Файл: 2 Глава теоретические основы функционирования продовольственного рынка 4 1 Понятие продовольственного рынка 4 2 Составные элементы продовольственного рынка 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
1.1 Понятие продовольственного рынка
1.2 Составные элементы продовольственного рынка
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка
2.2 Анализ рынка зерна, молока, мяса
2.3 Динамика продовольственного рынка
2.4 Перспективы развития продовольственного рынка
Глава 3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
землях сельскохозяйственного назначения, организовать систему контроля за их состоянием и использованием. Требуется оптимальное сочетание и размещение субъектов инфраструктуры продовольственного рынка, определяемое объемами продукции, выпускаемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, оптово-посредническими звеньями, розничной торговой сетью, общественным питанием и др. Структурная составляющая производства включает в себя развитие управленческой логистической цепочки, начиная от производства и переработки до потребления. Кроме того, должны выполняться функции развития и стимулирования системы сбыта, стандартизации выпускаемой продукции, вопросы ценообразования и т.д. Величина спроса, его динамика и структура зависят от большого количества факторов, к которым относятся: уровень обеспеченности продовольствием; баланс питания; доходы потребителей; уровень потребительского спроса; потребительские предпочтения; численность и состав населения по возрастным группам; уровень денежных доходов населения, дифференциация; уровень цен на продукцию и др. Спрос и потребности населения составляют основу хозяйственной деятельности. Предложение формируется под влиянием следующих факторов: цена; объем экспорта; объем импорта; собственное производство; продукция сельскохозяйственных предприятий и др. Спрос и предложение являются взаимообусловленными категориями продовольственного рынка. Их соотношение отражает уровень развития экономики региона. Для устойчиво развивающейся экономики предложение равно спросу.
При неудовлетворенном спросе предложение меньше спроса, что характерно для товародефицитной экономики. Выходом из этой ситуации является повышение уровня цен, что, однако, отрицательно сказывается на уровне жизни населения или увеличение объема импорта, то есть усиление привязанности продовольственного рынка к внешним производителям. . Ограниченный спрос на сельскохозяйственную продукцию создает маркетинговую проблему для соответствующего сектора. В этом случае целесообразно стимулировать платежеспособный спрос населения на основе расширения рынка сбыта продуктов питания
, имеющих социальное значение. Меры по расширению емкости рынка продовольственных товаров обеспечивают поддержку малообеспеченных слоев населения, обеспечение нуждающихся. Данный вид помощи может быть организован в виде выдачи талонов на приобретение необходимого количества продуктов питания по льготным ценам или путем введения социальной помощи малообеспеченным слоям населения на приобретение продуктов. На практике применяются определенные меры поддержки малоимущих. При производстве излишков продукции или высоком импорте товаров возникает превышение предложения над спросом. Выход из ситуации – снижение цен на товары, что негативно скажется на производителях. Оптимальный вариант формируется при нормализации соотношений спроса и предложения или превышении предложения над спросом таким образом, что происходит насыщение потребности населения в продуктах питания с учетом необходимого увеличения запасов. Соотношение спроса и предложения в РФМ зависит от ценовой, тарифной, налоговой политики региона и государства в целом, уровня производства, системы логистики. Для определения уровней соотношения спроса и предложения необходимо прогнозировать спрос населения на продукты питания. Для этого, во-первых, необходимо прогнозировать численность населения разных возрастных групп. Также необходимо включать прогнозы спроса в стратегию развития предприятий пищевой промышленности. Для достижения баланса спроса и предложения в регионе необходимо применять смешанный тип государственного регулирования рынка продовольствия, основанный на сочетании свободы хозяйствующих субъектов в выборе направлений деятельности и государственных мер по созданию условий для расширенного воспроизведение продукции.
Для определения состояния конъюнктуры на продовольственном рынке важен анализ производства продовольствия в стране, как исходный пункт исследования конъюнктуры. Именно отечественное производство продовольствия в любой стране является основным источником формирования товарных фондов и предложения на продовольственном рынке.
