Файл: Подходы к изучению тревожности в психологической науке 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке

1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей.

1.2 Цели, задачи и основные принципы коррекционных занятий с тревожностью у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности с помощью арт-терапии у детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте

2.1 Организация констатирующего эксперимента по исследованию тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта

2.3 Результаты контрольного этапа исследования по коррекции тревожности младших школьников с нарушением интеллекта

Заключение

Список литературы



Изображение № 14 – еда в одиночестве (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан) [11].

Выбор ребёнка соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка фиксируются в протоколе

После обследования проводится качественный и количественный анализ.

Также каждую ситуацию, представленную на картинке, можно разделить на три типа межличностных отношений:

  1. Ситуации, изображенные на 1 (игра ребенка с младшим братом), 3 (агрессия на ребенка со стороны другого ребенка), 5 (игра ребенка со старшим), 10 (отбирание игрушек у ребенка другим ребенком) и 12 (уход других детей от ребенка) картинках, демонстрируют взаимоотношения между детьми (ребенок - ребенок);

  2. Ситуации, изображенные на 2 (прогулка ребенка с мамой и младенцем), 6 (укладывание спать в одиночестве), 8 (выговор от мамы ребенку), 9 (наблюдение ребенка за игрой папы с младшим братом), 11 (убирание игрушек ребенком) и 13 (ребенок с родителями) картинках, демонстрируют взаимоотношения между ребенком и взрослым (ребенок - взрослый);

  3. Ситуации, изображенные на 4 (самостоятельное одевание ребенка), 7 (самостоятельное умывание ребенка) и 14 (самостоятельное кормление ребенка) картинках, демонстрируют повседневную деятельность ребенка, которую он выполняет самостоятельно.

По результатам теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен получены следующие результаты [15].

Количественный анализ.

Индекс тревожности (ИТ) вычислялся следующим образом: ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100 % Результаты мы видим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Результаты состояния тревожности констатирующего исследования

Испытуемый

Процент

Уровень тревожности

Камила

57

высокий

Олег

86

высокий

Александр М.

57

высокий

Анастасия

50

средний

Александр П.

64

высокий

Айша

50

средний

Елизавета

57

высокий

Анна

71

высокий

Кирилл

71

высокий

Ильдар

43

средний

Даниил

71

высокий



После проведения теста разделим детей в три группы по уровню тревожности и получим следующие результаты, представленные на диаграмме 2.1.

Диаграмма 2.1 Уровень тревожности на констатирующем этапе эмпирического исследования


Как видим из диаграммы 2.1:

  1. группа (ИТ выше 50%) –высокий уровень тревожности –73 % (8 человек);

  2. группа (ИТ от 20 до 50%) –средний уровень тревожности –27 % (3 человека);

  3. группа (ИТ от 0 до 20 %) –низкий уровень тревожности – 0 % (дети с низким уровнем тревожности отсутствуют).

Качественный анализ.

Таим образом, можно сделать выводы о психологическом состоянии детей, опираясь на уровень тревожности, который был измерен посредством тестирования. При высоком уровне тревожности (ИТ выше 50%) наблюдаются эмоциональные и невротические срывы, а также психосоматические заболевания. Анамнестические данные подтверждают схожую психологическую картину. Средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%) может быть умеренным, если значение ИТ ближе к 20%, то такие дети не испытывают особой тревоги. Низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%) характеризует состояние как спокойное, без сильных эмоций. Однако очень низкий показатель ИТ может быть результатом активного вытеснения высокой тревоги с целью показать себя в лучшем свете. Необходимо отметить, что проанализированные данные могут быть полезны для тех, кто занимается детской психологией или педагогикой, чтобы понять, какие подходы необходимы для работы с детьми, в зависимости от их уровня тревожности [18].


2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта



Нами разработана программа по снижению тревожности у детей с нарушением интеллекта младших школьников.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности младших школьников посредством арт-терапии.

Задачи:

      1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

      2. Умение находить выход из трудной ситуации;

      3. Повышение самооценки. Рассмотрим данные задачи.

  1. Повышение самооценки.

  2. Важно понимать, что повышение самооценки необходимо для успешного и благополучного развития личности. Так что есть причины, по которым ее место в воспитании не должно быть упущено. Нам следует называть ребенка по имени, хвалить его за достижения и отмечать их в присутствии других детей. Кроме того, важно, чтобы эта похвала была искренней, а из речи следует исключать обидные и резкие слова, которые могут унизить достоинство ребенка. Не следует требовать от него, чтобы он извинился за свой уступок, поскольку это может вызвать озлобленность. Вместо этого можно попросить ребенка объяснить, почему он поступил так, что поможет ему понять свои ошибки и увидеть путь к лучшим решениям [16].

Наши занятия уделяют огромное внимание повышению самооценки детей. Чтобы тревожный ребенок чаще участвовал в таких играх, как "Я дарю тебя" и "Комплимент другу", мы помогаем им узнать много приятного о себе от окружающих и взглянуть на себя глазами других детей. Наша методика включает несколько упражнений на повышение самооценки, таких как «Комплимент другу», где дети говорят комплимент рядом сидящему ребенку, «Я дарю тебя», где дети дарят друг другу и называют, что за подарок, и «Я умею, я могу», где дети называют, что они умеют и могут. Мы также играем в «имена – качества», где каждый ребенок называет свое имя и в первую букву называет свое качество, и в «Расскажи о своих положительных качествах», где дети называют свои только положительные качества. Наши занятия заканчиваются конкурсом хвастунов, где каждый ребенок должен похвастаться своим другом из класса.

