Файл: Подходы к изучению тревожности в психологической науке 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке
1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей.
1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности
2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта
1.2 Цели, задачи и основные принципы коррекционных занятий с тревожностью у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Постановка целей и задач коррекционной сессии - один из самых важных этапов работы с детьми школьного возраста с нарушениями интеллекта и тревожностью. На этом этапе специалисты должны понимать, что будет достигнуто в результате коррекционной сессии.
Основная цель коррекционной сессии - снять тревожность ребенка. Дети, страдающие от этого состояния, испытывают сильный страх перед различными событиями и переживаниями, а также перед материальным и социальным окружением.
Тревога может негативно влиять на качество жизни ребенка, так как делает его более неподвижным, ограничивает общение и развитие.
Вторая цель - повысить самооценку и уверенность ребенка. Дети с тревожностью часто испытывают трудности в социальном взаимодействии, что может негативно сказаться на их самооценке и компетентности.
Третья цель - решить проблему когнитивного развития детей и задержек в развитии. Коррекционные классы должны следить за когнитивным развитием детей и работать над улучшением их способности к обучению и адаптации в социальной среде. Четвертая цель коррекционных классов - создание благоприятной психологической среды для ребенка. Именно благоприятная психологическая среда может улучшить эмоциональное состояние ребенка, нормализовать его отношения с окружающими и повысить его интерес к жизни в целом (9). Пятая цель - улучшение здоровья детей.
Тревожность негативно влияет на здоровье детей и повышает риск психических и физических заболеваний. Поэтому цель оздоровительных занятий - укрепить здоровье детей, поддерживать здоровый образ жизни и научить их навыкам здоровой и целенаправленной повседневной жизни. После определения целей и задач рекреационных занятий необходимо разработать программу рекреации, которая предусматривает стратегии и методы достижения целей и задач [11].
Важно отметить, что эта программа должна учитывать особенности и способности каждого отдельного ребенка и ориентироваться на его потребности. При разработке программ вмешательства важно проанализировать окружение ребенка и учесть все его особенности.
Также важно определить направление вмешательства и выбрать наиболее подходящее вмешательство для каждого конкретного случая. Определение целей и задач сеанса вмешательства является важным шагом при работе с детьми школьного возраста с тревожностью и интеллектуальными нарушениями. Прояснив цели и задачи, специалисты могут разработать эффективные стратегии и вмешательства для преодоления тревожности и улучшения качества жизни ребенка.
Сотрудничество с родителями и учителями очень важно в реабилитации детей школьного возраста с нарушениями интеллекта и тревожностью. Родители и учителя играют важную роль в обеспечении правильной среды и условий для развития и коррекции проблем этих детей. Основная задача совместной работы - обмен информацией и совместное принятие решений в отношении детей. В результате создается эффективный механизм, позволяющий детям успешно адаптироваться в школе и обществе и решать проблемы. Сотрудничество между родителями и учителями включает в себя несколько видов деятельности. Во-первых, родители и учителя встречаются лицом к лицу, чтобы представить сценарии коррекционной работы с ребенком и подробно объяснить его особенности и ситуацию. Важно также обсудить текущие проблемы и трудности, а также цели и задачи. Важной частью работы с родителями является обеспечение связи между домом и школой.
Этого можно достичь с помощью регулярных телефонных звонков, посещения родительских собраний и консультаций с учителями (индивидуально или в группах).
