Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста
1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти
1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности
1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников
2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников
2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик
В экспериментальной группе произошли значимые сдвиги познавательной активности в сторону увеличения, как в количественном выражении, так и по интенсивности изменений. В контрольной группе сдвигов не произошло. Результаты расчетов сдвигов в показателях внимания приведены в таблице 14.
Таблица 14 – Результаты расчетов сдвигов в показателях внимания
| Кол-во положи-тельных сдвигов | Кол-во отрица-тельных сдвигов | Кол-во нулевых сдвигов | критерий Вилкоксона | критерий знаков | ||
Т эмпир-ическое | p уровень значи-мости | G эмпири-ческое | p уровень значи-мости | ||||
Эксперимен группа | 13 | 0 | 1 | 0,00 | 0,000 | 0 | 0,000 |
Контрольная группа | 1 | 11 | 2 | 4,5 | 0,005 | 1 | 0,008 |
Таким образом, мы установили, что в экспериментальной группе произошли значимые сдвиги в сторону увеличения показателей внимания, как в количественном выражении, так и по интенсивности изменений. В контрольной группе сдвиги произошли в обратную сторону.
Выводы по 2 главе
В результате констатирующего эксперимента с применением диагностических методов было проведено исследование и выявлены уровни развития оперативной памяти, мышления, внимания и познавательной активности учащихся 2Аи 2 Б классов.
Выявлено, что учащиеся этих классов обладают оперативной памятью среднего и низкого уровня, внимание учащихся также среднего и низкого уровня, мышление высокого уровня только у 29 % учащихся двух классов, у остальных учащихся - среднего и низкого уровня. Познавательная активность высокого уровня была выявлена только у 30 % учащихся этих классов.
Для проверки гипотезы, что оперативную память можно развить и получить положительные результаты, перед экспериментальной работой с использование критерия U критерия (Манна - Уитни) было выявлено, что группы между собой не отличаются.
Далее, для развития оперативной памяти была разработана и реализована экспериментальная программа, предполагающая развитие всех процессов – мышления, внимания, познавательной активности.
После формирующего эксперимента было проведено повторное тестирование показателей оперативной памяти, мышления, внимания и познавательной активности и проведено повторное сравнение этих показателей в группах учащихся 2А и 2Б классов. Были выявлены различия в экспериментальной группе в сторону улучшения всех показателей, в том числе и оперативной памяти. Статистический анализ результатов показал статистически значимые изменения в сторону повышения (улучшения) всех показателей.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Заключение
Как показал теоретический анализ литературных источников, в настоящее время существует множество подходов к изучению психических познавательных процессов, в том числе и процессов памяти.
В ходе теоретического анализа выявлено, что память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
В целом процессы памяти можно считать разноуровневыми, на основании существующих теорий памяти, изучающих эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.
Таким образом, память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Психологами изучаются три группы явлений, относящихся к феноменологии памяти.
Это качественные характеристики хранящегося опыта, это феноменология памяти, образованная по признаку длительности хранения опыта, и этапы преобразования информации в памяти и закономерности, характеризующие каждый из них: запоминание, забывание, сохранение и воспроизведение опыта.
Выделяются основные закономерности памяти, которые являются основанием разделения памяти на виды.
Выделяет мгновенную – оперативную память, сенсорную, кратковременную и долговременную память
Учеными выделены различные виды памяти — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития. Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств.
В практическом плане психолого – педагогические и методические искания ученых в плане развития памяти, сопровождаются поисками путей совершенствования памяти за счет активизации всего процесса усвоения знаний учащимися, развития их внутренней активности, самостоятельности и т. д.
Необходимость практического решения проблемы развития памяти в младшем школьном возрасте обусловило тему данного исследования.
Анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования позволяет нам сделать следующие выводы: Школа в настоящее время продолжает поиски новых форм педагогических воздействий в ходе организации и реализации содержания процесса учения, в осуществлении воспитательных воздействий, которые повысили бы эффективность занятий учащихся.
Основные направления поисков связаны с развитие мышления, памяти, познавательной активности, c повышением устойчивой внутренней учебной мотивации. В свою очередь, мотивация учения тесно связана с проявляемой ребенком познавательной активностью и опосредованно мышлением и процессами памяти.
Для качественного усвоения знаний, учащемуся не достаточно воспринимать их в готовом виде, ученик должен сам производить сложную умственную работу, проявить умственную активность. В разные периоды жизни ребенка активность его меняется. Она приобретает разную направленность и разные формы.
В данном исследовании мы предполагаем, что психологическим условием развития оперативной памяти младших школьников может явиться развитие познавательной активности и познавательных психических процессов.
Попытка решения проблемы развития памяти школьников, за счет комплексной работы по развитию познавательной активности, мышления и внимания школьников младших классов предпринята нами практически и описана во второй главе нашего исследования.
Проведенная в данной работе формирующая программа развития оперативной памяти, познавательной активности, мышления и внимания повторная диагностика и сравнительный анализ полученных результатов до и после формирующего эксперимента, позволяют нам заключить, что:
развитие памяти учащихся в начальной школе возможно при условии реализации специально разработанной программы формирования познавательной активности учащихся, включающей в себя комплексную работу по
развитию всех познавательных процессов учащихся;
развитие памяти учащихся оптимально при коррекции одновременно когнитивной, эмоциональной поведенческой структур личности учащегося, при развитии его потребностно – мотивационной сфер;
развитие памяти учащихся оптимально при условии добровольного участия учащихся в познавательной деятельности, проведении занятий в игровой форме в режиме педагогики сотрудничества, что и было предусмотрено нашей программой и реализовано в ходе эксперимента.
Результаты апробации программы развития памяти младших школьников, позволили подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие оперативной памяти младших школьников будет эффективным при условии развития психических познавательных процессов, учебной мотивации и познавательной активности учащихся.
Современное обучение остро нуждается в практическом решении проблемы эффективной переработки большого объема материала, быстрого и точного его запоминания и извлечения из памяти. Наиболее важными компонентами успешного обучения школьников являются внимание и память. Восприятие, понимание и усвоение школьниками изучаемого на уроке учебного материала также зависит от устойчивого внимания и качества оперативной памяти.