Файл: Подходы к изучению тревожности в психологической науке 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке

1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей.

1.2 Цели, задачи и основные принципы коррекционных занятий с тревожностью у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности с помощью арт-терапии у детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте

2.1 Организация констатирующего эксперимента по исследованию тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта

2.3 Результаты контрольного этапа исследования по коррекции тревожности младших школьников с нарушением интеллекта

Заключение

Список литературы



Таблица 2.2 План комплексного мероприятия по снижению тревожности

Занятия

Цели

Упражнения

Занятие № 1

1. Положительный настрой на дальнейшую работу;

2. Повышение самооценки учащихся;

Ознакомление учащихся с понятием «тревожность»;

Отработка эмоции «тревога» в рисунке;

Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности учащихся во время занятия;

Снижение эмоциональной напряженности;

Снижение мышечного напряжения.

1. Приветствие;

2. Упражнение «Комплимент другу»;

3. Беседа о тревожности;

Рисунок «Моя тревожность»;

Физкультминутка;

Упражнение «Лепка из пластилина»;

Релаксация «Волшебный остров»;

Прощание.

Занятие № 2

1. Положительный настрой на дальнейшую работу;

2. Способствовать позитивному отношению друг к другу;

3. Повышение самооценки учащихся;

4. Развитие воображения;

5. Снижение эмоционального напряжения;

6. Коррекция неуверенности, боязни самостоятельности,

тревожности и боязливости;

7. Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности учащихся во время занятия;

8. Снижение мышечного напряжения.

1. Приветствие;

2. Упражнение «Я дарю тебе...»;

3. Упражнение «Укрась свою тревожность»;

4. Чтение и обсуждение сказки

«О Вороненке»;

5. Физкультминутка;

6. Упражнение «Объемная лепка из пластилина»;

7. Релаксация «Отдых на море»;

8. Прощание.


Занятие № 3

1. Положительный настрой на дальнейшую работу;

2. Повышение самооценки учащихся;

3. Коррекция неуверенности, тревожности;

4. Развитие воображения;

5. Повышение и поддержание

на должном уровне умственной активности и работоспособности учащихся во время занятия;

6. Снижение эмоциональной напряженности;

7. Снижение мышечного

напряжения.

1. Приветствие;

2. Упражнение «Закончи

предложение»;

3. Чтение и обсуждение сказки

«Крошка Енот»;

4. Упражнение «Каракули»;

5. Физкультминутка;

6. Упражнение «Лепка из

пластилина»;

7. Релаксация «Бабочка»;

8. Прощание.

Занятие № 4

1. Положительный настрой на дальнейшую работу;

2. Повышение самооценки учащихся;

3. Коррекция страха темноты, повышенной тревожности,

общей боязливости;

4. Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности учащихся во время занятия;

Снижение эмоциональной напряженности;

Снижение мышечного напряжения.

1. Приветствие;

2. Упражнение «Имена -качества»;

3. Чтение и обсуждение «Медвежонок и Баба Яга»;

4. Рисунок «Смелый человек»;

5. Физкультминутка;

6. Упражнение «Объемная лепка»;

Релаксация «Тихое озеро»;

Прощание.

Занятие № 5

1. Положительный настрой на дальнейшую работу;

2. Повышение самооценки учащихся;

3. Коррекция страха темноты, повышенной тревожности, общей боязливости;

4. Развитие воображения;

5. Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятия;

6. Снижение эмоциональной напряженности;

7. Снижение мышечного напряжения.

1. Приветствие

2. Упражнение «Я дарю тебе...»

3. Чтение и обсуждение сказки

«Мышонок и темнота»;

4. Упражнение «Каракули»;

5. Физкультминутка;

6. Упражнение «Лепка из пластилина»;

7. Релаксация «Отдых на море»;

8. Прощание.

Занятие № 6

1. Положительный настрой на

дальнейшую работу;

2. Повышение самооценки учащихся;

3. Коррекция неуверенности в себе. тревожности, страха самостоятельных действий;

Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности учащихся во время занятия;

Снижение эмоциональной напряженности;

Снижение мышечного напряжения.

