Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста
1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти
1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности
1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников
2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников
2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик
У учащихся экспериментальной группы уменьшилась вдвое общая тревожность учащихся, они стали более уверенными на занятиях. Познавательная активность повысилась у учащихся экспериментальной группы. Низкого уровня проявлений познавательной активности не обнаружено.
В контрольной группе особых сдвигов в проявлении познавательной активности не обнаружено. Результаты представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Показатели динамики познавательной активности учащихся до и после эксперимента
Область познания | Эксперименталь ная группа | Контрольная группа | ||
до | после | до | после | |
1.Материально – бытовая область | 68 | 52 | 64 | 18 |
Продолжение таблицы № 8 | | | | |
2. Область философии | 6 | 8 | 4 | 24 |
3.Область истории | 4 | 9 | 4 | 31 |
4.Область астрономии | 4 | 6 | 2 | 82 |
5.Область человекознания | 6 | 12 | 8 | 48 |
6.Область психологии | - | - | - | 26 |
7.Область биологии | - | 4 | - | 64 |
8.Область географии | - | 6 | - | 49 |
9.Область механики | - | - | - | 38 |
10. Область экзистенции | 12 | 16 | 8 | 12 |
11.Проявляемая общая тревожность | 48 | 22 | 56 | 44 |
Уровни проявления познавательной активности до и после формирующего эксперимента представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Изменения уровней познавательной активности учащихся до и после проведенного эксперимента
Группы | Уровни развития в % | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
до | после | до | после | до | после | |
Эксперимент. | 16% | 68% | 12% | 32% | 72% | 0% |
Контрольная | 14% | 14% | 18% | 24% | 68% | 62% |
Рисунок 6. Уровни познавательной активности учащихся до и после проведенного эксперимента
Повторная диагностика оперативной памяти учащихся показал следующее: в экспериментальной группе результаты показатели изменились в сторону улучшения – появились высокие показатели у 57,1 % учащихся, среднего уровня – у 42, 9%, низких результатов не выявлено.
В контрольной группе результаты существенно не изменились. Среднего уровня результаты выявлены у 71,4 % учащихся и низкого уровня у 28, 6 % учащихся.
Анализ результатов диагностики внимания показал, что у учащихся экспериментальной группы внимание существенно улучшилось – высокий уровень выявлен у 21,4 %, средний уровень – у 71, 4 % и низкий уровень у 7, 2% учащихся. В контрольной группе ситуация не изменилась. Данные до и после экспериментальной работы представлены в таблице 10 и в приложениях 1 и 2 и на рисунке 7.
Таблица 10 - Показатели оперативной памяти и внимания до и после эксперимента
Уровни | Оперативная память | Внимание | ||||||
контрольная | эксперимент. | контрольная | эксперимент. | |||||
до | после | до | после | до | после | до | после | |
выс | 0 % | 0 % | 0 % | 57,2 % | 0 % | 0% | 0% | 21,4% |
сред | 57,1 % | 71,4 % | 64,2% | 42,8% | 57,1% | 28,5% | 42,8% | 71,4% |
низ | 42,9% | 28,6% | 35,8% | 0% | 42,9% | 71,5% | 57,2% | 7,2% |
О перативная память
Р исунок 7. Уровни развития оперативной памяти
Рисунок 8. Уровни развития внимания до и после экспериментальной работы
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента были результаты, свидетельствующие о развитии оперативной памяти учащихся низкого и среднего уровня, внимание учащихся было выявлено также низкого и среднего уровня, низкого уровня учебная мотивация учащихся была выявлена как у учащихся 2 А, так и у учащихся 2 Б класса.
Последовательная реализация программы развития памяти и формирования познавательной активности учащихся экспериментальной группы и последующие диагностические процедуры позволили получить следующие результаты:
- у учащихся контрольной группы, которые обучались в обычном режиме, изменений в наблюдаемых параметрах почти не обнаружено;
- в экспериментальной группе в результате проведенного формирующего эксперимента обнаружились сдвиги в показателях памяти, внимания, учебной мотивации и познавательной активности.
