Файл: 2 Глава теоретические основы функционирования продовольственного рынка 4 1 Понятие продовольственного рынка 4 2 Составные элементы продовольственного рынка 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
1.1 Понятие продовольственного рынка
1.2 Составные элементы продовольственного рынка
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка
2.2 Анализ рынка зерна, молока, мяса
2.3 Динамика продовольственного рынка
2.4 Перспективы развития продовольственного рынка
Глава 3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
, внутренних перевозках. Рост товарооборота розничной и оптовой торговли в сопоставимых ценах свидетельствует о благоприятной конъюнктуре на продовольственном рынке» [23, с. 31].
Платежеспособный спрос населения определяется индексом стоимости жизни (индексом прожиточного минимума), индексом роста доходов, дифференциацией уровня доходов среди населения, индексом стоимости набора продовольственных товаров. Сопоставление индекса прожиточного минимума, а также индекса стоимости потребительского набора с индексом доходов и потребительских цен позволяет судить об изменении платежеспособного спроса населения и о его влиянии на конъюнктуру рынка.
Рост товарных запасов свидетельствует о возникших затруднениях в реализации продовольствия, связанных с понижением спроса. Это признак ухудшения конъюнктуры. Рассасывание же запасов говорит о повышении спроса и улучшении конъюнктуры.
Внешнеторговый оборот характеризуется показателями ввоза и вывоза в пределах России, а также экспорта и импорта за ее пределы сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия.
Показатели кредитно-денежной сферы важны для оценки общехозяйственной конъюнктуры в стране и регионах. К ним относятся курс акций, величина учетного процента, количество банкротств, банковские депозиты и др. Таким образом, в данной главе раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка. Проведенный анализ позволяет отметить следующее. Продовольственный рынок является неотъемлемым структурным звеном любой рыночной экономики и относится к ресурсному типу рынков. Продовольственный рынок – это система социально-экономических отношений субъектов хозяйствования по поводу производства, обмена, распределения и потребления продуктов питания.
Продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты.
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
Основной задачей отечественного агропродовольственного рынка как системы социально-экономических отношений является обеспечение существующих и перспективных потребностей в сельскохозяйственном сырье, продукции и продуктах питания. Несмотря на очевидный условный характер производственной программы АПК в Российской Федерации, значительная ее часть, особенно средний и малый бизнес, испытывает значительные трудности в продвижении продукции до конечного потребителя. Это связано не только с неразвитостью рыночных институтов и его инфраструктуры, но и с отсутствием реальной самоорганизации многочисленных и разрозненных производителей сельскохозяйственной продукции. Агропромышленная интеграция охватывает в основном крупные бизнес-структуры и агрохолдинги, кооперационные отношения в сфере среднего и малого агробизнеса находятся на низком уровне. Недостаточно развиты или отсутствуют цивилизованные оптовые рынки и логистические центры. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день агропродовольственный рынок является наиболее проблемной и «узкой» сферой в деятельности отечественных сельхозпроизводителей. Его формирование сопровождается сложными проблемами на внутреннем и внешнем уровнях. Управление внутренними факторами, влияющими на развитие национального рынка, осуществляется, прежде всего, через государственное воздействие на рыночные процессы и оказание различных форм поддержки товаропроизводителям.