«Изучение конъюнктуры продовольственного рынка необходимо для выявления проблем его функционирования, состояния продовольственной безопасности и выработки средств для их разрешения» [6, с. 92].
Благоприятная или положительная конъюнктура имеет место тогда, когда емкость товарного рынка растет, производители получают достаточные для организации воспроизводственного процесса доходы, потребители - необходимые им товары в нужном количестве и требуемого качества по доступным ценам, а цены изменяются в основном только в связи с изменением качества товаров.
«Конъюнктура рынка - это складывающаяся на нем в данный период экономическая ситуация, определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, сезонными колебаниями в спросе населения, кратковременным действием различных факторов. Конъюнктура определяется, прежде всего, изменениями в воспроизводстве скота, птицы, мяса и мясных продуктов, зерна и хлебопродуктов и других продовольственных продуктов и находит свое проявление в динамике сельскохозяйственного и промышленного производства, капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли» [6, с. 92]. Т. е., конъюнктура - это совокупность факторов и условий, влияющих на развитие продовольственного хозяйства и реализацию его товаров. Конъюнктура продовольственного товарного рынка включает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Функционирование рынка, его расширение или сокращение, изменение уровня цен на товары, спроса и предложения зависят от складывающейся конъюнктуры. Изучение конъюнктуры охватывает широкий круг производственных, технико-экономических и коммерческих вопросов.
Теоретической основой изучения конъюнктуры высокоразвитых товарных рынков обычно являлась теория циклического развития экономики, по которой цикл включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Для современной российской экономики это не совсем подходит, поскольку происходящие в ней процессы имеют иные характеристики, отличные от классических.
Так, классический кризис обычно характеризуется перепроизводством товаров, ростом товарных запасов, снижением товарных цен, сокращением капиталовложений и другими показателями.
Современное состояние продовольственного хозяйства, безусловно, является кризисным, т. к. непрерывно идет падение производства продовольствия, сокращение производственно-ресурсного потенциала. Однако перепроизводства нет, значительного роста товарных запасов нет, так как идет сброс поголовья скота, сокращение посевных площадей, значительно недогружены производственные мощности, цены не снижаются, а растут. В этом главное отличие современного кризиса в продовольственном комплексе России от циклического кризиса. Это не циклический, а социально-экономический кризис.
Производство падает в результате разрушения его жизненно необходимых связей. Цены на продовольствие повышаются, прежде всего, вследствие искусственного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, подгонки их под мировой уровень, роста цен на другие факторы производства, роста курса доллара. Поэтому выход из кризиса состоит не в рассасывании товарных запасов, а в снижении цен и повышении платежеспособного спроса населения.
«Фаза депрессии также имеет отличительные черты от того, о чем обычно говорят как о стабилизации. Депрессия, прежде всего, держится на товарных запасах, созданных в период кризиса. В это время приостанавливается падение цен, рассасываются в результате этого товарные запасы, нет дальнейшего падения производства и капиталовложений» [6, с. 94]. Мы же имеем дальнейшее падение производства, капиталовложений, которые сведены чуть ли не к нулю, рост цен, снижение платежеспособного спроса, собственное производство замещается импортом товаров из-за рубежа. Поэтому стабилизация должна характеризоваться, прежде всего, остановкой роста цен, восстановлением экономических связей, началом роста производства и капиталовложений.
В фазе оживления характерным показателем является массовое обновление основного капитала, направленное на сохранение и увеличение прибылей в условиях низких товарных цен. Этого также не наблюдается в современных условиях, когда отечественный капитал в массовом порядке экспортируется за границу, а значительного притока иностранного нет.
В связи с этим мы имеем дело не с циклическим кризисом, вызванным перепроизводством товаров, а с разрушительным кризисом, вызванным разрушением экономики как целостной системы, ориентированной на обеспечение жизнедеятельности народа. Поэтому методика изучения и анализа конъюнктуры на товарных рынках должна быть иной и основываться на иных теоретических посылках. Она должна основываться на выявлении тенденций, характеризующих начало приостановки кризиса, и на поиске путей и средств восстановления нормального функционирования экономики.
