Файл: Подходы к изучению тревожности в психологической науке 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Подходы к изучению тревожности в психологической науке

1.1 Понятие «тревожность» в психологической литературе. Классификация тревожности у детей.

1.2 Цели, задачи и основные принципы коррекционных занятий с тревожностью у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

1.3 Использование игр, упражнений и других методов коррекции тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности с помощью арт-терапии у детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте

2.1 Организация констатирующего эксперимента по исследованию тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2.2 Апробация программы по снижению тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта

2.3 Результаты контрольного этапа исследования по коррекции тревожности младших школьников с нарушением интеллекта

Заключение

Список литературы

, который состоял из 8 занятий. Результаты контрольного исследования показали положительную динамику, что говорит о том, что наша программа исправления тревожности удалась.

Мы также провели статистический анализ результатов, чтоб проверить эффективность нашей коррекционных занятий.


Заключение



В данной работе была проанализирована неувязка тревожности у младших школьников с нарушением интеллекта. В результате изучения литературы о детях с нарушением интеллекта стало ясно, что эмоциональная сфера таких детей характеризуется незрелостью, а у младших школьников с нарушением интеллекта проявления беспокойства и тревоги бывают частыми. В школьной среде часто зафиксированы состояния напряжения, скованности, пассивности и неуверенности в себе. Психологический словарь определяет тревожность как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к беспокойству в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. В рамках дипломной работы был разработан комплекс мероприятий по понижению тревожности младших школьников с нарушением интеллекта, что полностью соответствует поставленной цели.

Проблема детской тревожности имеет непосредственную связь с качеством взаимоотношений между ребенком и родителями. Авторы статьи также рассматривают основные задачи, которые решаются в процессе арт-терапии, такие как снятие эмоционального напряжения и повышение самооценки. При этом, для достижения этих целей используются различные виды арт-терапии, такие как изотерапия, музыкотерапия и сказкотерапия. Важно отметить, что эти методы позволяют детям уйти от переживаний и проблем, которые они испытывают, и достигнуть чувства спокойствия и уверенности в себе. Изучая применение методов арт-терапии при работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, авторы пришли к выводу, что такие методы эффективны и способствуют снижению уровня тревоги у детей.

В данной работе проведен тест тревожности по Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен: по первому тесту получены результаты констатирующего исследования тревожности, по второму – результаты контрольного исследования тревожности. После коррекционных занятий уровень тревожности в группе снизился, что показали результаты теста.

В данной работе были рассмотрены подходы к исследованию тревожности у детей младшего возраста, в том числе у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Было проведено диагностическое исследование у таких детей и на основе полученных результатов был разработан комплекс мероприятий по снижению тревожности.



Проведение данного комплекса действительно привело к улучшению у большинства детей, однако все же были обнаружены некоторые особенности. Например, оказалось, что методы арт-терапии не работают одинаково хорошо для всех детей. Поэтому у 9% детей не было заметно заметного улучшения. В любом случае результаты проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что комплекс мероприятий по снижению тревожности действительно эффективен. Улучшение детей с высоким и средним уровнем тревожности произошло на 55% и 45% соответственно, а у детей с низким уровнем тревожности – только на 9%.

По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что для уменьшения тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта нужно увеличить время проведения занятий. не считая того, был проведен статистический анализ, который подтвердил эффективность проводимой коррекционных занятий. Сравнительный анализ показал, что в констатирующей и контрольной среде была отмечена статистически значимая динамика проявления тревожности. Это говорит о том, что коррекционная работа оказывает положительный эффект на снижение тревожности. Таким образом, поставленные задачи решены, и достигнута поставленная цель.

Список литературы





  1. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: Дис. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2019. – 175 с.

  2. Бакунова, И. В. Организация психологической помощи детям с нарушением интеллекта средствами арт - терапии / И.В. Бакунова, Е. С. Родионова, Е. А. Стахеева // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. – 2019. –№ 3. – С. 96 - 98.

  3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.– Санкт - Петербург: Прайм - Еврознак, 2021. – 672 с.

  4. Валитова, И. Е. Специальная психология. – Минск: издательство Гревцова, 2021. – 351 с.

  5. Вачков, И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий / И. Вачков // Школьный психолог. – 2020. – № 8. – С. 9.

  6. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 2019. – 267 с.

  7. Долгова, В. И. Формирование устойчивости личности / В. И. Долгова, А. А. Напримеров, Я. В. Латюшин. – Санкт - Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.– 167 с.

  8. Забрамная, С. Д. Отбор детей с нарушением интеллекта в специальные учреждения. – Москва: Просвещение, 2020. – 94 с.

  9. Зинкевич - Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – Санкт - Петербург: Речь, 2020. – 310 с.

  10. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – 752 с.

  11. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Санкт - Петербург: Речь, 2017. – 391 с.

  12. Калмыкова, Е. А. Психология лиц с нарушением интеллекта. – Курск: Курский государственный университет, 2007. – 121 с.

  13. Киселева, М. В. Арт - терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Санкт - Петербург: Речь, 2019. – 160 с.

  14. Коларькова А.В. Различные взгляды на причины возникновения тревожности в работах современных исследователей [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика. – 2020. – № 8. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3436

  15. Кокоренко В.Л., Маргошина И.Ю. Характеристика общения и эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс]: Медицинская психология в России. – 2020. – № 5. Режим доступа: http://mprj.ru/archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer15.php

  16. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. – Москва: Центр гуманитарной литературы, 2018. – 144 с.

  17. Кравцова, М. Тревожные дети / М. Кравцова // Школьный психолог. –2021. –№ 19. – С. 6 - 7.

  18. Лауткина, С. В. Основы коррекционной педагогики. – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2018. – 211 с.

  19. Лебедева, В. А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч.- практ. конф. – Екатеринбург: ГОУ ВПО Российский государственный проффесионально-педагогический университет, 2018. – 254 с.

  20. Левченко, И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ И.Ю. Левченко [и др.]. – Москва: Академия, 2019. – 248с.

  21. Янданова, Т. И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2020. – 190 с.