Основной задачей агропродовольственного рынка на современном этапе является удовлетворение внутренних потребностей в продовольствии исходя из его доступности для различных категорий потребителей при обеспечении уровня рентабельности, необходимого для расширенного воспроизводства, что по сути можно считать элементом экономики страны. Продовольственная безопасность. Необходимо обеспечить наполнение агропродовольственного рынка российским сырьем, а также оптимальное соотношение собственного производства, экспорта и импорта (Павленко и др., 2015). В свою очередь, ключевым вопросом на макроуровне является участие в формировании мирового агропродовольственного рынка. Авторы считают, что именно в этом ключе можно говорить об уровне конкурентоспособности российского АПК. Несмотря на некоторое качественное улучшение технико-технологической базы АПК в последние годы, конкурентоспособность российского сельскохозяйственного производства продолжает оставаться низкой. Как следствие - недостаточное производство сельскохозяйственной продукции, свободное проникновение импортного продовольствия на российский рынок и значительная зависимость от его отдельных видов. В целом низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства сохраняется из-за низкого уровня экономической эффективности производства, развития инженерной и социальной инфраструктуры, нехватки специалистов и квалифицированной рабочей силы (Парамонов и др., 2016). Тем не менее, действующие ограничительные меры на поставку продовольствия из некоторых стран дали определенный импульс развитию АПК России и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Продовольственное эмбарго внесло свои коррективы в существующие логистические схемы поставок продовольствия, структура и география импорта за последние годы претерпели существенные изменения. Обострились проблемы инфраструктурного характера, в частности, нехватка мощностей для хранения и переработки продукции, прежде всего в зерновой отрасли и садоводстве, где эти вопросы имеют первостепенное значение для повышения эффективности производства. Решение этих проблем можно считать составной частью политики импортозамещения.
Одной из ключевых задач агропродовольственного рынка является обеспечение потребностей страны в основных видах продовольствия, в первую очередь определенных в Доктрине продовольственной безопасности 2021 года, которая является одним из основных документов в АПК России. В Доктрине перечислены критические для России продукты и минимальный уровень собственного производства. К ним относятся: зерно - 95%, сахар - 80%, масло растительное - 80%, мясо - 85%, молоко - 90%, рыба - 80%, картофель - 95% и соль пищевая - 85% (Доктрина продовольственной безопасности РФ). РФ, 2021). К концу 2016 года Россия выполнила пять из восьми показателей Доктрины продовольственной безопасности, обеспечив себя зерном, картофелем, сахаром, растительным маслом, мясом. В 2017 году самообеспеченность картофелем снизилась до 90,7%, что в 2016 году составляло 105,1%. Следует отметить, что в целом самодостаточность России за последние пять лет возросла. Производство продуктов животноводства (мясо и молоко КРС), плодоовощной продукции, товарных яиц остается проблемой. На основании всего вышеизложенного следует отметить, что России не грозит дефицит основных продуктов, чего нельзя сказать о семенах сельскохозяйственных культур и селекционном генетическом материале. Россия закупает в разных объемах более 50% семян сельскохозяйственных культур. Такие страны, как Швейцария, Бельгия, Германия продают в Россию в больших количествах семена сахарной свеклы, гибриды кукурузы и подсолнечника. В 2015-2016 годах импорт импортных семян подсолнечника увеличился на 64%, до 22 тыс. тонн, а семян сахарной свеклы - на 18%, до 0,7 тыс. тонн. Таким образом, самообеспечение носит скорее номинальный характер и имеет место лишь при условии постоянного ввоза семян, а также посадочного и племенного материала. Семеноводство, селекционная, племенная работа относятся к наиболее наукоемким отраслям, для развития которых, с одной стороны, необходим постоянный высокий уровень государственной поддержки, с другой стороны - связь с реальным сектором и объединение всех звенья научно-производственного процесса в единую цепь. Для организации прямого контакта между научной сферой, агробизнесом и властными структурами были предприняты определенные меры, результатом которых стало создание институтов развития и коммуникационных площадок для налаживания такого диалога – технологических площадок. В частности, единственной технологической площадкой агропродовольственной направленности являются «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания». Следует отметить, что потенциал технологических платформ в настоящее
