Файл: Подходы к изучению тревожности в психологической науке 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке

1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей.

1.2 Цели, задачи и основные принципы коррекционных занятий с тревожностью у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности с помощью арт-терапии у детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте

2.1 Организация констатирующего эксперимента по исследованию тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта

2.3 Результаты контрольного этапа исследования по коррекции тревожности младших школьников с нарушением интеллекта

Заключение

Список литературы

одолеваемые страхом перед опасностями, научились мыслить творчески и изобретать орудия для выживания. Тревога способствовала развитию человеческого разума и использованию символов.

С глубокой древности само понятие беспокойства существенно изменилось, но переживания современного человека по своей сути не отличаются от переживаний наших предков. Вместо страха перед тиграми и опасными хищниками, современный человек боится потерять самоуважение, опасается отвержения со стороны своей социальной группы, боится проиграть в профессиональном, спортивном или другом состязании с другими людьми. Отсюда, тревога – важнейший элемент существования человека. При этом следует отметить безусловную важность различия понятий «беспокойство» и «тревожность».

Тревожность – это характеристика человека, которая проявляется в регулярном переживании сильной тревоги по поводу относительно незначительных событий. Это нечто большее, чем просто реакция на конкретную ситуацию. Как говорил основатель гештальта психологии Фредерик Перлз: «формула тревоги очень проста: тревога - это промежуток между настоящим и будущим» и содержат полезную информацию о термине "тревожность", что поможет мне улучшить мой текст, сохранив стиль автора: добавить конкретные примеры и иллюстрации.

В иностранной литературе термины "тревога" и "тревожность" обычно используются для обозначения двух концепций: тревоги как эмоционального состояния (непосредственно тревога) и тревоги как черты характера (тревожность). Основное различие состоит в том, что тревога — это в первую очередь мгновенное эмоциональное состояние, возникающее здесь и сейчас перед конкретной угрозой, а тревожность — это черта личности, проявляющаяся в повышенной склонности к переживанию тревоги.

В последнее десятилетие ученые все больше интересуются исследованием тревожности из-за резких конфигураций в обществе, вызывающих неопределенность и непредсказуемость, также чувство тревоги. Уровень тревожности показывает, насколько человек чувствителен к стрессу и склонен рассматривать большинство ситуаций как угрожающие прежде всего ему самому. В настоящее время проблема тревожности детей очень актуальна. В последние годы увеличивается число детей с повышенным беспокойством,
эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и высокой внушаемостью. У таких детей низкая самооценка, они чувствительны к собственным неудачам. Это касается не только детей, развитие которых протекает нормально, но и тех, у кого есть интеллектуальные расстройства, например нарушение интеллекта.

Дети с нарушением интеллекта испытывают эмоции и чувства, такие как страх и тревога, но они более просты по сравнению со здоровыми детьми. У них могут возникать необоснованные страхи и беспокойство, что негативно влияет на их развитие и поведение. У детей с олигофренией наблюдается повышенный уровень беспокойства, связанный с их особенностями. Иногда тревога становится доминирующим чувством, и ребенок замыкается у себя, становится раздражительным и агрессивным. Немотивированная тревога и страх у таких детей меняют черты характера, затрудняют обучение и воспитание.
Дети младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта - это особая категория, требующая специального подхода и коррекционной работы. Тревожность у таких детей - одна из самых распространенных проблем, влияющих на формирование учебных навыков и социальную адаптацию. При работе с детьми с нарушениями интеллекта важно знать особенности их психического и физического развития. Важно знать, на каком этапе развития находится каждый ребенок и какие у него есть возможности для выражения своих потребностей и желаний [1].

Также необходимо учитывать, что дети с нарушениями интеллекта имеют разную степень умственной отсталости и тревожности. Особенности и проблемы детей с нарушениями интеллекта являются важными факторами, которые необходимо учитывать при организации коррекционных занятий.

