Файл: 2 Глава теоретические основы функционирования продовольственного рынка 4 1 Понятие продовольственного рынка 4 2 Составные элементы продовольственного рынка 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
1.1 Понятие продовольственного рынка
1.2 Составные элементы продовольственного рынка
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка
2.2 Анализ рынка зерна, молока, мяса
2.3 Динамика продовольственного рынка
2.4 Перспективы развития продовольственного рынка
Глава 3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
Таким образом, из $200 млрд. продовольственного рынка около $70 млрд. являются неофициальными и не попадают в отчетность. Эти невидимые деньги и являются источником ошибок при планировании продаж.
Таблица 2. Объем рынка продовольствия: от $200 к 400 млрд. [21]
2021 | Потребление, $ чел. / год | Объем рынка, $ млрд. / год |
Европа | 2,900 | 200 – 250 |
Москва | 3,850 | 40 |
Город миллионик | 1,800 | 2 – 3 |
Провинциальный город | 1,400 | 0,5 – 0,7 |
В среднем по России потребление продуктов питания на душу населения составляет $1200 на человека в год. Безусловно, наиболее высокий уровень развития сегодня демонстрирует Москва. Жители и гости российской столицы покупают продукты питания на сумму $4000 на человека в год. Т. е. продовольственный рынок Москвы в 2021 году превысил среднеевропейские стандарты, как минимум, в полтора раза и составил $40 млрд. Все остальные российские города можно условно разделить на две большие группы:
-
Города - миллионики. Здесь потребление продуктов питания «…колеблется от $1500 до 2,000 на человека в год, т. е. вплотную приближается к европейскому, а емкость рынка составляет $2 - 3 млрд. в год. Как известно, российский рынок растет ежегодно на 20 – 30 %. Поэтому в скором времени житель российского города - миллионика будет покупать больше продуктов питания, чем средний европеец, а рынок города - миллионика составит $4 - 5 млрд. в год» [16]. -
Провинциальные города с численностью населения около 500 тыс. человек. В подавляющем большинстве потребление продуктов питания в этих городах составляет $1400 на человека в год. Соответственно рынки в этих городах характерны продажами $500 - 700 млн. в год.
2.4 Перспективы развития продовольственного рынка
Сама по себе новая модель, потребления, описанная в п. 2.1 работы, интересна и требует детальных обсуждений. Однако России, особенно регионам, предстоит пока пройти третью и четвертую ступени развития рынка. Что ждет нас на этом пути? Каким будет российский рынок продовольствия, к примеру, в 2024 году и уровень личных доходов россиян?
Прежде всего, необходимо помнить: на рынке с завидным постоянством происходит только одна вещь – регулярно случаются кризисы. Поэтому при прогнозе необходимо рассмотреть два сценария развития личных доходов – кризисный и бескризисный.
Учитывая наблюдаемую динамику, сложившийся уровень рыночных доходов в странах разного типа и параметры российской экономики, можно предположить, что среднедушевой доход россиян в 2024 году будет находиться на уровне $650 – 800 в месяц. Доход в среднем региональном центре при этом будет располагаться в диапазоне $800 – 900 на человека в месяц.
Начиная с 2023 года разрыв в доходах между Москвой и регионами будет, безусловно, сокращаться.
Как же повлияет уровень дохода на затраты по продуктам питания?
«Потребление продуктов питания в среднем по России сейчас составляет $70 на человека в месяц, личный доход – порядка $300. Москва уже пересекла уровень потребления $150 - 200 на человека в месяц, при этом данный показатель продолжает стремиться резко вверх» [16].
Возникает вопрос выбора возможной модели потребления для России.
Продолжая отслеживать известные тенденции развития потребления продуктов питания, можно сказать, что к 2023 году оно увеличится в Москве до уровня $320 – 360, а в России – до уровня $130 – 140 на человека в месяц.
В таблице 3 представлен объем рынка продовольствия в Москве и по России.
Таблица 3. Объем рынка продовольствия в Москве и по России [16]
Регион | Затраты на потребление, $ / мес. | Объем рынка, млрд. $ | ||
2021 | 2023 Прогноз | 2021 | 2023 Прогноз | |
Москва | 200 | 340 | 25 | 42 |
Россия | 70 | 130 | 125 | 230 |
В 2021 году объем потребления продуктов питания в Москве составил порядка $200 на человека в месяц. Значит, ежегодный рынок продуктов питания в столице России в розничных ценах равен примерно $25 млрд. в год. Если рассчитывать, что развитие пойдет по модели, близкой к американской, то москвичи в 2024 году в среднем будут тратить на продукты питания $340 в месяц.
«По оценкам Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце января 2023 года выросла на 0,7% до 2 тыс. 437,4 рубля в расчете на месяц.Стоимость минимального набора в Москве в конце января 2023г. достигла 2 тыс. 877 рублей и за месяц выросла на 1,7%, в Санкт-Петербурге — 2 тыс. 822,6 рубля (рост на 0,9%). В январе 2023 г. цены на продовольственные товары в целом повысились на 0,8% в сравнении с предыдущим месяцем, на непродовольственные товары — на 0,4%, тарифы на услуги — на 0,2%. Тем самым был сформирован рынок продуктов питания в $125 – 130 млрд. годовых продаж».[25]
При сохранении текущих тенденций Россия подойдет ближе к европейской модели, а значит, деньги, потраченные россиянами на продукты питания, увеличат продуктовый рынок в два раза – до $230 млрд. годовых продаж.
