Файл: Курсовая работа по дисциплине Современное состояние и перспективы развития платных услуг населению в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

1.1 Коррупция как социальный и юридический феномен. Антикоррупционное законодательство

1.2 Оптимизация законодательства за коррупционные преступления

2. ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУ МВД РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Анализ системы противодействия коррупции в ГУ МВД России по Свердловской области

2.2 Деятельность аттестационных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников ГУ МВД России по Свердловской области

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУ МВД РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Общие механизмы и перспективы совершенствования профилактики и противодействия коррупции в сфере государственной службы

3.2 Предложения по совершенствованию системы противодействия коррупции в ГУ МВД России по Свердловской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Корыстная цель может заключаться не только в получении материальной выгоды у самого должностного лица, но и у других лиц. В отечественной научной литературе чаще всего встречаем утверждение, что выгода может быть у близких людей либо у родственников должностного лица [114, c. 63]. Но в некоторых ситуациях должностное лицо может получить взятку, которая приведет к выгоде совершенно далекого от семьи человека.

Таким образом, выгода материального характера в такой ситуации отсутствует у должностного лица, но за включение в соучредители третьего лица, он готов выполнить определенные действия либо покровительствовать взяточнику в дальнейшем.

Недостатком такого определения является факт перечисления предмета коррупционного деяния. Такая формулировка не учитывает возможность получения выгоды в виде нематериальных благ [21, c. 34].

Для объективности отметим, что позиция Верховного Суда РФ состоит в отнесении к предмету взятки только того, что имеет материальный, имущественный характер, то есть то, что возможно оценить в денежном эквиваленте.

Среди отечественных исследователей имеет место дискуссия относительно возможности отнесения к предмету коррупционного деяния нематериальных благ. Ряд ученых и практических работников отрицательно относятся к возможности их определения в качестве предмета коррупционного правонарушения, обосновывая свою позицию тем, что расширение предмета за счёт нематериальных благ приведёт к смешению таких деяний, как взяточничество и превышение должностных полномочий [9, c. 65].

Несмотря на позицию законодателя и на позицию Верховного Суда РФ, трактующего предмет коррупционного деяния, среди исследователей есть и те, которые настаивают на возможность признания в качестве предмета такового нематериальных благ. Приверженцы такой позиции считают, что все услуги, действия, которые выгодны коррупционеру и могут его побудить, мотивировать на совершение определенного действия ввиду занимаемого служебного положения, следует расценивать как предмет коррупционного деяния.

В качестве примера таких услуг и действий, Е.К. Голубева приводит действия, связанные с оформлением ходатайства о продвижении по службе, составление положительной характеристики, положительной рецензии на научную статью коррупционера, включение его в число соавторов определенной научной работы либо изобретения и т.п. [12, c. 74] Эти и другие подобные услуги и действия, совершаемые в пользу государственного служащего, хоть и не всегда возможно конкретно оценить в деньгах, но имеют для субъекта определенную пользу и существенное значение. Так, своевременное ходатайство о продвижении по службе от авторитетного лица позволит коррупционеру в дальнейшем занять более высокую должность, что увеличит не только размер оплаты труда (должностного оклада), но и расширит служебные полномочия. Логичным продолжением всего этого коррупционером видится возможность получения в дальнейшем более крупных взяток.


Таким образом, общественная опасность предоставления услуг, не имеющих изначально денежной оценки, по мнению Е.К. Голубевой, велика, что приводит его к убеждению о целесообразности законодательного расширения легального определения коррупции и включения в него указания на получение выгоды в виде оказания услуг нематериального характера.

Обратим внимание на то, что возможность признания нематериальных благ предметом взяточничества, подтверждается международными актами. Например, в Конвенции ООН против коррупции, а также в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию определено, что подкупом должностного лица является среди прочего предоставление ему неправомерного преимущества перед другими лицами. Другими словами, взятка, например, может быть выражена в предоставлении не только преимуществ материального характера, но и преимуществ, которые изначально невозможно оценить в деньгах. Любое благо, получаемое незаконно должностным лицом, несёт в себе общественную опасность и должно быть наказуемого, в том числе и правовыми средствами.

В случаях получения нематериального блага, должностное лицо хоть и не получает в данный момент конкретной материальной выгоды (например, в случае внеочередного получения жилья, получения продвижения по службе), но впоследствии полученное благо отразиться положительно на субъекте в материальном аспекте.

В результате изложенного представляется возможным сформулировать понятие коррупции следующим образом: коррупция – негативное социальное явление, выражающееся в противоправном использовании должностным лицом своих полномочий с целью прямого или косвенного извлечения материальных либо нематериальных выгод для себя, своих близких и родственников либо для третьих лиц.

В настоящее время наличие коррупции во многом предопределяется сочетанием определенных социально-экономических, политических, социально-психологических, организационных и других факторов.

Одним из основных детерминантов коррупции принято считать экономический фактор: низкая заработная плата [7, c.12].

Ряд авторов, видят одним из причин коррупции в стране исторически сложившиеся устои бюрократии и традиции взяточничества. Так, Ф.Ф. Смирнов видит незыблемость коррупции в исторически сложившихся неписанных правилах поведения чиновников [27,c 108]. Признание коррупции в среде служащих нормальным явлением является одним из детерминирующих её факторов.



В числе существенных причин развития коррупции следует отметить и несовершенство действующего антикоррупционного законодательства, которое достаточно обширно, в состав которого входят нормы, позволяющие их достаточно широко трактовать, что в итоге и приводит к возможности отдельных должностных лиц совершать коррупционные действия.