Работа с учителями не менее важна. Цель - создать наилучшие условия для решения проблем и развития детей. Учителя должны быть хорошо информированы об индивидуальных особенностях каждого ребенка и о ходе дополнительного образования. Только при таких условиях можно создать эффективную среду дополнительного образования. Сотрудничество родителей и учителей также включает в себя обучение. Учителя должны быть обучены работе с детьми с тревожностью и интеллектуальными нарушениями, знать особенности коррекционных методик и основные принципы работы с этой категорией детей. Родители также нуждаются в обучении, чтобы лучше понимать проблемы своих детей и знать, как их поддержать. Совместные мероприятия родителей и учителей также важны. К ним относятся родительские собрания, совместные поездки и культурные мероприятия. Такие мероприятия не только укрепляют связь с развивающимся ребенком, но и повышают интерес к участию в коррекционной работе. Таким образом, сотрудничество родителей и учителей очень важно в коррекционной работе с детьми начальной школы с нарушениями интеллекта и тревожностью. Это позволяет им контролировать и анализировать работу, принимать правильные решения и создавать эффективную систему поддержки и коррекции проблем ребенка. Групповая работа является одним из основных компонентов терапевтической работы с тревожными детьми младшего возраста с нарушениями интеллекта. Групповая работа может создать атмосферу позитивного взаимодействия не только между детьми, но и между детьми и педагогами-психологами. Благодаря групповой работе дети могут научиться эмоциональным реакциям и эмпатии по отношению к своим сверстникам, а также взаимному уважению и доверию.
Групповая работа может также включать работу в малых группах (4-8 детей), в зависимости от цели внеклассного мероприятия. Групповая работа может проводиться как на учебных занятиях (в школах), так и в центрах социальной реинтеграции. В групповой работе педагоги-психологи используют упражнения, игры и интерактивные методы, специально разработанные для развития социальных, эмоциональных, личностных и коммуникативных навыков детей с нарушениями интеллекта и тревожностью. В зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, на основе обсуждения и анализа проведенных упражнений выбираются более технические методы работы [10].
Примерами упражнений и игр, которые можно использовать на групповых занятиях, являются: - 'Коробка моих чувств'. Дети должны рассказать о своих чувствах, используя готовые карточки с изображением различных эмоций. - 'Я живу в этом веке'. Это упражнение позволяет детям оценить свой собственный жизненный опыт и сравнить его со знаниями других учеников, развивая способность адаптироваться к социальной среде. - 'Снижение тревожности'. Специальные упражнения, такие как глубокое дыхание и визуализация приятных образов, помогают снизить эмоциональное напряжение. - Парные беседы". Делитесь личными, конфиденциальными мыслями с другими студентами в классе и получайте от них обратную связь. Результаты групповых занятий используются для контроля и оценки эффективности работы с детьми с нарушениями интеллекта и тревожностью. Результаты работы могут быть проанализированы для контроля прогресса и корректировки индивидуальных планов работы с каждым ребенком. Все полученные данные учитываются для разработки более эффективных программ дополнительного образования в будущем. В заключение следует отметить, что групповая работа является важным компонентом дополнительного образования, направленного на снижение тревожности у детей школьного возраста с нарушениями интеллекта. Эта работа может создать позитивную атмосферу, в которой дети смогут преодолеть свои страхи и тревоги и улучшить свои социальные и коммуникативные навыки [12]. Планирование урока - один из ключевых аспектов коррекции тревожных, умственно отсталых детей школьного возраста. Планирование урока должно быть выполнено правильно и профессионально, чтобы достичь максимальной эффективности при работе с детьми. Перед планированием урока следует внимательно рассмотреть каждого ребенка. Индивидуальные особенности и потребности должны быть приняты во внимание для разработки соответствующих стратегий. После выявления причин тревожности каждого ребенка следует разработать индивидуальный план по снижению тревожности с учетом способностей каждого ребенка. Уроки должны быть разнообразными и увлекательными, с использованием различных техник управления тревогой, игр, упражнений и других методов. Учителя должны подбирать и организовывать наиболее
увлекательные занятия для каждого ребенка, учитывая его интересы и способности. Следует помнить, что дети с нарушениями интеллекта часто имеют низкий уровень знаний, поэтому следует использовать простой язык и доступные материалы. Занятия должны быть интересными и соответствовать возрасту и уровню развития детей. Чтобы обеспечить оптимальное сочетание видов деятельности, учителя должны иметь возможность переходить от одного задания к другому. Одни занятия должны развивать интеллектуальные навыки, другие - расслаблять и успокаивать. Учителя должны организовывать занятия постепенно, чтобы дети понимали, что происходит в данный момент, и чувствовали себя в безопасности. Каждый урок должен иметь четкую цель, и все задания должны быть направлены на достижение этой цели. Обратная связь - важная часть урока. Дети должны получать отзывы о своем поведении и успехах. Таким образом, дети могут обрести уверенность и стать более мотивированными в своей работе. Наконец, не следует забывать о роли игры в коррекции детей с нарушениями интеллекта и тревожностью. Игровая деятельность помогает детям лучше понять и принять окружающий мир и развить социальные навыки и компетенции [13].
Поэтому планирование уроков является важным компонентом коррекции для детей школьного возраста с нарушениями интеллекта или тревожностью. Уроки должны строиться с учетом особенностей каждого ребенка, быть логически и последовательно выстроенными, использовать разнообразные методы и быть приятными. В результате умственные способности ребенка должны укрепиться, а уровень тревожности снизиться.
Основой работы с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста с тревожностью является целостный подход к ребенку. Отношение должно быть индивидуальным, доброжелательным и взаимным. Важно учитывать индивидуальные особенности, потребности и потенциал каждого ребенка.
Первый принцип: дифференцированный подход. Каждый ребенок индивидуален, поэтому и вмешательство должно быть индивидуальным. Существуют разные типы тревожности, и каждый из них требует разного подхода. Важно диагностировать и анализировать каждого ребенка, чтобы выбрать наиболее эффективную модификацию тревожности.
Второй принцип: психологическая безопасность Важно создать атмосферу доверия и уважения, в которой дети могут выражать свои чувства и эмоции. Детей нельзя оскорблять, критиковать, высмеивать или заставлять чувствовать себя недостойными. Важно убедить детей в том, что защита их психического здоровья является приоритетной задачей.
Третий принцип: организуйте инициирующую ситуацию. Необходимо создать дружескую атмосферу, в которой дети смогут расслабиться. Существует множество различных способов работы над созданием более комфортной обстановки для ребенка во время инициации.
Принцип 4: Постановка целей и задач Постановка целей и задач обычно связана с конкретными проблемами ребенка, такими как стресс или процесс адаптации. Необходимо ставить реалистичные цели, которые помогут ребенку преодолеть проблему.
Принцип 5: Использование лекарственных средств Существует целый ряд средств, помогающих детям преодолеть тревогу. Важно сосредоточиться на конкретных целях и задачах и выбрать наиболее подходящий метод, отвечающий индивидуальным потребностям ребенка.
Шестой принцип: личный пример учителя Психологи утверждают, что лучший способ привить человеку определенные качества - это личный пример [13].
Важно, чтобы учителя принимали непосредственное участие в различных мероприятиях и играх. Учителя должны быть заботливыми, уважительными и заботиться о благополучии своих учеников. Принцип 7: Мониторинг и оценка Важно оценивать эффективность работы и практики. Необходимо отслеживать прогресс каждого ребенка и фиксировать изменения в обстановке и настроении. Результаты работы должны фиксироваться и анализироваться. Восьмой принцип: Поддерживать и усиливать изменения. Детей необходимо поддерживать на всех этапах работы. Работа должна продолжаться, чтобы дети могли успешно адаптироваться и преодолевать проблемы. Таким образом, эти основные принципы являются главными критериями для успешного преодоления тревожности детей с нарушениями интеллекта в начальной школе.
Индивидуальный подход к каждому ребенку - основной принцип коррекционной работы по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Каждый ребенок - это личность с уникальными характеристиками, интересами, потребностями и проблемами. Поэтому при планировании и проведении мероприятий важно знать каждого ребенка и его психологические особенности. Прежде всего, необходимо диагностировать степень тревожности у каждого ребенка, так как тревожность выражается по-разному в зависимости от индивидуальных психологических особенностей. Для этого можно использовать различные психологические методики, в том числе тесты, опросники и социометрические методы.