время используется не в должной мере, вовлеченность всех заинтересованных сторон в процесс разработки и обмена технологиями, инновационной деятельности остается низкой. Кроме того, обязательным условием формирования агропродовольственного рынка является развитие конкурентной среды, особенно в сфере обеспечения села средствами производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания сельхозпроизводителей. . Активная позиция антимонопольного регулирования в этой сфере заключается в обеспечении приоритета экономических интересов сельхозпроизводителей, в том числе крестьян, которые, будучи участниками рынка совершенной конкуренции, рассредоточены на огромной территории, разбросаны и, в конечном счете, могут быть удалены от потребителей выпускаемой продукции. Часто в теории и на практике государственная поддержка и регулирование агропродовольственного рынка трактуются как вмешательство государства в экономические процессы с целью влияния на развитие производства и решение продовольственной проблемы. В то же время, по мнению некоторых исследователей, государственная поддержка может стать действенным стимулом производства сельскохозяйственной продукции, если она оказывается экономически сильным производителям, способным работать. Другие подчеркивают, что существующие механизмы предоставления субсидий приводят к их неоправданной концентрации в экономически устойчивых экономиках, что не позволяет вывести из кризиса основную массу предприятий. Третьи обращают внимание на неоправданно высокий уровень государственной поддержки отдельных отраслей (Неймин Д. С. и др., 2016). Авторы считают, что все мнения заслуживают внимания, но придерживаются мнения о роли государства в формировании агропродовольственного рынка на принципах совершенной конкуренции и функционировании эффективного механизма государственной поддержки.
Особое значение он имеет в организации рынка земли, являющегося центральным звеном рыночных отношений в аграрном секторе. Главной отличительной чертой этого рынка является то, что товаром является земля, которая в экономическом смысле является основным средством производства. Рынок земли является одним из факторов, влияющих на рациональное землепользование, поскольку обеспечивает оборот земли и переход ее к более эффективным собственникам. Рынок земли достаточно сложен по своей структуре, как и система земельных отношений. На рынке взаимодействуют не только продавцы и покупатели, но и осуществляются купля-продажа земли, другие формы ее рыночного оборота (аренда, залог и др.). С другой стороны, сельскохозяйственная продукция в основном скоропортящаяся и малотранспортабельная, ее поставки зависят от местных заготовительно-перерабатывающих предприятий, их отношения с товаропроизводителями часто бывают напряженными. Частные заводы фактически диктуют условия поставки, потому что другого выбора у крестьян нет. Перерабатывающие, холодильные и складские мощности в сельской местности развиты слабо, это также влияет на более высокую восприимчивость домохозяйств к колебаниям рыночной конъюнктуры. При этом, по данным Счетной палаты РФ, общий дефицит картофелехранилищ, овощехранилищ и плодохранилищ составляет 3,3 млн т, восполнение которых наряду с другими капиталоемкими элементами логистической инфраструктуры (базы, склады, холодильники, лифты, подъездные пути, транспорт и др.) без государственной поддержки не представляется возможным. В этой связи большое значение имеет реализация начатой в 2016 году подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры социальной продовольственной системы» Государственной программы развития сельского хозяйства. Он направлен на создание условий для формирования комплексной системы заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализации продукции, устранение лишних посреднических звеньев, постепенный переход к более цивилизованному, «зрелому» рынку продовольствия и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. В современных условиях, когда идет процесс формирования рынка, характерно наличие огромного количества перепродавцов и посредников, что приводит к росту розничных цен на продукты питания и снижению платежеспособного спроса на них, придавая общий стихийный характер рыночных отношений. Устойчивой тенденцией развития всех агропродовольственных рынков России сегодня является «укрупнение» контрагентов, концентрация спроса и предложения, формирование оптовых продовольственных рынков как управляемых, регулируемых механизмов товарооборота с соответствующей инфраструктурой. Для этого необходимо учитывать опыт отдельных регионов, в частности Волгоградской области, где в 1995 году на базе центральной плодоовощной базы Волгограда появился один из первых оптовых продовольственных рынков с использованием опыта испанской компании «Меркас». ». Этот рынок в год обеспечивал до 70% продовольственных потоков области. Важным направлением развития агропродовольственного рынка на региональном уровне является межрегиональная торговля, которая, с одной стороны, способствует расширению производства в каждом регионе, не ограничивая его региональным рынком, с другой, создает условия для лучшее обеспечение производственных и личных потребностей населения каждого региона независимо от его конкретных производственных условий и вытекающей из этого специализации.
