Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Начисление заработной платы работникам в зависимости от вида заработной платы и формы оплаты
1.6 Отражение в учете использования прибыли организации.
1.7 Раскрыть цели, виды и периодичность проведения инвентаризации.
Основные задачи инвентаризации
Цели и периодичность проведения инвентаризации имущества
1.8 Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
1.9 Проведение и отражение результатов инвентаризации основных средств.
Отражение в бухучете результатов инвентаризации основных средств
1.10 Проведение и отражение результатов инвентаризации нематериальных активов.
Порядок инвентаризации нематериальных активов
Документальное оформление инвентаризации нематериальных активов
1.11 Проведение и отражение результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей.
Инвентаризация ТМЦ: порядок проведения и учет результатов
Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей
Документы по инвентаризации товарно-материальных ценностей
1.12 Проведение и отражение результатов инвентаризации денежных средств.
Инвентаризация наличных денежных средств
Инвентаризация денежных документов
Инвентаризация денежных средств в пути
1.13 Проведение и отражение результатов инвентаризации расчетов.
Порядок проведения инвентаризации расчетов
Инвентаризация расчетов с контрагентами
Инвентаризация по налогам и сборам
Инвентаризация расчетов с банками
1.14 Обобщение результатов проведения инвентаризации.
Практическая польза проведения инвентаризации
2.1. Рассмотрение порядка организации учета труда и заработной платы на объекте практики.
Даты проводок по заработной плате
Разновидности проводок по зарплате и налогам
Пример бухгалтерских проводок по заработной плате
2.3 Раскрыть порядок проведения инвентаризации финансовых обязательств.
Оставшаяся после выплаты доходов учредителям сумма нераспределенной прибыли отчетного года списывается с дебета субсчета 88-1 «Нераспределенная прибыль (убыток) отчетною года» в кредит субсчета 88-2 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет».
1.7 Раскрыть цели, виды и периодичность проведения инвентаризации.
Задачи инвентаризации
Требование проводить инвентаризацию имущества и обязательств установлено законодательно. При этом определено, что при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухучета (ч. 1, 2 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Так в чем же состоят цели и задачи инвентаризации?
Сущность инвентаризации
Понятие инвентаризации законодательно не определено. Однако исходя из порядка ее проведения можно сказать, что инвентаризация – это независимая проверка имущества и обязательств организации, проводимая в определенные сроки и направленная на выявление отклонений реальных данных об имуществе и финансовых обязательствах организации с ее учетными данными (п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 № 49).
Основные цели инвентаризации
Цели инвентаризации имущества следующие (п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 № 49):
-
выявление фактического наличия имущества; -
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухучета; -
проверка полноты отражения в учете обязательств.
Например, цель проведения инвентаризации основных средств – удостовериться, что фактически имеющиеся в организации объекты соответствуют данным об этих объектах, отраженным в бухучете и бухгалтерской отчетности.
Основные задачи инвентаризации
Основная задача инвентаризации – обеспечить достоверность данных бухучета и бухгалтерской отчетности (п. 26 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). Именно поэтому инвентаризация в обязательном порядке проводится (п. 27 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н):
-
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; -
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; -
при чрезвычайных ситуациях; -
при реорганизации и ликвидации организации и т.д.
Цели и периодичность проведения инвентаризации имущества
Периодичность проведения инвентаризации неразрывно связана с целями проведения инвентаризации. Так, если цель – подтвердить достоверность годовой бухгалтерской отчетности, то инвентаризация проводится ежегодно с октябре-декабре перед составлением отчетов за год. Если организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность (за месяц, квартал, полугодие и т.д.), то имеет смыл проводить инвентаризацию (хотя бы выборочно) на каждую отчетную дату.
Если цель – предотвратить хищение имущества, то инвентаризация определенных активов проводится в назначенные руководителем сроки и при смене материально ответственных лиц.
Количество инвентаризаций за год, сроки их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, устанавливает руководитель, кроме случаев, когда инвентаризация обязательна (п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 № 49).
