Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста

1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти

1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности

1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников

2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития оперативной памяти школьников до формирующей работы

2.3. Ход экспериментальной работы по развитию оперативной памяти младших школьников и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся экспериментальной группы до и после коррекционной работы



У учащихся экспериментальной группы уменьшилась вдвое общая тревожность учащихся, они стали более уверенными на занятиях. Познавательная активность повысилась у учащихся экспериментальной группы. Низкого уровня проявлений познавательной активности не обнаружено.

В контрольной группе особых сдвигов в проявлении познавательной активности не обнаружено. Результаты представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Показатели динамики познавательной активности учащихся до и после эксперимента

Область познания

Эксперименталь ная группа

Контрольная

группа

до

после

до

после

1.Материально – бытовая

область

68

52

64

18

Продолжение таблицы № 8













2. Область философии

6

8

4

24

3.Область истории

4

9

4

31

4.Область астрономии

4

6

2

82

5.Область человекознания

6

12

8

48

6.Область психологии

-

-

-

26

7.Область биологии

-

4

-

64

8.Область географии

-

6

-

49

9.Область механики

-

-

-

38

10. Область экзистенции

12

16

8

12

11.Проявляемая общая тревожность

48

22

56

44


Уровни проявления познавательной активности до и после формирующего эксперимента представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Изменения уровней познавательной активности учащихся до и после проведенного эксперимента

Группы

Уровни развития в %

высокий

средний

низкий

до

после

до

после

до

после

Эксперимент.

16%

68%

12%

32%

72%

0%

Контрольная

14%

14%

18%

24%

68%

62%




Рисунок 6. Уровни познавательной активности учащихся до и после проведенного эксперимента

Повторная диагностика оперативной памяти учащихся показал следующее: в экспериментальной группе результаты показатели изменились в сторону улучшения – появились высокие показатели у 57,1 % учащихся, среднего уровня – у 42, 9%, низких результатов не выявлено.

В контрольной группе результаты существенно не изменились. Среднего уровня результаты выявлены у 71,4 % учащихся и низкого уровня у 28, 6 % учащихся.

Анализ результатов диагностики внимания показал, что у учащихся экспериментальной группы внимание существенно улучшилось – высокий уровень выявлен у 21,4 %, средний уровень – у 71, 4 % и низкий уровень у 7, 2% учащихся. В контрольной группе ситуация не изменилась. Данные до и после экспериментальной работы представлены в таблице 10 и в приложениях 1 и 2 и на рисунке 7.

Таблица 10 - Показатели оперативной памяти и внимания до и после эксперимента

Уровни

Оперативная память

Внимание

контрольная

эксперимент.

контрольная

эксперимент.

до

после

до

после

до

после

до

после

выс

0 %

0 %

0 %

57,2 %

0 %

0%

0%

21,4%

сред

57,1 %

71,4 %

64,2%

42,8%

57,1%

28,5%

42,8%

71,4%

низ

42,9%

28,6%

35,8%

0%

42,9%

71,5%

57,2%

7,2%



О перативная память

Р исунок 7. Уровни развития оперативной памяти

Рисунок 8. Уровни развития внимания до и после экспериментальной работы

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента были результаты, свидетельствующие о развитии оперативной памяти учащихся низкого и среднего уровня, внимание учащихся было выявлено также низкого и среднего уровня, низкого уровня учебная мотивация учащихся была выявлена как у учащихся 2 А, так и у учащихся 2 Б класса.

Последовательная реализация программы развития памяти и формирования познавательной активности учащихся экспериментальной группы и последующие диагностические процедуры позволили получить следующие результаты:

- у учащихся контрольной группы, которые обучались в обычном режиме, изменений в наблюдаемых параметрах почти не обнаружено;

- в экспериментальной группе в результате проведенного формирующего эксперимента обнаружились сдвиги в показателях памяти, внимания, учебной мотивации и познавательной активности.