К показателям, используемым при изучении конъюнктуры рынков продовольственных товаров относятся показатели общеэкономические, внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота, показатели кредитно-денежной сферы, показатели отраслей сельского хозяйства и сферы переработки, и реализации, данные об объеме капиталовложений, ценах и др.
К общеэкономическим показателям относятся динамика объемов валового внутреннего продукта, индексы промышленного и сельскохозяйственного производства, занятость, реальные доходы населения. Эти показатели характеризуют состояние общехозяйственной конъюнктуры. При росте валового внутреннего продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, занятости создаются хорошие предпосылки и для благоприятной конъюнктуры на продовольственном рынке, т. к. растут доходы населения и увеличивается платежеспособный спрос на продовольствие.
«Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальном и региональном рынках. В их состав входят данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособном спросе населения, движении товарных запасов
При неудовлетворенном спросе предложение меньше спроса, что характерно для товародефицитной экономики. Выходом из этой ситуации является повышение уровня цен, что, однако, отрицательно сказывается на уровне жизни населения или увеличение объема импорта, то есть усиление привязанности продовольственного рынка к внешним производителям. . Ограниченный спрос на сельскохозяйственную продукцию создает маркетинговую проблему для соответствующего сектора. В этом случае целесообразно стимулировать платежеспособный спрос населения на основе расширения рынка сбыта продуктов питания
, имеющих социальное значение. Меры по расширению емкости рынка продовольственных товаров обеспечивают поддержку малообеспеченных слоев населения, обеспечение нуждающихся. Данный вид помощи может быть организован в виде выдачи талонов на приобретение необходимого количества продуктов питания по льготным ценам или путем введения социальной помощи малообеспеченным слоям населения на приобретение продуктов. На практике применяются определенные меры поддержки малоимущих. При производстве излишков продукции или высоком импорте товаров возникает превышение предложения над спросом. Выход из ситуации – снижение цен на товары, что негативно скажется на производителях. Оптимальный вариант формируется при нормализации соотношений спроса и предложения или превышении предложения над спросом таким образом, что происходит насыщение потребности населения в продуктах питания с учетом необходимого увеличения запасов. Соотношение спроса и предложения в РФМ зависит от ценовой, тарифной, налоговой политики региона и государства в целом, уровня производства, системы логистики. Для определения уровней соотношения спроса и предложения необходимо прогнозировать спрос населения на продукты питания. Для этого, во-первых, необходимо прогнозировать численность населения разных возрастных групп. Также необходимо включать прогнозы спроса в стратегию развития предприятий пищевой промышленности. Для достижения баланса спроса и предложения в регионе необходимо применять смешанный тип государственного регулирования рынка продовольствия, основанный на сочетании свободы хозяйствующих субъектов в выборе направлений деятельности и государственных мер по созданию условий для расширенного воспроизведение продукции.
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке
Для определения состояния конъюнктуры на продовольственном рынке важен анализ производства продовольствия в стране, как исходный пункт исследования конъюнктуры. Именно отечественное производство продовольствия в любой стране является основным источником формирования товарных фондов и предложения на продовольственном рынке.
«Изучение конъюнктуры продовольственного рынка необходимо для выявления проблем его функционирования, состояния продовольственной безопасности и выработки средств для их разрешения» [6, с. 92].
Благоприятная или положительная конъюнктура имеет место тогда, когда емкость товарного рынка растет, производители получают достаточные для организации воспроизводственного процесса доходы, потребители - необходимые им товары в нужном количестве и требуемого качества по доступным ценам, а цены изменяются в основном только в связи с изменением качества товаров.
