Файл: Курсовая работа по дисциплине Современное состояние и перспективы развития платных услуг населению в России.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
1.1 Коррупция как социальный и юридический феномен. Антикоррупционное законодательство
1.2 Оптимизация законодательства за коррупционные преступления
2. ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУ МВД РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ системы противодействия коррупции в ГУ МВД России по Свердловской области
2.2 Деятельность аттестационных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников ГУ МВД России по Свердловской области
Отделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений ГУ МВД России по Свердловской области по 2022 года проведен мониторинг деятельности аттестационных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов.В целях обеспечения соблюдения сотрудниками органов внутренних дел Свердловской области требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, а также осуществления мер по предупреждению коррупции в ГУ МВД России по Свердловской области и территориальных органах МВД России на районном уровне Свердловской области созданы и функционируют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов.
Деятельность комиссий основывается на исполнении требований Федеральных законов от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
В соответствии с данными, полученными в результате мониторинга за 6 месяцев 2022 года, в Главном управлении и в территориальных органах МВД России проведено 87 заседаний комиссии.
На состоявшихся в отчетном периоде заседаниях комиссий рассмотрены материалы в отношении 335 сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих (включая граждан, ранее замещавших должности служащих) органов внутренних дел Свердловской области. 61,7 % от общего числа рассмотренных материалов, а именно
207, составили проверки по факту представления недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, назначенных и проведенных в соответствии с требованиями Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами,
претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065. По результатам рассмотрения материалов указанных проверок, на основании рекомендаций комиссий на 32 сотрудников наложены взыскания за представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
В 1 полугодии 2022 года комиссиями Главного управления и территориальных органов рассмотрено 3 доклада о результатах проверок соблюдения требований к служебному поведению, касающихся обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Комиссиями рассматривались рапорта о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей, поданных в установленном порядке 22 сотрудниками. В пяти случаях решением комиссии причины непредставления сотрудником сведений о доходах своей супруги были признаны необъективными и неуважительными, рекомендовано представить указанные сведения в установленный законом срок.
5 сотрудников органов внутренних дел Свердловской области в установленном порядке подали уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, по результатам рассмотрения которых, комиссиями даны конкретные рекомендации к принятию мер по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения.
Кроме того, комиссиями рассмотрено 103 уведомления о трудоустройстве бывших государственных служащих.
Несмотря на то, что решения комиссий для руководителя носят рекомендательный характер они являются важным звеном в системе профилактики коррупционных правонарушений и, поскольку при рассмотрении вопросов соблюдения требований к служебному поведению, исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции существенно затрагиваются права государственных служащих или работников необходимо строгое соблюдение установленных требований как к составу комиссии, так и к процедуре ее проведения, оформления протокола заседания.
Вместе с тем, сотрудниками кадровых аппаратов территориальных органов допускаются существенные нарушения порядка работы аттестационных комиссий.
В ходе мониторинга работы комиссий выявлен ряд недостатков в организации их деятельности:
-
в протоколах заседания комиссий отсутствует оглашение решений руководителя, принятых им по результатам предыдущего заседания комиссии; -
на заседаниях комиссии секретарь голосует наравне с членами комиссии, хотя, согласно Положения о комиссиях - секретарь не обладает правом решающего голоса; -
в качестве секретаря, включен психолог группы по работе с личным составом, при этом подпунктом «а» пункта 8 Положения о комиссиях определено, что секретарь комиссии - это должностное лицо ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- в протоколах заседания комиссий отсутствуют сведения о принятых руководителями террорганов решений по результатам рассмотрения протоколов заседания комиссий. Такое решение должно быть оформлено в письменном виде с учетом предоставленных руководителю дисциплинарных прав. В противном случае решения комиссии останутся не более чем простыми рекомендациями.
Стоит отметить, что согласно пункта 3 Положения о комиссиях, основной задачей комиссий является содействие государственным органам в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, а также в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
Проведенный отделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений ГУ МВД России по Свердловской области мониторинг деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов показал, что в ряде территориальных органах деятельности комиссий до настоящего времени не уделяется должного внимания. Однако, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов являются важным звеном по минимизации и ликвидации коррупционных правонарушений, а также в предупреждении коррупции и борьбы с ней, и отражают конкретные результаты работы в данном направлении.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУ МВД РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Общие механизмы и перспективы совершенствования профилактики и противодействия коррупции в сфере государственной службы
Коррупция как социально-правовая проблема встречается в различной степени своего проявления и в разнообразных формах во всех странах, что предопределяет к ней повышенное внимание со стороны исследователей как прошлого, так и современности. Ещё в древности, Платон и Аристотель, отмечали в своих теориях, что коррупция как явление «портит» государство. Известные просветители Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Ф Бэкон рассматривали коррупцию в качестве социальной болезни, приводящей к дисфункции общества [20, c. 59].
Среди представителей научного сообщества имеет место и комплексный взгляд на сущность коррупции. В частности, Н.А. Дудина считает справедливым определять коррупцию одновременно с трех сторон, обозначая коррупцию, как:
- сложное социальное явление, в котором проявляются недостатки в организации сложившейся системы государственного управления;
- совокупность деяний, за совершение которых действующим законодательством предусмотрено наказание (уголовное, административное, дисциплинарное);
- противозаконная форма взаимодействия государственного служащего с иными субъектами, осуществляемая в целях удовлетворения каких-либо интересов данных субъектов и удовлетворения экономического (корыстного) интереса государственного служащего [16, c. 15].
В целом, следует согласиться с предложенным Н.А. Дудиной определением коррупции, так как в нём отражена многоаспектность рассматриваемой категории. Приоритетным для ученого будет та часть дефиниции, которая соответствует направлению исследования. Так, для социолога важно определение коррупции через социальные связи, а для юриста – через совокупность определенных деяний, подлежащих наказанию.
Анализируя множество предлагаемых дефиниций коррупции можно констатировать, что коррупция – это понятие собирательное и многоаспектное, явление, носящее противоправный характер.