1.8 Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
-
Предварительная подготовка:
-
издать приказ о проведении инвентаризации; -
сформировать инвентаризационную комиссию; -
определить сроки проведения и видов инвентаризуемого имущества; -
получить расписки от материально ответственных лиц и т.д.; -
распечатать инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) отдельно на каждое материально ответственное лицо.
Основным документом, который определяет порядок проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). В них же содержатся формы по учету результатов инвентаризации, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
-
Проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.
-
Сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
-
Оформление результатов инвентаризации. На этом этапе надо привести данные бухгалтерского учета в соответствие с результатами инвентаризации, выявить виновных в неправильном учете имущества и привлечь их к административной ответственности.
Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила:
-
Инвентаризация должна быть закончена до подписания отчетности и сдачи ее в налоговую инспекцию. -
Записи по исправлению ошибок датируются датой окончания инвентаризации либо 31 декабря отчетного года.
Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году.
1.9 Проведение и отражение результатов инвентаризации основных средств.
Учет результатов инвентаризации основных средств
О том, как по итогам инвентаризации основных средств составить Сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств по форме ИНВ-18, мы рассказали здесь. В этой консультации посмотрим, как отразить недостачу основных средств или наоборот выявление неучтенных объектов ОС в бухгалтерском учете и какие проводки при этом сделать.
Отражение в бухучете результатов инвентаризации основных средств
Если по итогам инвентаризации были выявлены неучтенные основные средства, то они приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Одновременно в учете признается доход на ту же сумму (п. 28 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н).
Если же выявлена недостача основных средств, то надо проверить, есть ли виновные в этом лица. Если они не обнаружены (или же виновные лица есть, но суд отказал во взыскании с них убытков), то остаточная стоимость объекта списывается на расходы. Если виновные лица обнаружены, они готовы возместить ущерб (либо суд подтвердил правомерность взыскания ущерба с виновных лиц), то стоимость пропавшего ОС взыскивается за счет виновных лиц (п. 28 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н). В этом случае получение возмещения от виновного лица отражается как прочий доход, а остаточная стоимость объекта – как прочий расход.
Если в ходе инвентаризации выявлены объекты основных средств, которые не подлежат дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием или порчей, то такие объекты списываются с учета на расходы.
Все результаты инвентаризации отражаются в том периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Отметим, что если недостающее основное средство ранее дооценивалось (с отражением соответствующих сумм в составе добавочного капитала), то теперь дооценку надо списать со счета 83 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 15 ПБУ 6/01).
1.10 Проведение и отражение результатов инвентаризации нематериальных активов.
Задачи инвентаризации НМА это (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49):
-
проверка наличия документов, подтверждающих права организации на НМА (патентов, договоров об отчуждении прав, свидетельств и т.д.); -
правильность и своевременность отражения НМА в бухгалтерском и налоговом учете.
Проведение инвентаризации нематериальных активов обязательно в следующих случаях (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49):
-
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; -
при смене лиц, ответственных за сохранность нематериальных активов; -
при установлении фактов хищения нематериальных активов; -
при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях, в результате которых могут быть утрачены правоустанавливающие документы на НМА; -
при ликвидации или реорганизации организации.
Порядок инвентаризации нематериальных активов
При инвентаризации НМА комиссия проверяет, в наличии ли все необходимые документы, подтверждающие права на нематериальные активы. А затем сверяет данные по документам с данными бухгалтерского учета (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49).
Документальное оформление инвентаризации нематериальных активов
По итогам инвентаризации нематериальных активов составляется инвентаризационная опись нематериальных активов. Можно использовать унифицированную форму ИНВ-1а. Порядок ее заполнения и образец оформления инвентаризационной описи НМА вы найдете в отдельной консультации.
Если есть расхождения между данными инвентаризационной описи и данными бухучета, то эти расхождения заносятся в сличительную ведомость (например, по форме ИНВ-18).
1.11 Проведение и отражение результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей.
В первую очередь, приведем наиболее часто встречающиеся случаи, когда инвентаризация ТМЦ является обязательной (ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ; п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49):