Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗОВОГО ОСМОТРА ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БРИГАДЫ (ВАРИАНТ 5 КАБИНЕТОВ)
ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗОВОГО ОСМОТРА ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ БРИГАДАМИ (ВАРИАНТ СПОРТЗАЛ)
ОРГАНИЗАЦИЯ БЛОКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРИЕМА В ШКОЛЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗОВОГО ОСМОТРА ДЕТЕЙ В ДДУ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ БРИГАДАМИ (ВАРИАНТ ГРУППЫ)
ОРГАНИЗАЦИЯ БЛОКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРИЕМА В ДДУ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОСМОТРА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ И КОДИРОВКА ДЛЯ АНАЛИЗОВ КРОВИ И МОЧИ:
Маршрутизация детей с соматическими и хирургическими заболеваниями
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ВРАЧА-ПСИХИАТРА ДЕТСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА
ЛОКАЛЬНАЯ/СЕТЕВАЯ (WEB) ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Просмотр и изменение данных об осмотрах
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ
.(полное наименование медицинской организации, отделения (подразделения)
Шкала депрессии Бека (Весk Depression Iпventory – BDI, А. Beck, 1961)
Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей
Приложение 3
Скрининговая анкета для родителей по выявлению риска возникновения
нарушений психического развития у детей раннего возраста
(М.В. Иванов, Н.В. Симашкова, Г.В. Козловская)
Ф.И.О. родителя | |
Ф.И.О. ребенка | |
Возраст ребенка | Дата заполнения |
Инструкция. «Если Вы наблюдали (или не наблюдали) у своего ребенка нижеописанное поведение, выберите соответствующий ответ: «да», «нет», «затрудняюсь ответить».
Номер вопроса | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1 | Фиксировал ли ребенок взгляд на предметах (игрушках) или лице взрослого (со 2-го месяца жизни)? | | | |
2 | Смотрел ли ребенок в глаза в течение 1—2 с сам или при привлечении внимания словом или прикосновением со 2-го месяца жизни? | | | |
3 | Улыбался ли ребенок матери сам или при привлечении внимания улыбкой, лаской, прикосновением на первых месяцах жизни? | | | |
4 | Принимал ли ребенок «удобную» позу при кормлении грудью, сосал активно, не отвлекаясь на посторонние раздражители? | | | |
5 | Проявлял ли ребенок негативизм к матери: сопротивлялся грудному вскармливанию, но при этом сцеженное молоко принимал охотно? | | | |
6 | Тянулся ли ребенок на руки матери или другим близким, радовался пребыванию на руках? | | | |
7 | На 1-м году жизни в период бодрствования ребенок НЕ требовал к себе внимания матери (мог лежать один в кроватке, не реагировать на уход матери, занимая себя предметами, игрушками, собственными пальцами и т.д., или пассивно лежал, не реагируя на окружение)? | | | |
8 | Были ли у ребенка проявления различных эмоций (радость, удивление, недовольство и т.д.), начиная с возраста 5—6 мес? | | | |
9 | Вовлекался ли ребенок с первых месяцев во взаимодействие со взрослым, устанавливая тактильный, слуховой, зрительный или игровой контакт? | | | |
10 | Проявляет ли ребенок интерес к новым предметам — 5—6 мес? | | | |
11 | Соответствуют ли показатели моторного развития ребенка нормативным срокам: удерживает головку с 2 мес, сидит с 6 мес, ползает с 8 мес, ходит без поддержки с 12—14 мес | | | |
12 | Соответствуют ли показатели речевого развития ребенка нормативным срокам: агуканье с 1 мес, гуление с 2—3 мес, лепет (ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, та-та-та) с 6—8 мес, первые слова («мама», «баба», «папа», слова-метки и другие, адресованные к конкретному лицу) к 1-му году | | | |
13 | Отмечались ли у ребенка неоднократно на 1-м году жизни нарушения сна, аппетита, обильные срыгивания; запоры/поносы, не связанные с физическим заболеванием? (имеющееся подчеркнуть) | | | |
14 | Использует ли ребенок указательный жест? | | | |
15 | Умеет ли ребенок пить из чашки? | | | |
16 | Понимает ли ребенок простые инструкции («подойди ко мне», «дай мне»), после 1 года? | | | |
17 | Повторяет ли ребенок отдельные слова или фразы из высказываний взрослых («как эхо»)? | | | |
