Файл: Подходы к изучению тревожности в психологической науке 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке
1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей.
1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности
2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке 6
1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей. 6
1.2 Цели, задачи и основные принципы коррекционных занятий с тревожностью у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 13
1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности 22
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности с помощью арт-терапии у детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте 30
2.1 Организация констатирующего эксперимента по исследованию тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 30
2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта 35
2.3 Результаты контрольного этапа исследования по коррекции тревожности младших школьников с нарушением интеллекта 44
Заключение 53
Список литературы 55
Введение
тревожность психологический коррекция эмоциональный
Актуальность исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения показатели распространенности нарушений интеллекта в популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % всего населения. В регионах, где есть воздействие экопатогенных факторов, а также встречаются изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7 % (22). Изучение детей с нарушением интеллекта занимало и до сих пор занимает умы многих ученых, таких как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухарева, Е. А. Шиф, М. С. Певзнер. Они неустанно трудились, чтобы понять особенности эмоциональной сферы таких детей, ведь она значительно отличается от тех, кто имеет нормальное развитие. Дети с нарушением интеллекта младшего школьного возраста часто страдают от неустойчивости своих эмоций и настроения, быстрой их смены, а также легкого возникновения эмоциональных вспышек и плача. В них часто проявляется беспокойство и тревога. В школе такие дети могут испытывать состояние напряжения, скованности и пассивности, что приводит к неуверенности в себе. Благодаря исследованиям вышеупомянутых ученых, сегодня мы можем лучше понимать особенности таких детей и помогать им в их развитии. Однако еще много работы нужно сделать, чтобы обеспечить лучшие условия для детей с нарушениями интеллекта.
Тревога - фактор отрицательных изменений, она влияет на межличностные отношения, снижает производительность и приводит к личностным изменениям. У тревоги множество форм проявления, поэтому часто она может замаскироваться, и дети могут скрывать свои проблемы. Если не заметят тревогу и не производит своевременную коррекцию, она может стать причиной развития невроза. Психокоррекционная работа должна решать три основных задачи - уменьшение напряжения, научить находить пути к выходу из тяжелой ситуации, повышение самооценки. Арт-терапия должна быть включена в коррекционную программу.
В процессе занятия с искусством ребенок может освободиться от тревог и одиночества. Это было обнаружено в исследованиях психологов, таких как А.М. Прихожан, Р. Мэй, В.М. Астапов, Л. И. Божович, А. И. Кочубей, Е.В. Новикова и другие. После занятий дети ощущают себя более спокойными и положительными в эмоциональной и познавательной областях. Таким образом, занятия с искусством могут помочь ребенку преодолеть эмоциональные трудности.
Цель исследования: изучение тревожности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и коррекционная работа по ее снижению.
Объект исследования: состояние тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: динамика состояния тревожности в процессе коррекции у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методы арт-терапии по коррекции тревожности будут эффективны при работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и будут способствовать снижению уровня выраженности состояния.
В соответствии с целью определялись задачи исследования:
-
Раскрыть подходы к изучению тревожности у детей младшего возраста; -
Изучить особенности эмоциональной сферы и тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта; -
Провести диагностическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта; -
Разработан комплекс мероприятий по снижению тревожности; -
Проверена эффективность разработанного комплекса мероприятий по снижению тревожности.
Методы исследования. Для достижения цели был применен комплекс методов, включавший теоретический анализ литературы, тестирование (использование теста Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен), а также частотные анализы, классификация и статистический критерий. сравнения. Все эти способы были использованы для анализа текста и написания собственного, сохраняя стиль автора.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследование основывается на работах известных дефектологов, таких как В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, С.С. Ляпидевский, Б.И. Шосток. Они занимались изучением эмоциональной сферы людей с нарушением интеллекта. Не считая того, базовые подходы к исследованию тревожности также рассматриваются в работах А.М. Прихожан, Р. Мэй, В.М. Астапов, А.И. Кочубей и Е.В. Новиковой. Я провела анализ текста и на основе имеющейся информации могу сделать вывод о том, что эти ученые внесли значительный вклад в изучение эмоциональной сферы людей с нарушением интеллекта и теории тревожности в целом. Хоть бы добавить, что их работы могут быть полезными не только для специалистов в данной области, но и для широкой общественности, которая может использовать их выводы в повседневной жизни.
Теоретическая значимость исследования в том, что данная работа помогает расширить имеющиеся представления о тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Практическая значимость исследования состоит в сборе эффективных методов арт-терапии по снижению тревожности. Разработанная нами коррекционная программа может быть полезна педагогам и психологам, работающим с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ г. Москвы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната № 79. В нём приняли участие 11 детей, учащиеся 4 класса.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения
, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы по тревожности, её виды и причины возникновения, описывается эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Во второй главе представлен комплекс мероприятий по снижению тревожности. Также даны результаты констатирующего и контрольного исследования тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке
1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей.
Сегодня явление тревоги и тревожности имеет одно из главных мест в изучении общественного сознания. В отличие от западных исследований, в русской литературе работ по данной проблематике существенно меньше. Это связано как с социальными, так и с научными причинами. Систематическое изучение тревоги началось в XX веке и продолжается по сей день, становясь все более узко специализированным. Так, С. Фрейд, Р. Мэй и Ф. Перлз изучали феномен тревоги в широком смысле с точки зрения психологии. Чуть позже Дж. Тейлор, Ч.Д.Спилбергер и Ю.Л. Ханин анализировали тревогу и тревожность с точки зрения прикладной психологии, разработал методики для измерения этих психологических особенностей.
Несомненно, следует различать понятия «тревоги» и «тревожности». Тревожность — это черта личности, отражающая склонность к чувствительной реакции на стрессовые ситуации. Тревожность выражается в постоянном чувстве угрозы собственному "я". Это предрасположенность переживать тревогу. Тревожность характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги и является одним из основных параметров индивидуальных различий. В отличие от этого, тревога – это конкретная эмоциональная реакция на какую-либо угрозу или стресс.
Фрейд в своих трактатах обратил внимание, что тревожность является ключевой темой, связывающей всевозможные и важные вопросы человеческой душевной жизни. По его мнению, разрешение проблемы тревожности может пролить свет на многие аспекты нашего внутреннего мира. Тревога возникает, когда человеку кажется, что ситуация представляет для него физическую или психологическую угрозу. Согласно Фрейду, чувство тревоги является важным механизмом адаптации, стимулирующим защитное поведение человека в угрожающей обстановке.
Значительный вклад в изучение тревоги и тревожности внес американский психолог Ролло Мэй, в 1950 году опубликовавший диссертацию под названием «Значение тревоги». Он рассмотрел данные понятия из теоретической, исторической, клинической и философской точек зрения.
В широком смысле тревога — это отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности, однако это не умаляет ее полезного воздействия на человека. Так же, как и Р. Мэй, я считаю, что тревога имеет смысл и может использоваться конструктивно. Наши древние предки,