Во-первых, дети с нарушениями интеллекта часто испытывают трудности в обучении, имеют низкую самооценку и не уверены в своих силах.

Во-вторых, их тревожность проявляется в виде неуверенности, неопределенности и страха перед неизвестным.

В-третьих, у детей с нарушениями интеллекта мало адаптивных ресурсов, и они могут быть сверхчувствительны к ряду стрессовых факторов. При работе с маленькими детьми с нарушениями интеллекта необходимо учитывать основные принципы коррекционной работы с тревожностью. Один из них - индивидуализация. Каждый ребенок уникален и имеет индивидуальные особенности.



Поэтому подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным, с учетом личностных особенностей ребенка. Другой важный принцип - четкое определение целей и задач коррекционного занятия. Цели, которые должны быть достигнуты в коррекционном классе, должны быть четко определены. Например, цели могут включать снижение уровня тревожности детей, повышение их уверенности в себе и улучшение учебной деятельности. Сотрудничество между родителями и учителями - еще один принцип коррекционных занятий для снижения тревожности детей начальной школы с нарушениями интеллекта. Работая вместе с родителями, они могут осознать проблемы ребенка, которые скрыты в школьной среде [2].

Взаимодействие с учителями и другими специалистами может затем привести к обмену опытом, обсуждению конкретных проблем и поиску наилучших путей их решения. Изучение причин тревожности каждого ребенка - еще один принцип выявления нюансов, которые следует учитывать в коррекционной работе. Знание причин тревожности позволяет разработать наиболее эффективные стратегии обучения и подобрать соответствующие упражнения и игры для изменения тревожности. Планирование упражнений является важной частью процесса снижения тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Оно помогает определить серию шагов, выбрать подходящие методы и оценить ресурсы, необходимые для достижения целей. Для снижения уровня тревожности у детей с нарушениями интеллекта можно использовать различные методы, включая игры, упражнения и методы релаксации. Эффективность каждого метода можно отслеживать и оценивать, чтобы выбрать наиболее подходящий подход для решения конкретной задачи. Важной частью работы с детьми младшего возраста с нарушениями интеллекта, связанной с повышением их тревожности, является организация психологической поддержки.

При работе с детьми важно создать спокойную атмосферу, расширить зону комфорта ребенка и наладить коммуникацию между педагогом и ребенком. Не менее важно отслеживать эффективность дополнительного образования. Это позволит оценить результаты занятий, выявить проблемы и определить необходимость внесения изменений в программу. Результаты мониторинга также могут быть использованы для сравнения эффективности различных методов.

В результате необходимо проанализировать занятие. Необходимо оценить, в какой степени были достигнуты поставленные цели и в какой степени дети утратили тревожность и уверенность. Эту информацию можно использовать для будущих коррекционных занятий. Еще одним важным этапом коррекционной работы с детьми школьного возраста с нарушениями интеллекта является структурирование опыта и разработка индивидуального плана коррекционной работы. Опыт, полученный в ходе работы, необходимо систематизировать, чтобы сделать будущую работу более эффективной.


Организация индивидуальных планов занятий и отчетность о проделанной работе являются неотъемлемой частью этой работы. Это позволяет контролировать прогресс и отслеживать изменения в поведении и эмоциях детей. Важным этапом является рефлексия и самоанализ проделанной работы. Каждому специалисту необходимо постоянно развивать и совершенствовать свои навыки работы с детьми с нарушениями интеллекта и тревожностью. Работа с другими специалистами - очень важный принцип при работе с детьми с тревожностью и нарушениями интеллекта. Опыт других профессионалов может быть очень полезен, и для решения конкретных проблем можно использовать наиболее эффективные методы [2].

Дети школьного возраста с нарушениями интеллекта часто испытывают тревогу в повседневной жизни. Тревожность может быть вызвана различными факторами, такими как трудности в обучении, социальные барьеры, проблемы дома и отсутствие независимости.