Платежеспособный спрос населения определяется индексом стоимости жизни (индексом прожиточного минимума), индексом роста доходов, дифференциацией уровня доходов среди населения, индексом стоимости набора продовольственных товаров. Сопоставление индекса прожиточного минимума, а также индекса стоимости потребительского набора с индексом доходов и потребительских цен позволяет судить об изменении платежеспособного спроса населения и о его влиянии на конъюнктуру рынка.
Рост товарных запасов свидетельствует о возникших затруднениях в реализации продовольствия, связанных с понижением спроса. Это признак ухудшения конъюнктуры. Рассасывание же запасов говорит о повышении спроса и улучшении конъюнктуры.
Внешнеторговый оборот характеризуется показателями ввоза и вывоза в пределах России, а также экспорта и импорта за ее пределы сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия.
Показатели кредитно-денежной сферы важны для оценки общехозяйственной конъюнктуры в стране и регионах. К ним относятся курс акций, величина учетного процента, количество банкротств, банковские депозиты и др. Таким образом, в данной главе раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка. Проведенный анализ позволяет отметить следующее. Продовольственный рынок является неотъемлемым структурным звеном любой рыночной экономики и относится к ресурсному типу рынков. Продовольственный рынок – это система социально-экономических отношений субъектов хозяйствования по поводу производства, обмена, распределения и потребления продуктов питания.
Продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты.
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка
Основной задачей отечественного агропродовольственного рынка как системы социально-экономических отношений является обеспечение существующих и перспективных потребностей в сельскохозяйственном сырье, продукции и продуктах питания. Несмотря на очевидный условный характер производственной программы АПК в Российской Федерации, значительная ее часть, особенно средний и малый бизнес, испытывает значительные трудности в продвижении продукции до конечного потребителя. Это связано не только с неразвитостью рыночных институтов и его инфраструктуры, но и с отсутствием реальной самоорганизации многочисленных и разрозненных производителей сельскохозяйственной продукции. Агропромышленная интеграция охватывает в основном крупные бизнес-структуры и агрохолдинги, кооперационные отношения в сфере среднего и малого агробизнеса находятся на низком уровне. Недостаточно развиты или отсутствуют цивилизованные оптовые рынки и логистические центры. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день агропродовольственный рынок является наиболее проблемной и «узкой» сферой в деятельности отечественных сельхозпроизводителей. Его формирование сопровождается сложными проблемами на внутреннем и внешнем уровнях. Управление внутренними факторами, влияющими на развитие национального рынка, осуществляется, прежде всего, через государственное воздействие на рыночные процессы и оказание различных форм поддержки товаропроизводителям.
Основной задачей агропродовольственного рынка на современном этапе является удовлетворение внутренних потребностей в продовольствии исходя из его доступности для различных категорий потребителей при обеспечении уровня рентабельности, необходимого для расширенного воспроизводства, что по сути можно считать элементом экономики страны. Продовольственная безопасность. Необходимо обеспечить наполнение агропродовольственного рынка российским сырьем, а также оптимальное соотношение собственного производства, экспорта и импорта (Павленко и др., 2015). В свою очередь, ключевым вопросом на макроуровне является участие в формировании мирового агропродовольственного рынка. Авторы считают, что именно в этом ключе можно говорить об уровне конкурентоспособности российского АПК. Несмотря на некоторое качественное улучшение технико-технологической базы АПК в последние годы, конкурентоспособность российского сельскохозяйственного производства продолжает оставаться низкой. Как следствие - недостаточное производство сельскохозяйственной продукции, свободное проникновение импортного продовольствия на российский рынок и значительная зависимость от его отдельных видов. В целом низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства сохраняется из-за низкого уровня экономической эффективности производства, развития инженерной и социальной инфраструктуры, нехватки специалистов и квалифицированной рабочей силы (Парамонов и др., 2016). Тем не менее, действующие ограничительные меры на поставку продовольствия из некоторых стран дали определенный импульс развитию АПК России и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Продовольственное эмбарго внесло свои коррективы в существующие логистические схемы поставок продовольствия, структура и география импорта за последние годы претерпели существенные изменения. Обострились проблемы инфраструктурного характера, в частности, нехватка мощностей для хранения и переработки продукции, прежде всего в зерновой отрасли и садоводстве, где эти вопросы имеют первостепенное значение для повышения эффективности производства. Решение этих проблем можно считать составной частью политики импортозамещения.