При этом разница в сценариях «Кризисный» / «Бескризисный» небольшая – буквально ± 5 %. Если удастся полностью преодолеть кризис, то цифры будут больше на 5 – 8 %. Если кризис будет продолжаться, то цены будут ниже на те самые 5 – 8 %.
Тем не менее, говоря о развитии рынков различных регионов, необходимо помнить, что объем потребления продуктов питания в них сильно различается.
Развитие регионов происходит крайне неравномерно. Существуют разные регионы, города с различной скоростью развития и возможностями.
«Это Тюменская и Самарская области, Ханты-Мансийский округ, а также ряд регионов, где уровень затрат на продукты питания значительно выше среднероссийского, например Республики Коми и Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий и Чукотский округа, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области» [16].
Существует также много регионов, которые имеют долю на рынке России в 1,5 – 2 раза выше, чем в среднем, - это ключевые регионы. В первую очередь, речь здесь идет о Санкт-Петербурге, Московской, Нижегородской, Ростовской, Челябинской областях, Красноярском и Краснодарском краях и т. д. Такие регионы составляют экономический остов России и занимают каждый более 1,5 % от общего объема годовых продаж.
В целом надо отметить, что сейчас динамика развития регионов начинает опережать динамику развития Москвы.
По прогнозам аналитиков, в ближайшее время наибольший рост рынка будет наблюдаться именно в российских регионах. И тут встает самый главный вопрос – когда этот рост закончится?
Резкое сокращение скорости рынка – очень болезненный момент в любом бизнесе. Сначала рынок растет на 30 – 50 % в год, как это и происходит в России. Затем рост замедляется до 5 – 8 % в год. При этом в бизнесе резко увеличиваются расходы и резко снижается прибыль; начинается насыщение рынка.
В таблице 4 представлен прогноз насыщения продовольственного рынка.
Таблица 4. Прогноз насыщения продовольственного рынка [19]
Регион | Затраты на потребление, $ / мес. | Годы |
Москва | 400 – 450 | 2023 – 2014 |
Региональный центр | 280 – 330 | 2018 – 2020 |
Россия | 240 – 280 | 2022 – 2024 |
По прогнозам специалистов в Москве насыщение произойдет тогда, когда столичные жители будут тратить на продукты питания примерно $400 в месяц. Этот момент может наступить уже в 2024 – 2014 годах.
Рассмотрим региональный центр. Насыщение рынка, скорей всего, наступит на уровне потребления продуктов питания в $280 – 330 на человека в месяц. При этом срок остановки бурного роста – примерно 2018 – 2020 годы.
Что касается остальной России, то здесь ожидается рост еще в течение полутора десятков лет. И на фоне этого роста будет происходить и удвоение, и утроение, и еще большее увеличение рынка. По предварительным прогнозам, через 6 – 7 лет Россия сможет опередить по уровню потребления продуктов питания если не все, то большинство европейских стран. До 2022 года, когда потребление продуктов питания окажется на уровне $240 – 280 на человека в месяц, рост российского рынка продолжится.
Таким образом, в данной главе проведен анализ современного состояния продовольственного рынка России. Проведенный анализ позволяет отметить следующее.
Продовольственный рынок страны в настоящее время развивается в направлении стремительного расширения торгового сектора экономики. Если в 1990 году на его долю приходилось 4,6 % объема валового внутреннего продукта, то в 2022 году уже 15,8 %.
Сделано немало, но утверждать, что мы живем в условиях «цивилизованного рынка», пока рано. Продовольственный рынок еще далек от идеала. Положение в области распределения продуктов питания и снабжения ими регионов России остается зачастую хаотичным.
Глава 3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
Все возможные методы и средства приведения в гармонию вертикально взаимосвязанной деятельности по производству и распределению продуктов питания объединены понятием вертикальной координации, т. е. функции продовольственного рынка по синхронизации потоков сырых, промежуточных и конечных продовольственных продуктов. Основным средством рыночного координирования являются цены. Однако деятельность звеньев вертикальной продовольственной цепочки может координироваться и административными методами (через определение непосредственно количественных, качественных и / или временных параметров трансакции). «Переход от ценовых к административным методам координации происходит по мере увеличения использования предприятиями сложных контрактных схем и вертикальной интеграции» [7, с. 10].
Привлекательность того или иного канала реализации для сельскохозяйственных предприятий помимо собственно уровня цены определяется сегодня в огромной степени такими факторами как пригодность продукта к хранению и транспортировке, осуществление авансирования сельскохозяйственных работ, наличие у покупателя нужного для производителя ресурса, гарантированный сбыт, гарантированные сроки оплаты, возможность получения наличных денег, снижение налоговых платежей и др. Эти факторы значительно влияют на реальные издержки осуществления трансакций. В результате, собственно цена в настоящее время слабо справляется с функцией координации продовольственного рынка.
В то же время, административная координация на российском продовольственном рынке развивается довольно интенсивно. Первое направление интеграционных процессов заключается, прежде всего, в активной вертикальной экспансии сельскохозяйственных производителей на стадии переработки и реализации продовольствия. Это направление можно охарактеризовать как стихийную, слабо контролируемую интеграцию.
Второе направление охватывает квазиинтеграционные схемы, когда часть акций фирмы нижней стадии продовольственной цепочки (например, перерабатывающего предприятия) принадлежит фирме верхней стадии (сельскохозяйственному товаропроизводителю) и наоборот.