Тревожность может быть вызвана как внутренними факторами, связанными с психофизическими характеристиками ребенка, так и внешними, связанными с окружением ребенка. Основными причинами тревожности у детей с нарушениями интеллекта являются ранний стресс, социальные и семейные травмы и неблагоприятные условия жизни.

Дети с нарушениями интеллекта могут испытывать тревогу из-за социальной изоляции, трудностей в общении и ограниченного социального окружения. Особенности детей с нарушениями интеллекта и тревожностью задают некоторые специфические параметры при работе с ними. Чтобы помочь ребенку справиться с тревогой, следует учитывать особенности его личности и индивидуальный тип умственной отсталости. Важно создать благоприятные психологические условия для того, чтобы дети младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта справлялись с тревогой. Для этого необходимо создать комфортную и благоприятную обстановку для ребенка. Учителя должны проявлять понимание и поддержку ребенка, повышать его уверенность в себе и навыки решения проблем.

Для преодоления тревожности у детей с нарушениями интеллекта необходимо использовать различные подходы. Важно, чтобы подход подходил для каждого конкретного ребенка. Стоит использовать поэтапный подход (когда каждый этап основывается на предыдущем) или дифференцированный подход (когда все занятия направлены на развитие конкретных навыков и способностей).

Также важно использовать различные методы борьбы со стрессом и беспокойством, такие как игры, дыхательные упражнения и релаксация. Они могут снизить тревожность и напряжение, помочь учащимся справиться со стрессовыми ситуациями и уменьшить потребность во внутреннем самоконтроле. Коррекционная работа с тревожностью у учащихся с нарушениями интеллекта требует тщательного контроля и оценки результатов. Особое внимание следует уделять систематическому измерению прогресса ребенка, а также оценке эффективности работы учителя и используемых методов работы.


В заключение следует отметить, что для того, чтобы помочь детям школьного возраста с нарушениями интеллекта справиться с тревогой, педагогам необходимо быть готовыми использовать целый ряд подходов и методов, учитывать особенности каждого ребенка и обеспечивать благоприятную атмосферу в классе. Однако также важно обращаться за помощью к другим специалистам, таким как психологи, неврологи и логопеды. Классификация детской тревожности - важный аспект работы с детьми школьного возраста с нарушениями интеллекта. Это позволит вам понять природу и причины тревожности, выбрать правильный подход для коррекционного руководства и добиться более эффективных результатов. Классификация тревожности у детей основана на нескольких критериях, включая выраженность симптомов, а также природу и причину тревоги.

Первым критерием классификации является тяжесть симптомов тревоги. Существуют различные уровни тревоги, начиная от легкой тревоги, которая позволяет человеку справляться с тревожными ситуациями, до тяжелой тревоги, которая может привести к более серьезным расстройствам, таким как панические атаки и фобии. Важно понимать, что тяжесть симптомов зависит от конкретной ситуации.

Второй критерий - это характер тревоги. Например, некоторые дети с социальной тревогой боятся общаться с незнакомыми людьми или выступать на публике. Есть также дети с "перфекционистской тревогой", которые боятся совершать ошибки или плохо выполнять задания, что вызывает высокий уровень тревоги в школе и дома. Существует также "генерализованное тревожное расстройство", которое вызывает непропорционально сильное беспокойство по поводу различных ситуаций и событий в их жизни.

Третий критерий - причина тревоги. Тревога может быть связана с рядом факторов, таких как жизненные изменения, низкая самооценка, травмы в прошлом или плохой опыт. Важно понимать, что разные виды тревожности имеют разные причины, и существует несколько различных причин в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Изучение классификации тревожности у детей школьного возраста с нарушениями интеллекта является неотъемлемой частью коррекционного обучения, и для достижения наилучших результатов необходимо учитывать все три критерия. Правильно классифицировав тревожность, можно определить наиболее эффективные методы коррекционного обучения для каждой характеристики.

случая [8].

.