Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста

1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти

1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности

1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников

2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития оперативной памяти школьников до формирующей работы

2.3. Ход экспериментальной работы по развитию оперативной памяти младших школьников и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся экспериментальной группы до и после коррекционной работы



В экспериментальной группе произошли значимые сдвиги познавательной активности в сторону увеличения, как в количественном выражении, так и по интенсивности изменений. В контрольной группе сдвигов не произошло. Результаты расчетов сдвигов в показателях внимания приведены в таблице 14.

Таблица 14 – Результаты расчетов сдвигов в показателях внимания




Кол-во

положи-тельных сдвигов

Кол-во

отрица-тельных сдвигов

Кол-во

нулевых сдвигов

критерий Вилкоксона

критерий знаков

Т

эмпир-ическое

p

уровень значи-мости

G

эмпири-ческое

p уровень значи-мости

Эксперимен

группа

13

0

1

0,00

0,000

0

0,000

Контрольная группа

1

11

2

4,5

0,005

1

0,008


Таким образом, мы установили, что в экспериментальной группе произошли значимые сдвиги в сторону увеличения показателей внимания, как в количественном выражении, так и по интенсивности изменений. В контрольной группе сдвиги произошли в обратную сторону.

Выводы по 2 главе

В результате констатирующего эксперимента с применением диагностических методов было проведено исследование и выявлены уровни развития оперативной памяти, мышления, внимания и познавательной активности учащихся 2Аи 2 Б классов.

Выявлено, что учащиеся этих классов обладают оперативной памятью среднего и низкого уровня, внимание учащихся также среднего и низкого уровня, мышление высокого уровня только у 29 % учащихся двух классов, у остальных учащихся - среднего и низкого уровня. Познавательная активность высокого уровня была выявлена только у 30 % учащихся этих классов.

Для проверки гипотезы, что оперативную память можно развить и получить положительные результаты, перед экспериментальной работой с использование критерия U критерия (Манна - Уитни) было выявлено, что группы между собой не отличаются.


Далее, для развития оперативной памяти была разработана и реализована экспериментальная программа, предполагающая развитие всех процессов – мышления, внимания, познавательной активности.

После формирующего эксперимента было проведено повторное тестирование показателей оперативной памяти, мышления, внимания и познавательной активности и проведено повторное сравнение этих показателей в группах учащихся 2А и 2Б классов. Были выявлены различия в экспериментальной группе в сторону улучшения всех показателей, в том числе и оперативной памяти. Статистический анализ результатов показал статистически значимые изменения в сторону повышения (улучшения) всех показателей.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.


Заключение


Как показал теоретический анализ литературных источников, в настоящее время существует множество подходов к изучению психических познавательных процессов, в том числе и процессов памяти.

В ходе теоретического анализа выявлено, что память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

В целом процессы памяти можно считать разноуровневыми, на основании существующих теорий памяти, изучающих эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.

Таким образом, память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Психологами изучаются три группы явлений, относящихся к феноменологии памяти.

Это качественные характеристики хранящегося опыта, это феноменология памяти, образованная по признаку длительности хранения опыта, и этапы преобразования информации в памяти и закономерности, характеризующие каждый из них: запоминание, забывание, сохранение и воспроизведение опыта.

Выделяются основные закономерности памяти, которые являются основанием разделения памяти на виды.

Выделяет мгновенную – оперативную память, сенсорную, кратковременную и долговременную память

Учеными выделены различные виды памяти — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития. Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств.


В практическом плане психолого – педагогические и методические искания ученых в плане развития памяти, сопровождаются поисками путей совершенствования памяти за счет активизации всего процесса усвоения знаний учащимися, развития их внутренней активности, самостоятельности и т. д.

Необходимость практического решения проблемы развития памяти в младшем школьном возрасте обусловило тему данного исследования.

Анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования позволяет нам сделать следующие выводы: Школа в настоящее время продолжает поиски новых форм педагогических воздействий в ходе организации и реализации содержания процесса учения, в осуществлении воспитательных воздействий, которые повысили бы эффективность занятий учащихся.

Основные направления поисков связаны с развитие мышления, памяти, познавательной активности, c повышением устойчивой внутренней учебной мотивации. В свою очередь, мотивация учения тесно связана с проявляемой ребенком познавательной активностью и опосредованно мышлением и процессами памяти.

Для качественного усвоения знаний, учащемуся не достаточно воспринимать их в готовом виде, ученик должен сам производить сложную умственную работу, проявить умственную активность. В разные периоды жизни ребенка активность его меняется. Она приобретает разную направленность и разные формы.

В данном исследовании мы предполагаем, что психологическим условием развития оперативной памяти младших школьников может явиться развитие познавательной активности и познавательных психических процессов.

Попытка решения проблемы развития памяти школьников, за счет комплексной работы по развитию познавательной активности, мышления и внимания школьников младших классов предпринята нами практически и описана во второй главе нашего исследования.

Проведенная в данной работе формирующая программа развития оперативной памяти, познавательной активности, мышления и внимания повторная диагностика и сравнительный анализ полученных результатов до и после формирующего эксперимента, позволяют нам заключить, что:

развитие памяти учащихся в начальной школе возможно при условии реализации специально разработанной программы формирования познавательной активности учащихся, включающей в себя комплексную работу по
развитию всех познавательных процессов учащихся;

развитие памяти учащихся оптимально при коррекции одновременно когнитивной, эмоциональной поведенческой структур личности учащегося, при развитии его потребностно – мотивационной сфер;

развитие памяти учащихся оптимально при условии добровольного участия учащихся в познавательной деятельности, проведении занятий в игровой форме в режиме педагогики сотрудничества, что и было предусмотрено нашей программой и реализовано в ходе эксперимента.

Результаты апробации программы развития памяти младших школьников, позволили подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие оперативной памяти младших школьников будет эффективным при условии развития психических познавательных процессов, учебной мотивации и познавательной активности учащихся.

Современное обучение остро нуждается в практическом решении проблемы эффективной переработки большого объема материала, быстрого и точного его запоминания и извлечения из памяти. Наиболее важными компонентами успешного обучения школьников являются внимание и память. Восприятие, понимание и усвоение школьниками изучаемого на уроке учебного материала также зависит от устойчивого внимания и качества оперативной памяти.