Одной из ключевых задач агропродовольственного рынка является обеспечение потребностей страны в основных видах продовольствия, в первую очередь определенных в Доктрине продовольственной безопасности 2021 года, которая является одним из основных документов в АПК России. В Доктрине перечислены критические для России продукты и минимальный уровень собственного производства. К ним относятся: зерно - 95%, сахар - 80%, масло растительное - 80%, мясо - 85%, молоко - 90%, рыба - 80%, картофель - 95% и соль пищевая - 85% (Доктрина продовольственной безопасности РФ). РФ, 2021). К концу 2016 года Россия выполнила пять из восьми показателей Доктрины продовольственной безопасности, обеспечив себя зерном, картофелем, сахаром, растительным маслом, мясом. В 2017 году самообеспеченность картофелем снизилась до 90,7%, что в 2016 году составляло 105,1%. Следует отметить, что в целом самодостаточность России за последние пять лет возросла. Производство продуктов животноводства (мясо и молоко КРС), плодоовощной продукции, товарных яиц остается проблемой. На основании всего вышеизложенного следует отметить, что России не грозит дефицит основных продуктов, чего нельзя сказать о семенах сельскохозяйственных культур и селекционном генетическом материале. Россия закупает в разных объемах более 50% семян сельскохозяйственных культур. Такие страны, как Швейцария, Бельгия, Германия продают в Россию в больших количествах семена сахарной свеклы, гибриды кукурузы и подсолнечника. В 2015-2016 годах импорт импортных семян подсолнечника увеличился на 64%, до 22 тыс. тонн, а семян сахарной свеклы - на 18%, до 0,7 тыс. тонн. Таким образом, самообеспечение носит скорее номинальный характер и имеет место лишь при условии постоянного ввоза семян, а также посадочного и племенного материала. Семеноводство, селекционная, племенная работа относятся к наиболее наукоемким отраслям, для развития которых, с одной стороны, необходим постоянный высокий уровень государственной поддержки, с другой стороны - связь с реальным сектором и объединение всех звенья научно-производственного процесса в единую цепь. Для организации прямого контакта между научной сферой, агробизнесом и властными структурами были предприняты определенные меры, результатом которых стало создание институтов развития и коммуникационных площадок для налаживания такого диалога – технологических площадок. В частности, единственной технологической площадкой агропродовольственной направленности являются «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания». Следует отметить, что потенциал технологических платформ в настоящее
время используется не в должной мере, вовлеченность всех заинтересованных сторон в процесс разработки и обмена технологиями, инновационной деятельности остается низкой. Кроме того, обязательным условием формирования агропродовольственного рынка является развитие конкурентной среды, особенно в сфере обеспечения села средствами производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания сельхозпроизводителей. . Активная позиция антимонопольного регулирования в этой сфере заключается в обеспечении приоритета экономических интересов сельхозпроизводителей, в том числе крестьян, которые, будучи участниками рынка совершенной конкуренции, рассредоточены на огромной территории, разбросаны и, в конечном счете, могут быть удалены от потребителей выпускаемой продукции. Часто в теории и на практике государственная поддержка и регулирование агропродовольственного рынка трактуются как вмешательство государства в экономические процессы с целью влияния на развитие производства и решение продовольственной проблемы. В то же время, по мнению некоторых исследователей, государственная поддержка может стать действенным стимулом производства сельскохозяйственной продукции, если она оказывается экономически сильным производителям, способным работать. Другие подчеркивают, что существующие механизмы предоставления субсидий приводят к их неоправданной концентрации в экономически устойчивых экономиках, что не позволяет вывести из кризиса основную массу предприятий. Третьи обращают внимание на неоправданно высокий уровень государственной поддержки отдельных отраслей (Неймин Д. С. и др., 2016). Авторы считают, что все мнения заслуживают внимания, но придерживаются мнения о роли государства в формировании агропродовольственного рынка на принципах совершенной конкуренции и функционировании эффективного механизма государственной поддержки.