1. Приветствие;

2. Упражнение «Расскажи о своих положительных качествах»;

3. Упражнение «Рисование пальцами»;

Чтение и обсуждение сказки «Случай в лесу»;

Физкультминутка;

Упражнение «Объемная лепка из пластилина»;

Релаксация «Полет высоко в небо»;

Прощание.

Занятие № 7

1. Положительный настрой на

дальнейшую работу;

2. Повышение самооценки учащихся;

3. Коррекция боязни темноты, повышенной тревожности,

ночных кошмаров, общей боязливости;

4. Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности учащихся во время занятия;

5. Снижение эмоциональной напряженности;

6. Снижение мышечного напряжения.

1. Приветствие;

2. Упражнение «Конкурс хвастунов»;

3. Чтение и обсуждение сказки

«Смелый Гномик»;

4. Упражнение «Рисование пальцами»;

5. Физкультминутка;

6. Упражнение «Лепка из пластилина»;

7. Релаксация «Водопад»;

8. Прощание.

Занятие № 8

1.Положительный настрой на дальнейшую работу;

2. Повышение самооценки учащихся;

3. Коррекция страха темноты, одиночества, повышенной тревожности, ночных кошмаров, общей боязливости;

4. Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности учащихся во время занятия;

5. Снижение эмоциональной напряженности;

6. Снижение мышечного напряжения.

1. Приветствие;

2. Упражнение «Я дарю тебе...»;

3. Рисунок на свободную тему;

4. Чтение и обсуждение сказки «Белочка Нуся»;

5. Физкультминутка;

6.Упражнение «Объемная лепка из пластилина»;

7. Релаксация «Воздушный шарик»;

8. Прощание.





2.3 Результаты контрольного этапа исследования по коррекции тревожности младших школьников с нарушением интеллекта



Исходя из предоставленных данных, после коррекционных занятийбыло проведено контрольное исследование тревожности, используя тест Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена. Полученные результаты представлены в Таблице 2.3:

Таблица 2.3 Результаты состояния тревожности контрольного исследования

Испытуемый

Процент

Уровень тревожности

Камила

21

средний

Олег

50

средний

Александр М.

50

средний

Анастасия

43

средний

Александр П.

50

средний

Айша

14

низкий

Елизавета

50

средний

Анна

36

средний

Кирилл

57

высокий

Ильдар

43

средний

Даниил

64

высокий


Полученные результаты представим в виде диаграммы 2.2:
Как видим из диаграммы 2.2:

  1. группа – высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%) – 18 % (2 человека);

  2. группа – средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%) – 73 % (8 человек);

  3. группа – низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20 %) – 9 % (0 человек).

Наглядно можем проследить динамику уровня тревожности на диаграмме2.3.



Диаграмма 2.2. Уровень тревожности на контрольном этапе эмпирического исследования


Диаграмма 2.3Динамика уровня тревожности
Как можно заметить из диаграммы 2.3, проведение комплекса мероприятий по снижению тревожности показало хорошие результаты. В результате проведения мероприятий девять процентов
детей остались с тем же уровнем тревожности, но остальные дети показали положительную динамику. Первая группа детей с высоким уровнем тревожности показала понижение уровня тревожности с 73% до 18%, что составляет улучшение в 55%. Вторая группа детей со средним уровнем тревожности также показала улучшение, но в этой группе был один ребенок, у которого уровень тревоги был равен 21%. Это означает, что такой ребенок не испытывает особой тревоги. Наконец, третья группа детей с низким уровнем тревожности также показала результаты улучшения, поскольку уровень тревожности у них повысился всего до 9%, что составляет улучшение в 9%.

Кроме общего вывода об уровне тревожности испытуемого можно сформулировать предположение о том, какие отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор – № 2, № 8, № 13) или отношения с другими детьми (негативный выбор – № 1, № 3, № 5, № 10, № 12). Рассмотрим в таблице 2.4.
Таблица 2.4 Преобладающий источник тревожности

Испытуемый

Результат констатирующего исследования тревожности

Источник тревожности

Результат контрольного исследования тревожности

Источник тревожности

Камила

Ребенок - ребенок

(4 выбор);

Ребенок – взрослый

(1 выбора)

Отношения с другими детьми

Ребенок - ребенок

(0 выборов);

Ребенок – взрослый

(0 выборов)

отсутствует

Олег

Ребенок – ребенок

(5 выборов);

Ребенок - взрослый

(2 выбора)

Отношения с другими детьми

Ребенок - ребенок

(3 выбора);

Ребенок- взрослый

(1 выбор)

Отношения с другими детьми

Александр М.