«Конъюнктура рынка - это складывающаяся на нем в данный период экономическая ситуация, определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, сезонными колебаниями в спросе населения, кратковременным действием различных факторов. Конъюнктура определяется, прежде всего, изменениями в воспроизводстве скота, птицы, мяса и мясных продуктов, зерна и хлебопродуктов и других продовольственных продуктов и находит свое проявление в динамике сельскохозяйственного и промышленного производства, капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли» [6, с. 92]. Т. е., конъюнктура - это совокупность факторов и условий, влияющих на развитие продовольственного хозяйства и реализацию его товаров. Конъюнктура продовольственного товарного рынка включает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Функционирование рынка, его расширение или сокращение, изменение уровня цен на товары, спроса и предложения зависят от складывающейся конъюнктуры. Изучение конъюнктуры охватывает широкий круг производственных, технико-экономических и коммерческих вопросов.
Теоретической основой изучения конъюнктуры высокоразвитых товарных рынков обычно являлась теория циклического развития экономики, по которой цикл включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Для современной российской экономики это не совсем подходит, поскольку происходящие в ней процессы имеют иные характеристики, отличные от классических.
Так, классический кризис обычно характеризуется перепроизводством товаров, ростом товарных запасов, снижением товарных цен, сокращением капиталовложений и другими показателями.
Современное состояние продовольственного хозяйства, безусловно, является кризисным, т. к. непрерывно идет падение производства продовольствия, сокращение производственно-ресурсного потенциала. Однако перепроизводства нет, значительного роста товарных запасов нет, так как идет сброс поголовья скота, сокращение посевных площадей, значительно недогружены производственные мощности, цены не снижаются, а растут. В этом главное отличие современного кризиса в продовольственном комплексе России от циклического кризиса. Это не циклический, а социально-экономический кризис.
Производство падает в результате разрушения его жизненно необходимых связей. Цены на продовольствие повышаются, прежде всего, вследствие искусственного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, подгонки их под мировой уровень, роста цен на другие факторы производства, роста курса доллара. Поэтому выход из кризиса состоит не в рассасывании товарных запасов, а в снижении цен и повышении платежеспособного спроса населения.
«Фаза депрессии также имеет отличительные черты от того, о чем обычно говорят как о стабилизации. Депрессия, прежде всего, держится на товарных запасах, созданных в период кризиса. В это время приостанавливается падение цен, рассасываются в результате этого товарные запасы, нет дальнейшего падения производства и капиталовложений» [6, с. 94]. Мы же имеем дальнейшее падение производства, капиталовложений, которые сведены чуть ли не к нулю, рост цен, снижение платежеспособного спроса, собственное производство замещается импортом товаров из-за рубежа. Поэтому стабилизация должна характеризоваться, прежде всего, остановкой роста цен, восстановлением экономических связей, началом роста производства и капиталовложений.
В фазе оживления характерным показателем является массовое обновление основного капитала, направленное на сохранение и увеличение прибылей в условиях низких товарных цен. Этого также не наблюдается в современных условиях, когда отечественный капитал в массовом порядке экспортируется за границу, а значительного притока иностранного нет.
В связи с этим мы имеем дело не с циклическим кризисом, вызванным перепроизводством товаров, а с разрушительным кризисом, вызванным разрушением экономики как целостной системы, ориентированной на обеспечение жизнедеятельности народа. Поэтому методика изучения и анализа конъюнктуры на товарных рынках должна быть иной и основываться на иных теоретических посылках. Она должна основываться на выявлении тенденций, характеризующих начало приостановки кризиса, и на поиске путей и средств восстановления нормального функционирования экономики.
К показателям, используемым при изучении конъюнктуры рынков продовольственных товаров относятся показатели общеэкономические, внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота, показатели кредитно-денежной сферы, показатели отраслей сельского хозяйства и сферы переработки, и реализации, данные об объеме капиталовложений, ценах и др.
К общеэкономическим показателям относятся динамика объемов валового внутреннего продукта, индексы промышленного и сельскохозяйственного производства, занятость, реальные доходы населения. Эти показатели характеризуют состояние общехозяйственной конъюнктуры. При росте валового внутреннего продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, занятости создаются хорошие предпосылки и для благоприятной конъюнктуры на продовольственном рынке, т. к. растут доходы населения и увеличивается платежеспособный спрос на продовольствие.
«Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальном и региональном рынках. В их состав входят данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособном спросе населения, движении товарных запасов