О том, насколько изменилась познавательная активность учащихся экспериментальной группы, можно судить по содержанию задаваемых учащимися вопросов. Появился познавательный интерес учащихся к таким областям познания, как астрономия, философия, история, археология, религия, биология, география, психология взаимоотношений, информатика и др. У многих учащихся появилось желание учиться на 4 и 5, научиться быстро делать уроки, быстро узнать обо всем, не ссориться с друзьями и др. желания, косвенно свидетельствующие о произошедших изменениях в потребностно – мотивационной сфере учащихся. По сравнению с контрольной группой у учащихся экспериментальной группы уменьшился интерес к материально – бытовой сфере, вероятно в силу того, что в ходе занятий была реализована идея, что «…человек имеет большие возможности, если захочет достичь жизненных целей». Возрос интерес к астрономии, биологии, географии, механике, философии, истории, человекознанию, что проявилось в количестве задаваемых по этим областям знаний вопросов. Уменьшилась общая тревожность учащихся (вероятно в силу проведенных индивидуальных занятий по коррекции внимания, памяти, мыслительных навыков). Сравнительный анализ полученных по этим группам данных позволяет сделать вывод, что разработанная и апробированная нами «Программа развития словесно – логической памяти и познавательного интереса учащихся» явилась достаточно эффективной.


После экспериментальной работы по развитию оперативной памяти учащихся начальных классов обучения было проведено повторное сравнение изучаемых показателей c применением критерия U критерия Манна – Уитни.

Результаты сравнения изучаемых признаков в группах школьников после экспериментального воздействия представлены в таблице 11.

Таблица 11 - Результаты сравнения выраженности исследуемых показателей в группах после экспериментального воздействия

Показатели

Эмпирическое значение критерия U

Уровень значимости

Сумма рангов в «контрольной группе»

Сумма ран гов в «экспе риментальн»

Вывод о значимости различий

Оперативная память

12

0,000

117

289

есть разница

Познавательная активность

10

0,000

115

291

есть разница

Мышление

2

0,000

107

299

есть разница

Внимание

20

0,000

125

281

есть разница


После экспериментального воздействия с применением специально разработанной программы развития психических познавательных процессов и развития познавательной активности, в контрольной и экспериментальной группах, по сравниваемым параметрам (оперативная память, мышление, внимание), выявлена значимая разница.

Показатели экспериментальной группы стали значимо выше аналогичных показателей экспериментальной группы. Разница показателей по параметру «внимание» увеличилась.

Сдвиг, произошедший в показателях экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующего эксперимента мы измеряли при помощи критериев Т- критерий Вилкоксона и критерия G – критерия знаков.

Для установления общего направления сдвига исследуемого признака в обеих группах, нами был применен критерий G – критерий знаков. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом происходят изменения – в сторону улучшения или ухудшения (усиления - ослабления). Для уточнения полученных результатов, мы применили критерий Т
критерий Вилкоксона. Он применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Т.е. с его помощью мы можем установить, что сдвиг в одном направлении является (не является) более интенсивным, чем в другом.

Результаты расчетов сдвигов в показателях памяти приведены в таблице 12.

Таблица 12 – Результаты расчетов сдвигов в показателях памяти у учащихся контрольной и экспериментальной групп

Группы

Кол-во

поло

жите

льных сдвигов

Кол-во

отрица-тельных сдвигов

Кол-во

нулевых сдвигов

критерий Вилкоксона

критерий знаков

Т

эмпи ричес кое

p

уровень значи-мости

G

эмпири-ческое

p уровень значи-мости

Эксперименталь

ная группа

12

0

2

0,000

0,002

0

0,000

Контрольная группа

7

3

4

13,5

0,144

3

0,315


Вывод: мы установили, что в экспериментальной группе произошли значимые сдвиги в сторону увеличения показателей памяти, как в количественном выражении, так и по интенсивности изменений.

Таким образом, мы установили, что в экспериментальной группе произошли значимые сдвиги в сторону увеличения показателей мышления, как в количественном выражении, так и по интенсивности изменений. В контрольной группе сдвигов не произошло, и по интенсивности сдвиги не достигли уровня статистической значимости.

Результаты расчетов сдвигов в показателях познавательной активности приведены в таблице13.
Таблица 13 – Результаты расчетов сдвигов в показателях познавательной активности




Кол-во

положи-тельных сдвигов

Кол-во

отрица-тельных сдвигов

Кол-во

нулевых сдвигов

критерий Вилкоксона

критерий знаков

Т

эмпир-ическое

p

уровень значи-мости

G

эмпири-ческое

p уровень значи-мости

Эксперим.

группа

12

0

2

0,00

0,002

0

0,000

Контрольн группа

2

6

6

5,5

0,078

6

0,067