Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста

1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти

1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности

1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников

2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития оперативной памяти школьников до формирующей работы

2.3. Ход экспериментальной работы по развитию оперативной памяти младших школьников и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся экспериментальной группы до и после коррекционной работы



Образная память сохраняет пережитый опыт в форме образов. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах восприятия, например при распознавании образов. В процессе хранения в памяти запечатленные образы претерпевают изменения, которые придают представлениям специфические свойства или характеристики.

В словесно-логической памяти, как отмечают ученые, хранятся наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрения в целом. Кроме того, в словесно-логической форме хранятся также сознательно планируемые программы деятельности. В двигательной памяти хранятся схемы различных движений и их систем, образующие двигательные навыки, которые обеспечивают автоматизированный характер действий в повторяющихся или типичных ситуациях.

Ученые выделяют также следующие три формы памяти – мгновенная,кратковременная и долговременная– отличаются друг от друга как по способу представления в них получаемой извне информации, так и по времени хранения, а также по тем функциям, которые каждая из них выполняет в процессах памяти человека. Три формы памяти представляют собой не только формы, но и этапы переработки информации в процессе ее хранения2.

Память человека, по У. Джеймсу, состоит из трех блоков, работающих в целях сохранения информации как единого целого.

Схема связи между ними имеет примерно следующий вид. Внешнее воздействие приводит к возбуждению чувствительных клеток, вследствие чего в данном «сенсорном регистре» остается след от этого воздействия в виде образа соответствующей модальности. Возникший в сенсорном регистре образ опознается и через очень короткое время пересылается в следующий блок хранения.

Здесь он после некоторых преобразований хранится чуть дольше, после чего либо исчезает (забывается), либо, при его повторении в пределах времени его существования в кратковременной памяти, передается на хранение дальше – в долговременную память, где, в случае попадания в нее, он может храниться неопределенно долго. Долговременная память в свою очередь является хранилищем, из которого поступает информация, как для нужд сенсорного регистра, так и для
нужд кратковременной памяти3.

У.Джеймс выделяет также мгновенную, или сенсорную, память, кратковременную память, долговременную память. Рассмотрим их более подробно эти виды памяти.

Мгновенная, или сенсорная, память – это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Лучше всего она изучена в отношении зрения и слуха. Образ, возникший в результате возбуждения рецепторов каким-либо единичным воздействием, сразу же не исчезает, он продолжает существовать в той же форме, в которой он возник, постепенно затухая в пределах одной секунды для зрительной системы и гораздо дольше для слуховой. Изображение продолжает как бы стоять перед глазами, а звук звучать в ушах, несмотря на то что стимул уже исчез.

Кратковременная память (КВП) представляет собой хранилище, в котором происходит «работа» не только с той информацией, которая поступила от сенсорных органов, но и с той, которая извлекается из долговременной памяти. Кратковременная память – это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятиями и словами. Время хранения материала в кратковременной памяти – около 30 с. При повторении материала в пределах этого времени он может храниться в ней гораздо дольше. Объем КВП составляет 7±2 единицы хранения.

Долговременная память (ДВП). Если в кратковременной памяти мы живем, то долговременная память хранит знания, придающие смысл нашему непосредственному существованию. В долговременной памяти хранятся: пространственная модель мира, представленная здесь в виде отвлеченных структур, соответствующих образам нашего дома, города, страны и всей планеты; знания о законах, устройстве мира и свойствах объектов; представления о людях, самих себе, социальных нормах и жизненных ценностях моторные навыки, например, звуковой и письменной речи, одевания, езды на велосипеде, умения решать задачи в различных областях деятельности; навыки понимания речи или интерпретации произведений живописи (музыки); планы и программы будущей деятельности4.

Структура процессов памяти - запоминания и воспроизведения, сложна. Особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, — опосредованность, целенаправленность, мотивированность, тоже относятся и к памяти тоже. В последнее время появилось великое множество теорий, описывающих работу памяти.



Например, Г. Лорейн во главу угла большинство теорий поставили характер обработки памяти, что свидетельствует о том, что информация может удерживаться в памяти различное время, в соответствии с ее обработкой. Такое положение вещей объясняет теория множественных хранилищ. Согласно этой теории, существование таких типов памяти, как кратковременная и долговременная, а также сенсорное хранилище, связывается с вниманием и памятью. Альтернативная теория работы памяти предполагает один тип хранилища, в котором информация как бы проходит различные уровни обработки5.

