Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста

1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти

1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности

1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников

2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития оперативной памяти школьников до формирующей работы

2.3. Ход экспериментальной работы по развитию оперативной памяти младших школьников и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся экспериментальной группы до и после коррекционной работы




Содержание


Введение 2

1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6

1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти 7

1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности 14

1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников 22

29

2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников 30

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик 30

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития оперативной памяти школьников до формирующей работы 32

2.3. Ход экспериментальной работы по развитию оперативной памяти младших школьников и оценка ее эффективности 37

Заключение 53

Глоссарий 56

Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы 62

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся экспериментальной группы до и после коррекционной работы 63


Введение



В настоящее время одной из актуальных образовательных проблем является поиск возможностей, способов и условий повышения эффективности обучения учащихся начальной школы. Повысить эффективность обучения возможно при условии развития всех психических процессов, что способствует, в свою очередь, развитию мышления и личностного развития.

Современное обучение остро нуждается в практическом решении проблемы эффективной переработки большого объема материала, быстрого и точного его запоминания и извлечения из памяти. Наиболее важными компонентами успешного обучения школьников являются внимание и память. Восприятие, понимание и усвоение школьниками изучаемого на уроке учебного материала также зависит от устойчивого внимания и качества оперативной памяти.

Проблема развития памяти младших школьников затронута в трудах таких ученых как: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Т.А. Корман, К.П. Мальцева, Л.В. Занков, В.Я. Ляудис, Л.М. Житникова, В.И. Самохвалова, В.Д. Шадрикова, М.И. Лохова и др.

Но, несмотря на глубокое изучение проблемы развития памяти младших школьников, данный вопрос нуждается в дальнейшем рассмотрении.


Воспитание и развитие всех видов памяти тесно связано с формированием личности школьника, с его отношением к предметному миру и людям, с формированием таких свойств, как организованность, дисциплинированность, выдержка, самообладание и познавательная активность. Поэтому, продолжаются психолого–педагогические и методические поиски форм и методов наиболее эффективной коррекционной работы по развитию памяти. Учебный материал должен быть более разнообразным, интересным и способствовал общему развитию учащихся (по форме, способу изложения, логике раскрытия содержания) и вместе с тем, в ходе его усвоения у учащихся должны совершенствоваться психические познавательные процессы, процессы памяти и мышления, чтобы они поднимались на еще более высокий уровень развития. Методические поиски ученых сопровождаются поисками возможностей активизации процесса усвоения учащимися знаний, развития их самостоятельности и т. д. За всеми этими поисками стоит стремление разрешить проблему формирования достаточно устойчивых познавательных интересов учащихся, которые стали бы побуждающей силой, мотивацией процесса учения и смогли бы обеспечить его успешность.

Практическое решение проблемы развития памяти в младшем школьном возрасте (а вместе с тем и изучение условий и закономерностей этого развития) возможно только при планомерном формировании всех компонентов учебной деятельности. Как показывают исследования ученых, к концу обучения в начальных классах у подавляющего большинства детей либо завершается становление механизмов подлинно произвольной памяти, либо эта высшая форма человеческой памяти составляет зону ближайшего развития интеллекта школьников.

Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, присутствует с момента рождения, однако ее развитие может проходить в разных условиях, поэтому, ребенку следует помогать владеть и управлять ею, cоздавая необходимые благоприятные психолого–педагогические условия.

Отечественный ученый - психолог Л.С. Выготский отмечал, что не следует искать абсолютные возрастные нормы развития психических познавательных процессов. Ученый считал, что если обучение будет ориентировано только на усвоение тех или иных знаний или способов действия, и без достаточного внимания остаются механизмы собственной активности учащихся, то высшие психические функции, в том числе - память, внимание, мышление и т.д., будут развиваться слабо. И, как полагал ученый, наоборот, если обучение будет специально направлено на формирование деятельности, как

особой формы активности личности, то появятся и оптимальные условия для их развития.

Очень важным считал ученый - обеспечить развитие памяти не только введением в обучение тех или иных способов запоминания, но и необходимость реального формирования механизмов саморегуляции деятельности. Иначе, как он полагал, все усилия затраченные на просто запоминание, не дадут должного эффекта.

Исходя из этого, проблема данного исследования заключается в том, что развитие оперативной памяти младших школьников без- или вне- развития всех психических познавательных процессов не всегда приводит к планируемому результату. Развитие оперативной памяти будет более успешным при условии развития всех познавательных процессов и развитии собственной познавательной активности учащихся, стремления познавать и сохранять в памяти новые факты и впечатления жизнедеятельности.

Объектом исследования является память учащихся начальных классов обучения.

Предметом исследования является развитие оперативной памяти детей начальных классов обучения.

Цель исследования – исследование возможностей развития оперативной памяти учащихся начальных классов обучения, с применением комплексной коррекционной программы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие оперативной памяти младших школьников будет эффективным при условии, если процесс развития памяти будет сопровождаться развитием мышления, внимания и познавательной активности детей начальных классов обучения.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого – педагогические исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам развития памяти, мышления, внимания и познавательной активности младших школьников.

  2. Исследовать с применением подобранных диагностических методик особенности оперативной памяти, мышления, внимания и познавательной активности детей начальных классов обучения.

  3. Разработать, апробировать и дать оценку эффективности программе развития оперативной памяти и познавательной активности детей начальных классов обучения.


Методы и методики исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, тестирование, математико – статистические вычисления.

Эмпирической базой исследования явилось ГБОУ Основная Общеобразовательная школа № 5 Имени Героя Советского Союза А.Д. Вологина Городского Округа Октябрьск Самарской области.

Общая выборка исследования составила 28 учащихся начальной школы.

Практическая значимость. Апробированная в работе комплексная программа развития оперативной памяти школьников начальных классов обучения, может применяться педагогами и психологами в практике работы с детьми в общеобразовательных школах.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста




1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти



Память – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Психология изучает три группы явлений, относящихся к феноменологии памяти.

К первой группе можно П.П. Блонский относит качественные характеристики хранящегося опыта, которые представлены в разнообразных видах памяти: эмоциональная, образная, словесно-логическая и двигательная память. Нетрудно понять, что в данной классификации вновь находят отражение три наиболее общие психологические категории: мотив, отраженный в эмоции, образ и действие. Отсюда еще раз отчетливо видно, что память пронизывает все компоненты психической регуляции приспособительного акта.

Вторая группа феноменологии памяти, по мнению ученого, образована по признаку длительности хранения опыта: мгновенная (иконическая, экоическая), кратковременная и долговременная память. В третьей группе, по мнению П.П. Блонского, представлены этапы преобразования информации в памяти и закономерности, характеризующие каждый из них: запоминание, забывание и сохранение и воспроизведение опыта1

Cогласно исследованиям ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия А.Р.), рассмотрим коротко основные закономерности, характеризующие каждую из этих групп явлений, которые являются основанием разделения памяти на виды.

Ученые выделяют эмоциональную память, тесно связанную с потребностями или мотивами человека, поскольку в них отражаются отношения между потребностями и особенностями ситуации, способствующими или препятствующими их удовлетворению. Эмоции выступают в качестве сигналов о том, в какой мере удовлетворяются или могут быть удовлетворены наши потребности.