Особое значение он имеет в организации рынка земли, являющегося центральным звеном рыночных отношений в аграрном секторе. Главной отличительной чертой этого рынка является то, что товаром является земля, которая в экономическом смысле является основным средством производства. Рынок земли является одним из факторов, влияющих на рациональное землепользование, поскольку обеспечивает оборот земли и переход ее к более эффективным собственникам. Рынок земли достаточно сложен по своей структуре, как и система земельных отношений. На рынке взаимодействуют не только продавцы и покупатели, но и осуществляются купля-продажа земли, другие формы ее рыночного оборота (аренда, залог и др.). С другой стороны, сельскохозяйственная продукция в основном скоропортящаяся и малотранспортабельная, ее поставки зависят от местных заготовительно-перерабатывающих предприятий, их отношения с товаропроизводителями часто бывают напряженными. Частные заводы фактически диктуют условия поставки, потому что другого выбора у крестьян нет. Перерабатывающие, холодильные и складские мощности в сельской местности развиты слабо, это также влияет на более высокую восприимчивость домохозяйств к колебаниям рыночной конъюнктуры. При этом, по данным Счетной палаты РФ, общий дефицит картофелехранилищ, овощехранилищ и плодохранилищ составляет 3,3 млн т, восполнение которых наряду с другими капиталоемкими элементами логистической инфраструктуры (базы, склады, холодильники, лифты, подъездные пути, транспорт и др.) без государственной поддержки не представляется возможным. В этой связи большое значение имеет реализация начатой в 2016 году подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры социальной продовольственной системы» Государственной программы развития сельского хозяйства. Он направлен на создание условий для формирования комплексной системы заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализации продукции, устранение лишних посреднических звеньев, постепенный переход к более цивилизованному, «зрелому» рынку продовольствия и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. В современных условиях, когда идет процесс формирования рынка, характерно наличие огромного количества перепродавцов и посредников, что приводит к росту розничных цен на продукты питания и снижению платежеспособного спроса на них, придавая общий стихийный характер рыночных отношений. Устойчивой тенденцией развития всех агропродовольственных рынков России сегодня является «укрупнение» контрагентов, концентрация спроса и предложения, формирование оптовых продовольственных рынков как управляемых, регулируемых механизмов товарооборота с соответствующей инфраструктурой. Для этого необходимо учитывать опыт отдельных регионов, в частности Волгоградской области, где в 1995 году на базе центральной плодоовощной базы Волгограда появился один из первых оптовых продовольственных рынков с использованием опыта испанской компании «Меркас». ». Этот рынок в год обеспечивал до 70% продовольственных потоков области. Важным направлением развития агропродовольственного рынка на региональном уровне является межрегиональная торговля, которая, с одной стороны, способствует расширению производства в каждом регионе, не ограничивая его региональным рынком, с другой, создает условия для лучшее обеспечение производственных и личных потребностей населения каждого региона независимо от его конкретных производственных условий и вытекающей из этого специализации.