Корысть, как таковая, свидетельствует о стремлении должностного лица обогатиться в материальном аспекте либо получить какую-либо иную выгоду. Не всегда получение взятки приводит к фактическому получению денежных средств, что свидетельствует об обогащении на конкретно определенную сумму. Как выше мы уже определили, предметом коррупционного деяния могут быть и различные услуги, которые будут оказаны или уже оказаны должностному лицу, например, туристические услуги. В такой ситуации должностное лицо не получило фактическую прибыль, но и не потратило свои денежные средства на определенное удовольствие, в данном случае – путешествие. Независимо от предмета получаемой выгоды, должностное лицо действует из корыстных побуждений.

В России основной массив коррупционной преступности составляют дея­ния, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями УК РФ.

Исходя из статистических данных можно утверждать, что количество коррупционных преступлений остаётся достаточно большим. Большинство случаев взяточничества, как коррупционного преступления, совершается в городах и поселках городского типа [8, c/ 31].

Небольшое количество коррупционных преступлений совершается в составе группы. Например, в составе группы взяточничество совершается в среднем 6,2% от общего количество зарегистрированных фактов взяточничества. Также мал удельный вес во взяточничестве тех лиц, которые ранее совершали преступления (8,2%). Лицо, совершающее взяточничество, можно, в большинстве случаев, охарактеризовать следующим образом, мужчина, 30 и старше лет, служащий или лицо без постоянного источника дохода.

В результате изложенного выше можно констатировать, что детерминация коррупции в России обусловлена совокупностью ряда факторов: политических, экономических, правовых, организационных, социальных, морально-психологических (личностных) и т.д. Наличие множества факторов, способствующих коррупции в государстве, приводит к её дальнейшему развитию и в настоящее время Россия занимает 138 место по уровню коррупции среди 180 стран. Проявления коррупции следует рассматривать в качестве отклонений от нормативно установленных моделей поведения. Поэтому влияние фактора коррупции на общественные отношения должно преодолеваться посредством реализации государственных мер, принятых с целью противодействия коррупции.


Коррупция, как негативное явление, представляющее достаточно большую опасность для развития общества и государства, несмотря на предпринимаемые предупредительные и пресекательные меры, имеет место практические во всех структурах государственной и муниципальной власти [19, c.112].

Для объективности следует также отметить, что в последнее время достаточно часто в средствах массовой информации отражаются сведения о судебных процессах в отношении сотрудников правоохранительных органов, в том числе и из высших эшелонов власти. Данное обстоятельство свидетельствует о безусловном признании государством неприемлемости коррупции и активизации борьбы с ней.

В приговорах по уголовным делам о взяточничестве суды конкретно указывают на наличие корыстных побуждений у должностного лица.

Антикоррупционный механизм, закрепленный в законодательстве Российской Федерации и применяемый на практике, состоит из трех взаимосвязанных и в то же время относительно независимых элементов.

Во-первых, предотвращение коррупции. Во-вторых, преследование преступников (борьба). В-третьих, минимизировать и (или) устранить последствия коррупции.

Этот механизм опирается прежде всего на использование превентивных мер для создания атмосферы «неприличного» и «нерентабельного» коррупционного поведения при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Меры, составляющие второй элемент антикоррупционной системы, регулируются уголовным законодательством.

Третьим элементом антикоррупционного механизма является минимизация (или устранение) ущерба от коррупционных правонарушений.

Поэтому государственная политика Российской Федерации в борьбе с коррупцией, которая выражает отказ от коррупции, заключается в разработке и реализации целей, задач и форм деятельности государственных и местных учреждений, а также институтов гражданского общества в целях противодействия этому явлению и его негативным последствиям. Чтобы предотвратить последствия: избегайте и минимизируйте их [23, c. 19].

Коррупция сейчас активно процветает, и взяточники чувствуют себя сегодня свободно и безнаказанно. Это очень серьезная проблема, которую необходимо срочно решать. Простые граждане, смотря на эту проблему, понимают, что сейчас коррупция расслоилась на все части государственной системы, и встречаются с ней они очень часто.


Административные инструменты для борьбы с коррупцией включают: административные запреты, связанные с государственной службой; способы разрешения конфликта интересов на государственной службе; четкие правила работы чиновника; конкурсное заполнение публичной позиции; подготовка и обязательное использование кадровых резервов на государственной службе; обязательные альтернативы при выборе кандидатов на назначение; проверка приема на государственную службу; механизм согласования с группами безопасности кандидатов на руководящие должности, государственными правоохранительными органами; определение статуса государственной должности в отношении коррупционных рисков; оплата труда чиновников; увольнение с государственной службы в случаях конфликта интересов; дисциплина на государственной службе; административный контроль за работой чиновников; налоговый контроль за имущественным статусом чиновника и членов его семьи.

Что касается вопросов противодействия коррупции, то очевидно, что различные субъекты участвуют в обеспечении реализации соответствующих административных и правовых средств. Многое зависит от их эффективной работы. Поэтому сейчас необходимо улучшить взаимодействие между различными правоохранительными органами, участвующими в антикоррупционном механизме. Нет сомнений, что целенаправленные усилия требуются не только для всего государства, но и для гражданского общества и отдельных граждан. Реализация этих мер, несомненно, поможет предотвратить коррупцию. В то же время, совершенствование законодательства должно идти по пути минимизации коррупции и включать ряд мер, которые не только помогают решить проблему несовершенства, но и приводят к неадекватному контролю со стороны властей, нехватке персонала и снижению государственного контроля , а также уменьшение незрелости общественности и искажение правовой и моральной осведомленности гражданского общества и формирование электронной толерантности к коррупционному поведению, развитие борьбы с коррупцией - стандарты социальной коррупции, укрепление системы общественного правосудия и правовой культуры общества в целом.

В целях совершенствования правоохранительной деятельности в борьбе с коррупцией на государственной службе необходимо избегать дублирования работы с различными органами власти