Как отмечает А.Н. Леонтьев, под влиянием кибернетического подхода сложилась блоковая модель переработки информации, согласно которой когнитивная сфера представляет собой набор информационных хранилищ (блоков), где осуществляется обработка поступающего материала.

След памяти проходит поочередно через все блоки, пока не поступает на постоянное хранение в блок долговременной памяти. По длительности удержания следа выделяют кратковременную и долговременную память. Рабочую память образуют активная и динамичная области кратковременной памяти, связанные с вниманием и долговременным хранилищем.

Исследователь отмечает, что хранилища памяти могут быть - сенсорное, кратковременное и долговременное. Оперативная или рабочая память является как бы входным буфером кратковременной памяти. Основные показатели оперативной памяти, это ее объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, подвижность и устойчивость к воздействию помех.

Объем оперативной памяти ограничен, как было уже отмечено, и обычно составляет 7±2 структурные единицы (любые объекты информации). Объем оперативной памяти может быть увеличен в случае использования ассоциативных связей, укрупнения структурных единиц, но не за счет увеличения их количества.

Информация в оперативной памяти обрабатывается, в результате чего выделяется смысловая составляющая сенсорных стимулов. Таким образом, происходит семантическое кодирование, что делает возможным долговременное запоминание информации6.

По мнению Н.Г. Морозовой, продуктивность смысловой обработки информации зависит от стратегии запоминания, правильной последовательности операций и уровня внимания.

Если человек решает какие-либо задачи, или выполняет арифметические действия, то он удерживает в памяти
промежуточные результаты до тех пор, пока они ему нужны, затем они просто как бы исчезают из его памяти. Через некоторое время он и не вспомнит об этих промежуточных результатах, они оказываются забытыми. Все эти процессы, связанные оперативной памятью, достаточно сложны и интересны для изучения.

Память долговременная — это подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Исследователи (Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова) считают, что основным механизмом ввода данных в долговременной памяти и их фиксации обычно является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации7.

Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту. По мнению А.Н. Леонтьева, в долговременной памяти одновременно функционирует несколько форм организации знаний. Одной из них является организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных, родовых и более специфических, видовых понятий.

Другой формой организации, характерной для житейских категорий, является группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких представителей категории — прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные моменты, отражающие различное личностное отношение субъекта к тем или иным сведениям. Исследование организации информации в долговременной памяти является, поэтому, важным средством диагностики познавательной сферы и личности.

Долговременная память — блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля.

Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, по мнению Г. Лорейн является интерференция. Этот вид памяти
представляет особый интерес для изучения, т.к. является наиболее сложной и важной в активной жизни человека. В долговременном хранилище, по мнению исследователя, находится все, что задержится в нем больше, чем несколько минут и хранятся в отличие от кратковременной памяти не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации. Назначение этого вида памяти, как отмечает Г. Лорейн стабильное сохранение информации и обеспечение доступа к хранимым данным. Объем долговременной памяти безграничен, также как и длительность хранения информации. Процесс долговременного запоминания информации длится от 1 до 24 часов после предъявления стимула8.

Исследователи семантической памяти (Р. Солсо) выделяют ассоциативный подход, сосредоточенный на функциональных связях между понятиями, и когнитивный подход, сосредоточенный на мысленных структурах, характеризующих отношения между значением и памятью. В ассоциативном подходе исследуется семантическая организация памяти. Анализируя особенности свободного воспроизведения (используя ассоциации слов), получаем информацию об организации понятий в основе когнитивной структуры9.

Существует множество предположений по дислокации памяти. Предполагалось также, что информация может храниться в виде электрической активности мозга, в нервных структурах, в форме модификации белков. Любое из предположений может иметь место, до тех пор, пока не будет опровергнуто достоверными фактами.

Таким образом, память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Психологами изучаются три группы явлений, относящихся к феноменологии памяти.

Это качественные характеристики хранящегося опыта, это феноменология памяти, образованная по признаку длительности хранения опыта, и этапы преобразования информации в памяти и закономерности, характеризующие каждый из них: запоминание, забывание, сохранение и воспроизведение опыта.

Выделяются основные закономерности памяти, которые являются основанием разделения памяти на виды.

Выделяет мгновенную – оперативную память, сенсорную, кратковременную и долговременную память.