18 | Отмечается ли у ребенка повышенная чувствительность к внешним раздражителям (шум от бытовых приборов, фейерверков, звуки, издаваемые животными; повышенный тон взрослых и др.)? | | | |
19 | Хорошо ли ребенок переносит гигиенические процедуры (стрижка ногтей, волос, купание и др.)? | | | |
20 | Возникали ли мысли о том, что ребенок «глухой», «плохо видит»? | | | |
21 | Как ребенок реагирует на новый предмет, игрушку: рассматривает, облизывает, обнюхивает? (нужное подчеркнуть) | | | |
22 | Играет ли ребенок предметами обихода (крышки, банки, кастрюли) как игрушками, предпочитает ниточки, шнурки, пакетики, палочки и др.? | | | |
23 | Есть ли предметы (игрушки), с которыми ребенок НЕ расстается ни днем, ни ночью (плачет при изъятии предмета)? | | | |
24 | Выстраивает ли ребенок предметы (игрушки) в ряды (горизонтальные/вертикальные), однообразно возит, катает предметы (игрушки)? | | | |
25 | Сторонится ли ребенок других детей на игровой площадке, предпочитает играть один? | | | |
26 | Проявляет ли ребенок интерес к новым игрушкам? | | | |
27 | Имеются ли у ребенка 2-го года жизни эпизодические или частые нарушения сна: плач во сне, ночные бодрствования, частые пробуждения? | | | |
28 | Есть ли у ребенка страхи обыденных предметов (бутылочек, игрушек, предметов определенного цвета и т.п.)? | | | |
29 | Есть ли у ребенка однообразные движения (гримасы, повороты головы, подергивания плечами, прыжки/кружение на месте и др.)? | | | |
30 | Замечали ли, что у ребенка имеются двойственные проявления в поведении (умеет пользоваться ложкой, но не пользуется; не терпит постороннего шума, однако сам может громко стучать; совмещает «взрослую» фразовую речь и лепет и т.п.)? | | | |
31 | Задавал ли ребенок вопросы к концу 2-го года жизни? | | | |
32 | Может ли ребенок собирать пирамидку, матрешку с учетом величины, формы и цвета? | | | |
33 | Отмечаются ли у ребенка следующие признаки: проходящее косоглазие, кривошея, мышечная гипер- или гипотония, «ходьба на цыпочках», кружение вокруг себя, игра пальцами перед лицом, перебирание пальцами, потряхивание кистями рук? (имеющееся подчеркнуть) | | | |
34 | Используете ли Вы для успокоения ребенка электронные гаджеты (мобильный телефон, планшет и т.п.)? | | | |
35 | Сколько времени ребенок проводит у телевизора/компьютера: — до 0,5 ч, — более 0,5 ч. (нужное подчеркнуть) | | | |
Подсчет результатов
Специалистом проводится подсчет совпадений ответов с ключом методики.
Ключ методики:
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
1 | Нет | 13 | Да | 25 | Да |
2* | Нет | 14 | Нет | 26 | Нет |
3 | Нет | 15 | Нет | 27* | Да |
4 | Нет | 16 | Нет | 28* | Да |
5 | Да | 17 | Да | 29* | Да |
6 | Нет | 18* | Да | 30 | Да |
7 | Нет | 19 | Нет | 31 | Нет |
8 | Нет | 20 | Да | 32 | Нет |
9 | Нет | 21 | Облизывает, Обнюхивает | 33* | Да |
10 | Нет | 22 | Да | 34 | Да |
11* | Нет | 23 | Да | 35 | Более 0,5 ч |
12* | Нет | 24* | Да | | |
Группа риска нарушений психического развития определяется в соответствии со следующими нормативами:
-
при совпадении 1 ответа на вопросы, отмеченные звездочкой (*) в ключе методики, ребенок попадает в группы повышенного риска возникновения нарушений психического развития; родителям дается рекомендация обратиться за профилактической консультацией к врачу-психиатру детскому, медицинскому (клиническому) психологу.
-
при совпадении 4 ответов на вопросы с ключом методики (не отмеченные *) и более, в том числе при затруднениях в выборе ответов родителем, дается рекомендация обратиться за профилактической консультацией к врачу-психиатру детскому. В частных случаях — за консультацией к медицинскому (клиническому) психологу, который проведет углубленную диагностику познавательного развития, детско-родительских отношений и др.
Результаты анкетирования не могут использоваться для установления медицинского диагноза детям, попавшим в группу риска. Постановка диагноза — ответственность и компетенция врача-психиатра, прошедшего специальную профессиональную подготовку по детской психиатрии.
Приложение 4
Шкала тревожности Спилбергера-Ханина
Шкала ситуативной тревожности
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко расстраиваюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил и желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |