Файл: Подходы к изучению тревожности в психологической науке 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке
1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей.
1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности
2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта
анализ результатов - это непрерывный процесс, который должен проводиться на каждом этапе вмешательства. Это не только позволяет сделать выводы об эффективности вмешательства, но и помогает сформулировать новые цели и задачи для дальнейшей работы с каждым ребенком [12].
Систематизация опыта - один из ключевых этапов коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с тревожностью и интеллектуальными нарушениями. Она позволяет оценить эффективность используемых методов и скорректировать дальнейшие процессы работы. Для того чтобы систематизировать опыт, необходимо проанализировать результаты, полученные с каждым ребенком. Для того чтобы оценить эффективность поддерживающего обучения, необходимо включить различные аспекты, такие как улучшение психологического состояния, развитие знаний и навыков, мотивация к обучению и развитие отношений с окружающими [6].
Для того чтобы проанализировать результаты работы с детьми, необходимо поставить конкретные цели и задачи и разработать план деятельности с каждым учеником. После реализации плана следует проанализировать результаты и сравнить их с исходным положением учащихся. Еще одним важным аспектом систематизации опыта является сбор и анализ информации о методах, использованных в исследовании. Необходимо выявить наиболее эффективные методы и те, которые сработали не лучшим образом. Это позволит скорректировать методы и выбрать наиболее подходящий метод в каждом конкретном случае. Следующим шагом в систематизации опыта является анализ исследования в целом. Необходимо оценить, насколько были достигнуты поставленные цели и задачи, проанализировать сильные и слабые стороны работы со студентами. При этом можно выявить общие тенденции и области, требующие дальнейших усилий. Систематизация опыта также может помочь определить, как можно улучшить работу в будущем. Для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта и тревожностью вмешательство необходимо проводить с учетом их индивидуальных особенностей и предыдущего опыта. Поэтому систематизация опыта является важным этапом коррекционного обучения детей с тревожностью и интеллектуальными нарушениями. Он помогает оценить эффективность работы, скорректировать используемые приемы и разработать эффективные стратегии дальнейшей работы [10].
Разработка индивидуального плана вмешательства является одним из ключевых аспектов эффективного подхода к работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта и тревожностью. На этом этапе специалисты должны оценить особенности каждого ребенка и определить его потребности и проблемы. Основная цель индивидуального плана - создать необходимые условия для преодоления ребенком проблем тревожности и достижения успешного психического и психологического развития. Разработка индивидуального плана коррекции основывается на оценке особенностей ребенка (интеллектуальные способности, уровень развития речи, эмоциональная сфера, поведенческие реакции и т.д.), что позволяет поставить предварительный диагноз и выявить причины тревожности и психической недостаточности каждого ребенка. Затем специалист должен определить цели и задачи коррекционного занятия. Цели устанавливаются в соответствии с выявленными проблемами и потребностями, с учетом возраста и уровня развития ребенка. При постановке целей и задач важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. После этапа предварительной диагностики и постановки целей специалист приступает к разработке индивидуального плана коррекционных занятий. Этот план составляется детально, включая способы повышения тревожности и умственной отсталости. При разработке индивидуального плана сначала определяется содержание занятий.
Важно учитывать интересы и уровень развития ребенка и подбирать подход к каждому отдельному случаю.
Метод вмешательства должен быть достаточно эффективным и соответствовать конкретным потребностям ребенка. Следующий шаг - определить, сколько времени ребенок будет проводить на каждом занятии. Таким образом, можно оптимизировать время, необходимое для решения конкретных проблем.
Кроме того, важно продумать повторение материала для закрепления навыков, компетенций и знаний, полученных на занятии. Также важно учитывать интересы родителей и учителей при планировании индивидуальных дополнительных занятий. Сотрудничество между специалистами, родителями и учителями будет играть важную роль в создании среды, которая эффективно работает с детьми [8].
После разработки индивидуальных планов дополнительных занятий их эффективность должна оцениваться с помощью методов мониторинга. Таким образом, можно лучше понять трудности, прогресс и успехи ребенка в изменении тревожности и умственной отсталости. Важным аспектом разработки индивидуального плана коррекционного обучения является поддержание его в актуальном состоянии путем регулярного обновления и точной адаптации к текущим потребностям ребенка. Таким образом, видно, что разработка индивидуального плана коррекционных занятий - это длительный процесс, сочетающий теоретический подход к преодолению тревожности и умственной отсталости с индивидуальными потребностями ребенка.
В ходе проведения коррекционных занятий, сам процесс был разделен на три основных этапа, начиная с отбора детей младшего школьного возраста, которые испытывали проблемы с интеллектом. Работа была направлена на оценку эффективности процесса работы с детьми, а исследование было проведено в четвертом классе ГБОУ в г. Москве специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 79, чей возраст колебался в диапазоне от 10 до 11 лет, Проведение исследования показало, что большинство детей не проявляли интереса к заданиям. Кроме того, у детей была высокая возбудимость, импульсивность, раздражительность, капризность и неусидчивость, а также у некоторых – неадекватные эмоции. Некоторые учащиеся проявляли агрессию, что проявлялось в ударах и плевках. Однако, несмотря на эти проблемы, процесс коррекционных занятий увенчался успехом благодаря тщательно продуманной стратегии и индивидуальному подходу к каждому ребенку [5].
В рамках данного исследования было проведено обследование младших школьников, страдающих нарушением интеллекта, с использованием теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. На основании полученных результатов были выделены три группы детей по уровню тревожности: высокий, средний и низкий. Второй этап работы заключался в коррекционной работе по понижению уровня тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта. В качестве способа коррекционных занятий была выбрана арт-терапия, в рамках которой использовались такие способы, как изотерапия (рисование, лепка), музыкотерапия (релаксация под музыку, рисование под музыку) и сказкотерапия (прослушивание коррекционной направленности). Однако необходимо провести дополнительные исследования для оценки эффективности выбранных методов коррекционных занятий.
Третий этап исследования ориентирован на контроль тревожности младших школьников с нарушением интеллекта. Для этого используется тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, который состоит из 14 картинок с типичными ситуациями из жизни ребенка. Отмечается, что есть два комплекта картинок – для мальчиков и для девочек, в которых представлены контуры голов с выбором между грустным и веселым лицом ребенка. На наш взгляд, это очень интересный подход к исследованию, который позволяет более точно определить тревожность и реакцию на различные ситуации у детей. Тесты на картинках могут оказаться более доступными и понятными даже для детей с нарушениями интеллекта, что делает этот метод более широко применимым [4].
Рисунки показывают ребенку в строгом порядке от 1 до 14. Беседа проводится с ребенком наедине. Предъявив ребенку рисунок, задается вопрос
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?». На каждой картинке представлены различные повседневные ситуации:
Изображение № 1 – игра с младшими детьми (Ребенок играет в мяч с младшим ребенком);
Изображение № 2 – ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет с матерью, которая везет коляску с младенцем);
Изображение № 3 – объект агрессии (На ребенка замахивается стулом другой ребенок);
Изображение № 4 – одевание (Ребенок сидит и одевает ботинки);
Изображение № 5 – игра со старшими детьми (Ребенок играет со страшим ребенком);
Изображение № 6 – укладывание спать в одиночестве (Ребенок идет в свою кровать, родители сидят на диване спиной к нему и смотрят телевизор);
Изображение № 7 – умывание (Ребенок умывается в ванной комнате);
Изображение № 8 – выговор (Мать, подняв указательный палец, ругает ребенка);
Изображение № 9 – игнорирование (Ребенок стоит и наблюдает, как отец играет с другим ребенком);
Изображение № 10 – агрессивность (Один ребенок отбирает у другого игрушку);
Изображение № 11 – собирание игрушек (Мать и ребенок собирают игрушки);
Изображение № 12 – изоляция (Два ребенка убегают от другого ребенка, который одиноко стоит в стороне);
Изображение № 13 – ребенок с родителями (Ребенок стоит с матерью и отцом);
Систематизация опыта - один из ключевых этапов коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с тревожностью и интеллектуальными нарушениями. Она позволяет оценить эффективность используемых методов и скорректировать дальнейшие процессы работы. Для того чтобы систематизировать опыт, необходимо проанализировать результаты, полученные с каждым ребенком. Для того чтобы оценить эффективность поддерживающего обучения, необходимо включить различные аспекты, такие как улучшение психологического состояния, развитие знаний и навыков, мотивация к обучению и развитие отношений с окружающими [6].
