Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста

1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти

1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности

1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников

2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития оперативной памяти школьников до формирующей работы

2.3. Ход экспериментальной работы по развитию оперативной памяти младших школьников и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся экспериментальной группы до и после коррекционной работы

2.3. Ход экспериментальной работы по развитию оперативной памяти младших школьников и оценка ее эффективности


Для проверки нашей гипотезы, о том, что оперативную память можно развить и получить положительные результаты, перед экспериментальной работой использовался нами критерий критерия U (Манна - Уитни) для оценки различия между этими двумя выборками школьников по исследуемым признакам - оперативная память, познавательная активность, мышление и внимание. Расчеты проводились при помощи компьютерной программы SPSS-12. Результаты применения критерия Манна-Уитни до экспериментального воздействия приводятся в таблице 6.

Таблица 6 - Результаты сравнения выраженности исследуемых показателей в группах до экспериментального воздействия

Показатели

Эмпиричес

кое значение критерия U

Уровень значимо

сти

Сумма рангов в «контроль. группы»

Сумма ран гов «экспер группы»

Вывод о значимости различий

Оперативная память

96

0,946

201

205

Разницы нет

Познавательная активность

88

0,667

213

193

Разницы нет

Мышление

92

0,804

209

197

Разницы нет

Внимание

35

0,003

266

140

Есть разница


На основании проведенных расчетов и полученных результатов мы можем сделать выводы ими двумя сравниваемыми группами по всем сравниваемым параметрам, кроме внимания, не выявлено.

С учетом полученных результатов для достижения поставленной в исследовании цели была разработана авторская «Программа развития памяти учащихся». Предполагалось, что в коррекционной работе следует предусмотреть многоэтапную системную работу в целом направленную на достижение единой цели – развитие оперативной памяти за счет развития психических познавательных процессов и познавательной активности учащихся и, в свою очередь, повышения внутренней мотивации учения.


Учащиеся 2 Б класса были включены в экспериментальную группу, а учащиеся 2А класса составили контрольную группу. С учащимися экспериментальной группы проводились специальные развивающие занятия, организованные психологом, были проинформированы о различных психотехнических упражнениях учителя, работающие с этими детьми, привлечены к работе с ними и старшеклассники.

Поддерживалась регулярная связь с родителями. Эксперимент проводился в течение 6 месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю. Контрольная группа обучалась в обычном режиме.

Ставились в работе с детьми следующие задачи:

1).Создание определенных игровых условий для проявления познавательной активности, снятия зажимов и барьеров.

2). Расширение общей осведомленности учащихся, пополнение активного словарного запаса.

3). Вовлечение учащихся в научно – познавательную деятельность по разработке проектов.

Структурная организация программы

Первый блок программы направлен на создание условий для последующей более активной деятельности учащихся посредством проведения психотехнических упражнений по снятию тревожности, повышению самооценки, уверенности в себе, по развитию конструктивных способов общения с одноклассниками и взрослыми.

Второй блок программы направлен на создание условий для эффективной работы - психопрофилактическая работа с педагогами по повышению их психолого–педагогической компетентности по специально подобранным темам.

Третий блок программы направлен на развитие познавательной активности путем воздействия на когнитивную структуру личности, развития психических познавательных процессов, расширения общей осведомленности.

Четвертый блок занятий предусматривает игровую работу учащихся по высвобождению и их творческого потенциала, привлечение их к научно – познавательной деятельности.

Содержание программы

Первый блок.

Занятие 1. Цель: создание психологических условий для активизации познавательной активности.

Задачи: - повышение общей самооценки:

- преодоление психологических барьеров;

Занятие 2. Цель: Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Задачи: - осознание позитивных и негативных сторон личности;

обучение навыкам диалогового общения.

Занятие 3. Цель: Развитие умений воспринимать себя и других окружающих.

Задачи: - обучение навыкам высказывания и принятия обратной связи;



обучение умениям сопереживать и выражать симпатию;

Занятие 5. Цель: активизация творческого потенциала.

Задачи: - развитие умений находить необычное в обычном;

развитие умений находить новое применение обычным вещам;

развитие умений словотворчества;

Блок второй - Пропагандисткая, психопрофилактическая, семинарская работа с педагогами.

Цель: повышение психолого – педагогической компетентности.

Темы занятий: 1. «Особенности психического развития младших школьников. Причины трудностей обучения и низкой учебной мотивации детей». «Психотехнологии эффективного обучения младших школьников» (Использование НЛП – подхода, принципов развивающего обучения).

«Психология познавательного интереса. Психолого – педагогические условия оптимизации познавательной активности».

«Формы и методы работы с младшими школьниками по коррекции психических познавательных процессов и активизации познавательного интереса».

Третий блок Цель: Развитие познавательной активности учащихся посредством коррекционной и лекционно – просветительской работы.

Задачи: - расширение общей осведомленности; обучение навыкам научно – познавательной деятельности.

Темы урочных занятий:

1. «Что, как и почему? Удивительный мир техники».

2. «Где кончается вселенная? История освоения космоса». «Мир живой и неживой природы». «Почему вымерли мамонты? Из истории древнего мира». «Куда течет время?» и др. Внеурочные занятия предполагают научно – познавательную деятельность учащихся по написанию кратких рефератов с использованием словарей, справочников и энциклопедий, рисунков.