После проведения занятий с тревожным ребенком очень важно снять эмоциональное и мышечное напряжение. Для этого рекомендуется использовать игры на телесный контакт – они помогут ребенку расслабиться и почувствовать тепло и близость. Кроме того, полезны упражнения на релаксацию и массаж, которые улучшат кровообращение и активизируют работу головного мозга. Благодаря этим методам ребенок почувствует себя более комфортно и отдохнувшим. На наших занятиях мы всегда проводили релаксацию под музыку, а также изотерапию, чтобы помочь детям справиться с эмоциональным напряжением. Эти методы прекрасно дополняют основной курс лечения и могут помочь восстановить нервно-психическое равновесие у детей с тревожными расстройствами.


Беспокойство ребенка может быть вызвано неспособностью выразить свои страхи и чувства. Эту проблему можно решить, взаимодействуя с ребенком и обсуждая проблему. В нашей программе вмешательства мы использовали различные методы, такие как изотерапия, музыкотерапия и сказкотерапия. После прочтения детского рассказа, в котором упоминалась конкретная проблема, дети высказывали свои мнения и предложения, которые затем обсуждались в групповом формате. Использование музыки и рисование картинок голосом помогало детям расслабиться и сосредоточиться на своих чувствах. Таким образом, наши терапевтические программы предлагают детям различные способы выразить свои проблемы и найти выход из сложных ситуаций.

1. Изотерапия - это вид арт-терапии, который все чаще используется благодаря своему психологическому воздействию на детей. Этот метод помогает детям понять свое внутреннее "я" и выразить свои чувства через рисунок. Рисование - это отличный способ для детей научиться понимать свои чувства и мысли и находить решения различных проблем. Изотерапия также помогает детям преодолеть страхи и тревоги, успокоить нервную систему и расслабиться. Это важная коррекционная мера для детей, испытывающих трудности и стресс. Поэтому изотерапия является незаменимым инструментом для родителей и психологов, работающих с детьми.

Во время занятий по раскрашиванию использовались различные техники, помогающие детям снять эмоциональное напряжение. Одной из них была техника "приукрашивание тревоги", в ходе которой дети делали мазки краской на бумаге и украшали их. На последующих занятиях использовались такие техники, как "дорисовка", когда дети искали животных на картинке, и "рисование пальцами", когда дети рисовали, используя только пальцы и ладони. Однако самым эффективным оказался "Храбрый человек", в котором дети рисовали фигуру, символизирующую храбрость и выносливость. Этот рисунок помог детям осознать свои идеалы и справиться со своими тревогами. Таким образом, дети смогли творчески выразить свои чувства и мысли, что помогло им избавиться от стресса и обрести уверенность в себе. Кроме того, процесс рисования помог им улучшить концентрацию и воображение [11].

На каждом занятии дети занимались стимулирующей лепкой из пластика. Это занятие не только развивало их творческое воображение, но и расслабляло мышцы и уменьшало выражение негативных эмоций. Мы заметили, что, изменяя и разрезая пластиковые модели, дети находили способы справиться с агрессией и стрессом. Чтобы сделать занятие более интересным, мы также попробовали рисовать трехмерные картинки. Например, из пластиковой ванночки можно сделать солнышко, которое затем можно свернуть и аккуратно прижать к листу бумаги. Это не только весело, но и способствует развитию пространственного мышления. Поэтому работа с глиной и рисование трехмерных картинок - отличный способ провести время с детьми.


1. в сказкотерапии существует глубокая связь между воображаемым миром сказок и реальной жизнью ребенка. Это происходит потому, что герои сказок могут быть для детей образцами для подражания в понимании сложных жизненных ситуаций. Эффективность сказкотерапии заключается в том, что консультирование с помощью сказок помогает детям решить свои проблемы. Рассказывание сказок детям позволяет им придумать собственные способы преодоления своих тревог. Для психологической коррекции я использовала такие популярные сказки, как "Сказка ворона", "Крошка енот", "Медведь и папа", "Мышь и тьма" и "Что происходит в лесу". Во всех этих историях главные герои сталкиваются со своими страхами и находят способы их преодоления. Эта концепция применима и к борьбе с тревогой, потому что в конце каждой истории есть свет в конце туннеля, выход из сложной ситуации. Таким образом, сказкотерапия может быть очень эффективной в работе с тревожными детьми. Как альтернатива традиционным методам консультирования, она позволяет детям найти себя в историях и применить уроки к собственной жизни [10].

2. Музыкальная терапия. Музыкальная терапия - это вид арт-терапии, использующий музыку в терапевтических или лечебных целях. Она имеет два аспекта: психосоматический, когда музыка оказывает терапевтическое воздействие на телесные функции, и психотерапевтический, когда музыка используется для коррекции отклонений в развитии личности и психоэмоциональных состояний; среди результатов исследований по музыкотерапии В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков и И.М. Догель, 1 .выделили ряд явлений как лечебные и коррекционные эффекты музыкотерапии, такие как регуляция психоэмоциональных процессов и физиологических функций организма, развитие креативности [10].

В нашей коррекционной работе детям рассказывали текст, слушая расслабляющую мелодию, и текст снижал тревожность каждого ребенка.

Форма работы была групповая.

Продолжительность - 40 минут.

Выборка - дети четвертого класса с нарушениями интеллекта.

Ожидаемые результаты - после коррекционного занятия дети будут чувствовать себя менее тревожными и смогут находить выходы из тревожных ситуаций.

В таблице 2.2 представлен план комбинированных занятий по коррекции тревожности. Он включает восемь занятий. Занятия проводились один раз в неделю в течение двух месяцев.