Для того чтобы проанализировать результаты работы с детьми, необходимо поставить конкретные цели и задачи и разработать план деятельности с каждым учеником. После реализации плана следует проанализировать результаты и сравнить их с исходным положением учащихся. Еще одним важным аспектом систематизации опыта является сбор и анализ информации о методах, использованных в исследовании. Необходимо выявить наиболее эффективные методы и те, которые сработали не лучшим образом. Это позволит скорректировать методы и выбрать наиболее подходящий метод в каждом конкретном случае. Следующим шагом в систематизации опыта является анализ исследования в целом. Необходимо оценить, насколько были достигнуты поставленные цели и задачи, проанализировать сильные и слабые стороны работы со студентами. При этом можно выявить общие тенденции и области, требующие дальнейших усилий. Систематизация опыта также может помочь определить, как можно улучшить работу в будущем. Для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта и тревожностью вмешательство необходимо проводить с учетом их индивидуальных особенностей и предыдущего опыта. Поэтому систематизация опыта является важным этапом коррекционного обучения детей с тревожностью и интеллектуальными нарушениями. Он помогает оценить эффективность работы, скорректировать используемые приемы и разработать эффективные стратегии дальнейшей работы [10].
Разработка индивидуального плана вмешательства является одним из ключевых аспектов эффективного подхода к работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта и тревожностью. На этом этапе специалисты должны оценить особенности каждого ребенка и определить его потребности и проблемы. Основная цель индивидуального плана - создать необходимые условия для преодоления ребенком проблем тревожности и достижения успешного психического и психологического развития. Разработка индивидуального плана коррекции основывается на оценке особенностей ребенка (интеллектуальные способности, уровень развития речи, эмоциональная сфера, поведенческие реакции и т.д.), что позволяет поставить предварительный диагноз и выявить причины тревожности и психической недостаточности каждого ребенка. Затем специалист должен определить цели и задачи коррекционного занятия. Цели устанавливаются в соответствии с выявленными проблемами и потребностями, с учетом возраста и уровня развития ребенка. При постановке целей и задач важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. После этапа предварительной диагностики и постановки целей специалист приступает к разработке индивидуального плана коррекционных занятий. Этот план составляется детально, включая способы повышения тревожности и умственной отсталости. При разработке индивидуального плана сначала определяется содержание занятий.
Важно учитывать интересы и уровень развития ребенка и подбирать подход к каждому отдельному случаю.
Метод вмешательства должен быть достаточно эффективным и соответствовать конкретным потребностям ребенка. Следующий шаг - определить, сколько времени ребенок будет проводить на каждом занятии. Таким образом, можно оптимизировать время, необходимое для решения конкретных проблем.
Кроме того, важно продумать повторение материала для закрепления навыков, компетенций и знаний, полученных на занятии. Также важно учитывать интересы родителей и учителей при планировании индивидуальных дополнительных занятий. Сотрудничество между специалистами, родителями и учителями будет играть важную роль в создании среды, которая эффективно работает с детьми [8].
После разработки индивидуальных планов дополнительных занятий их эффективность должна оцениваться с помощью методов мониторинга. Таким образом, можно лучше понять трудности, прогресс и успехи ребенка в изменении тревожности и умственной отсталости. Важным аспектом разработки индивидуального плана коррекционного обучения является поддержание его в актуальном состоянии путем регулярного обновления и точной адаптации к текущим потребностям ребенка. Таким образом, видно, что разработка индивидуального плана коррекционных занятий - это длительный процесс, сочетающий теоретический подход к преодолению тревожности и умственной отсталости с индивидуальными потребностями ребенка.