Четвертый блок. Цель: развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

Задачи:

- развитие «умения рассуждать»;

- развитие умений «ставить» вопросы;

- обучение навыкам видеть необычное в обычном, и описывать увиденное;

- развитие умений сочинять рассказы, сказки, киноленты;

- развитие умений словотворчества.

Оценка эффективности программы развития памяти

1. В ходе реализации первого блока программы наблюдались трудности в силу личностных особенностей учащихся, их трудной организуемости и привлекаемости к активной групповой работе.

Однако за исключением 2 – 3 учеников, остальные все же к концу занятий начали проявлять интерес друг к другу и групповой работе.

2. При реализации второго блока программы затруднений не наблюдалось, педагоги проявили живой интерес к подготовленным к семинару темам, задавали много вопросов по ходу изложения тем.


3. При реализации третьего блока, учащиеся уже с большим интересам отнеслись к сообщениям старшеклассников, которые продемонстрировали им свои исследовательские работы.

Учащимся были продемонстрированы по излагаемым темам книги, справочники. С большим удовольствием почти все учащиеся выбрали темы для самостоятельной подготовки сообщений при совместной помощи своих родителей на самые различные темы.

Дети были подробно ознакомлены со всеми правилами сбора, отбора информации и подготовки реферата, о правилах поиска информации в книгах и справочниках.

Таким образом, учащиеся при поддержке родителей подготовили сообщения на следующие темы: «Мир звезд», «Солнечная система», «Освоение космоса», «Из чего состоит Земля», «Времена года», «Формы земной поверхности», «Вода в природе», «Животные нашей страны», «Жители степей и пустынь», «Жители Крайнего Севера и др. 4. При реализации четвертого блока подготовленные учащимися доклады были предъявлены слушателям (разрешалось зачитывать доклад с места). По итогам проведенной «Программы развития оперативной памяти учащихся» с учащимися экспериментальной и контрольной групп была проведена повторная диагностика мышления и получены результаты, представленные в таблице 7.

Таблица 7 – Показатели уровней развития мышления учащихся до и после экспериментальной работы

Группы

высокий

средний

низкий

до

после

до

после

до

после

Контрольная группа

13%

14%

43%

46%

44%

42%

Эксперимент. группа

16%

22%

32%

54*

52%

24%




Как видно из таблицы, у учащихся контрольной группы изменении
Рисунок 5. Уровни развития мышления

В экспериментальной группе сдвиг в показателях мышления очевиден. Увеличился процент учащихся с высоким (на 6 %) и средним (на 22 %) уровнем развития мышления, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 28 %, вследствие проведенной формирующей коррекционной работы.


О том, насколько изменилась познавательная активность учащихся экспериментальной группы, можно судить по содержанию задаваемых учащимися вопросов.

Появился живой интерес и познавательная активность учащихся увеличилась к областям познания, как астрономия, философия, история, археология, религия, биология, география, психология взаимоотношений, информатика и др.

Область астрономии, космическая область:

Правда ли, что к нам прилетают летающие тарелки? Есть ли люди на Луне? Есть ли другие галактики? Когда наступит конец света? Как произошел мир? Что на свете всего важнее? Как создан человек? Как рождаются дети? Есть ли на Марсе кислород?

Область биологии и географии:

Как выводятся живые существа? Зачем нужны деревья? Почему на деревьях листья? Зачем нужен природный газ? Почему слон большой? Почему небо течет?

Почему озеро глубокое, а дно неровное? Почему Земля круглая?

Как появилась Вселенная? Как появились планеты, Земля? Почему после лета идет осень? Есть ли на свете бог или черт? Почему львы рачат, орлы летают? Сколько на планете людей? О чем говорят дельфины? Сколько на планете людей?

Область истории и археологии:

Когда появился первый человек? Почему вымерли динозавры? Были ли на самом деле мамонты? Какая пирамида самая старая?

Область техники:

Как делают компьютер? Как горит свет в лампе? Сколько было лет Ленину перед смертью? Для чего мы живем? Кто открыл Америку? Почему мечты не сбываются? Какая температура внутри солнца, есть ли внутри Земли ядро и можно ли его взорвать? Почему в пустыне много песка?

Общая тревожность пока сохранилась:

Сколько я буду жить? Как я буду жить? Смогу ли я учиться на 4 и 5? Когда люди перестанут загрязнять и убивать природу? Когда прекратятся войны между странами? Что будет, если погаснет солнце? Как научиться быстро делать уроки?

У многих учащихся появилось желание получать 4 и 5, научиться быстро делать уроки, быстро узнавать обо всем, не ссориться с друзьями и др. желания, косвенно свидетельствующие о произошедших изменениях в потребностно–мотивационной сфере учащихся.

Повторное исследование познавательной активности в двух группах позволило получить следующие результаты. По сравнению с контрольной группой у учащихся экспериментальной группы уменьшился интерес к материально – бытовой сфере, вероятно по той причине, что в ходе занятий была реализована идея, что «…человек имеет большие возможности, если захочет достичь жизненных целей». Возрос интерес к астрономии, биологии, географии, механике, философии, истории, человекознанию, что проявилось в количестве задаваемых по этим областям знаний вопросов.