Ребенок - ребенок

(3 выбора);

Ребенок - взрослый

(2 выбора)

Отношения с другими детьми

Ребенок - ребенок

(3 выбора);

Ребенок - взрослый

(1 выбор)

Отношения с другими детьми

Анастасия

Ребенок - ребенок

(2 выбора);

Ребенок - взрослый

(2 выбора)

Детско - родительские отношения, отношения с другими детьми

Ребенок - ребенок

(2 выбора);

Ребенок - взрослый

(2 выбора)

Детско - родительские отношения, отношения с другими детьми

Александр П.

Ребенок - ребенок

(3 выбора);

Ребенок - взрослый

(1 выбор)

Отношения с другими детьми

Ребенок - ребенок

(2 выбора);

Ребенок - взрослый

(1 выбор)

Отношения с другими детьми

Айша

Ребенок - ребенок

(2 выбора);

Ребенок - взрослый

(3 выбора)

Детско - родительские отношения

Ребенок - ребенок

(1 выбор);

Ребенок - взрослый

(1 выбор)

Детско - родительские отношения, отношения с другими детьми

Елизавета

Ребенок - ребенок

(3 выбора);

Ребенок -

взрослый

(1 выбор)

Отношения с

другими

детьми

Ребенок -

ребенок

(3 выбора);

Ребенок-

взрослый

(1 выбор)

Отношения с

другими

детьми

Анна

Ребенок – ребенок

(3 выбора);

Ребенок –взрослый (3 выбора)

Детско –родительские отношения, отношения с другими детьми

Ребенок - ребенок

(1 выбор);

Ребенок -взрослый

(2 выбора)

Детско -родительские

отношения

Кирилл

Ребенок - ребенок

(3 выбора);

Ребенок – взрослый

(2 выбора)

Отношения с другими детьми

Ребенок - ребенок

(5 выбора);

Ребенок - взрослый

(1 выбора)

Отношения с

другими

детьми

Ильдар

Ребенок - ребенок

(2 выбора);

Ребенок - взрослый

(2 выбора)

Детско –родительские отношения,

отношения с другими

детьми

Ребенок - ребенок

(3 выбора);

Ребенок - взрослый

(2 выбора)

Отношения с

другими

детьми

Даниил

Ребенок - ребенок

(3 выбора);

Ребенок - взрослый

(1 выбор)

Отношения с другими детьми

Ребенок- ребенок

(3 выбора);

Ребенок - взрослый

(1выбор)

Отношения с

другими

детьми



Также был проведен статистический анализ полученных результатов с целью проверки результативности проведенной коррекционных занятий (Таблица 2.5). Критерий Фишера используется для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости признака. Данный критерий рассматривает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых представлен изучаемый признак.

Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле – меньший угол, но соотношения здесь не линейные: φ = 2*arcsin( ), где P – процентная доля, выраженная в долях единицы.

При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.
Таблица 2.5 Статистический анализ полученных результатов

Среднее значение показателя тревожности (констатирующее исследование)

Среднее значение показателя тревожности (контрольное исследование)

φ-критерий Фишера

р, уровень

статистической значимости

62,5

43,4

7,12

0,03


Сравнительный анализ показал, что динамика проявления тревожности в констатирующем и контрольном срезе имеет статистическое подтверждение. Это свидетельствует о том, что проводимая коррекционная работа привела к положительным эффектам в плане снижения тревожности.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующее:

Наши исследования проводились на младших школьниках с нарушением интеллекта с использованием теста Г. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Результаты первого теста были посвящены констатирующему исследованию тревожности, второй – контрольному исследованию тревожности.

Для коррекции мы использовали три способа арт-терапии: изотерапию (рисунки, репка), музыкотерапию (релаксация под музыку, рисование под музыку) и сказкотерапию (прослушивание сказки коррекционной направленности).

Мы разработали комплекс мероприятий по коррекции тревожности