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности с помощью арт-терапии у детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте
2.1 Организация констатирующего эксперимента по исследованию тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В ходе проведения коррекционных занятий, сам процесс был разделен на три основных этапа, начиная с отбора детей младшего школьного возраста, которые испытывали проблемы с интеллектом. Работа была направлена на оценку эффективности процесса работы с детьми, а исследование было проведено в четвертом классе ГБОУ в г. Москве специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 79, чей возраст колебался в диапазоне от 10 до 11 лет, Проведение исследования показало, что большинство детей не проявляли интереса к заданиям. Кроме того, у детей была высокая возбудимость, импульсивность, раздражительность, капризность и неусидчивость, а также у некоторых – неадекватные эмоции. Некоторые учащиеся проявляли агрессию, что проявлялось в ударах и плевках. Однако, несмотря на эти проблемы, процесс коррекционных занятий увенчался успехом благодаря тщательно продуманной стратегии и индивидуальному подходу к каждому ребенку [5].
В рамках данного исследования было проведено обследование младших школьников, страдающих нарушением интеллекта, с использованием теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. На основании полученных результатов были выделены три группы детей по уровню тревожности: высокий, средний и низкий. Второй этап работы заключался в коррекционной работе по понижению уровня тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта. В качестве способа коррекционных занятий была выбрана арт-терапия, в рамках которой использовались такие способы, как изотерапия (рисование, лепка), музыкотерапия (релаксация под музыку, рисование под музыку) и сказкотерапия (прослушивание коррекционной направленности). Однако необходимо провести дополнительные исследования для оценки эффективности выбранных методов коррекционных занятий.
Третий этап исследования ориентирован на контроль тревожности младших школьников с нарушением интеллекта. Для этого используется тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, который состоит из 14 картинок с типичными ситуациями из жизни ребенка. Отмечается, что есть два комплекта картинок – для мальчиков и для девочек, в которых представлены контуры голов с выбором между грустным и веселым лицом ребенка. На наш взгляд, это очень интересный подход к исследованию, который позволяет более точно определить тревожность и реакцию на различные ситуации у детей. Тесты на картинках могут оказаться более доступными и понятными даже для детей с нарушениями интеллекта, что делает этот метод более широко применимым [4].
Рисунки показывают ребенку в строгом порядке от 1 до 14. Беседа проводится с ребенком наедине. Предъявив ребенку рисунок, задается вопрос
«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?». На каждой картинке представлены различные повседневные ситуации:
Изображение № 1 – игра с младшими детьми (Ребенок играет в мяч с младшим ребенком);
Изображение № 2 – ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет с матерью, которая везет коляску с младенцем);
Изображение № 3 – объект агрессии (На ребенка замахивается стулом другой ребенок);
Изображение № 4 – одевание (Ребенок сидит и одевает ботинки);
Изображение № 5 – игра со старшими детьми (Ребенок играет со страшим ребенком);
Изображение № 6 – укладывание спать в одиночестве (Ребенок идет в свою кровать, родители сидят на диване спиной к нему и смотрят телевизор);
Изображение № 7 – умывание (Ребенок умывается в ванной комнате);
Изображение № 8 – выговор (Мать, подняв указательный палец, ругает ребенка);
Изображение № 9 – игнорирование (Ребенок стоит и наблюдает, как отец играет с другим ребенком);
Изображение № 10 – агрессивность (Один ребенок отбирает у другого игрушку);
Изображение № 11 – собирание игрушек (Мать и ребенок собирают игрушки);
Изображение № 12 – изоляция (Два ребенка убегают от другого ребенка, который одиноко стоит в стороне);
Изображение № 13 – ребенок с родителями (Ребенок стоит с матерью и отцом);