 с.

  54. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2012. - 368 с

  55. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. - М.: Новая школа, 2012. – 142 с.


Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы







Оперативная

память

Познавательная активность

Уровни теорети ческого мышле ния

Внимание




до

после

до

после

до

после

до

после

1

10

10

19

12

13

14

3

2

2

6

9

16

18

18

18

2

2

3

12

16

22

20

16

15

3

3

4

12

10

22

22

18

18

3

2

5

10

12

20

22

16

16

2

1

6

8

6

19

19

14

14

3

2

7

12

12

22

19

14

15

2

2

8

3

3

16

20

13

14

2

2

9

12

10

20

18

14

14

3

2

10

10

10

20

20

16

18

2

1

11

8

10

22

20

18

18

2

3

12

12

12

20

20

16

16

3

3

13

3

4

16

19

18

18

3

2

14

3

4

16

19

18

18

3

3