О том, насколько изменилась познавательная активность учащихся экспериментальной группы, можно судить по содержанию задаваемых учащимися вопросов. Появился познавательный интерес учащихся к таким областям познания, как астрономия, философия, история, археология, религия, биология, география, психология взаимоотношений, информатика и др. У многих учащихся появилось желание учиться на 4 и 5, научиться быстро делать уроки, быстро узнать обо всем, не ссориться с друзьями и др. желания, косвенно свидетельствующие о произошедших изменениях в потребностно – мотивационной сфере учащихся. По сравнению с контрольной группой у учащихся экспериментальной группы уменьшился интерес к материально – бытовой сфере, вероятно в силу того, что в ходе занятий была реализована идея, что «…человек имеет большие возможности, если захочет достичь жизненных целей». Возрос интерес к астрономии, биологии, географии, механике, философии, истории, человекознанию, что проявилось в количестве задаваемых по этим областям знаний вопросов. Уменьшилась общая тревожность учащихся (вероятно в силу проведенных индивидуальных занятий по коррекции внимания, памяти, мыслительных навыков). Сравнительный анализ полученных по этим группам данных позволяет сделать вывод, что разработанная и апробированная нами «Программа развития словесно – логической памяти и познавательного интереса учащихся» явилась достаточно эффективной.
После экспериментальной работы по развитию оперативной памяти учащихся начальных классов обучения было проведено повторное сравнение изучаемых показателей c применением критерия U критерия Манна – Уитни.
Результаты сравнения изучаемых признаков в группах школьников после экспериментального воздействия представлены в таблице 11.
Таблица 11 - Результаты сравнения выраженности исследуемых показателей в группах после экспериментального воздействия
Показатели | Эмпирическое значение критерия U | Уровень значимости | Сумма рангов в «контрольной группе» | Сумма ран гов в «экспе риментальн» | Вывод о значимости различий |
Оперативная память | 12 | 0,000 | 117 | 289 | есть разница |
Познавательная активность | 10 | 0,000 | 115 | 291 | есть разница |
Мышление | 2 | 0,000 | 107 | 299 | есть разница |
Внимание | 20 | 0,000 | 125 | 281 | есть разница |
После экспериментального воздействия с применением специально разработанной программы развития психических познавательных процессов и развития познавательной активности, в контрольной и экспериментальной группах, по сравниваемым параметрам (оперативная память, мышление, внимание), выявлена значимая разница.
Показатели экспериментальной группы стали значимо выше аналогичных показателей экспериментальной группы. Разница показателей по параметру «внимание» увеличилась.
Сдвиг, произошедший в показателях экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующего эксперимента мы измеряли при помощи критериев Т- критерий Вилкоксона и критерия G – критерия знаков.
Для установления общего направления сдвига исследуемого признака в обеих группах, нами был применен критерий G – критерий знаков. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом происходят изменения – в сторону улучшения или ухудшения (усиления - ослабления). Для уточнения полученных результатов, мы применили критерий Т
– критерий Вилкоксона. Он применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Т.е. с его помощью мы можем установить, что сдвиг в одном направлении является (не является) более интенсивным, чем в другом.
Результаты расчетов сдвигов в показателях памяти приведены в таблице 12.
Таблица 12 – Результаты расчетов сдвигов в показателях памяти у учащихся контрольной и экспериментальной групп
Группы | Кол-во поло жите льных сдвигов | Кол-во отрица-тельных сдвигов | Кол-во нулевых сдвигов | критерий Вилкоксона | критерий знаков | ||
Т эмпи ричес кое | p уровень значи-мости | G эмпири-ческое | p уровень значи-мости | ||||
Эксперименталь ная группа | 12 | 0 | 2 | 0,000 | 0,002 | 0 | 0,000 |
Контрольная группа | 7 | 3 | 4 | 13,5 | 0,144 | 3 | 0,315 |
Вывод: мы установили, что в экспериментальной группе произошли значимые сдвиги в сторону увеличения показателей памяти, как в количественном выражении, так и по интенсивности изменений.
Таким образом, мы установили, что в экспериментальной группе произошли значимые сдвиги в сторону увеличения показателей мышления, как в количественном выражении, так и по интенсивности изменений. В контрольной группе сдвигов не произошло, и по интенсивности сдвиги не достигли уровня статистической значимости.
Результаты расчетов сдвигов в показателях познавательной активности приведены в таблице13.
Таблица 13 – Результаты расчетов сдвигов в показателях познавательной активности
| Кол-во положи-тельных сдвигов | Кол-во отрица-тельных сдвигов | Кол-во нулевых сдвигов | критерий Вилкоксона | критерий знаков | ||
Т эмпир-ическое | p уровень значи-мости | G эмпири-ческое | p уровень значи-мости | ||||
Эксперим. группа | 12 | 0 | 2 | 0,00 | 0,002 | 0 | 0,000 |
Контрольн группа | 2 | 6 | 6 | 5,5 | 0,078 | 6 | 0,067 |