ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2614
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «философия». Происхождение философии.
Предмет, функции и структура философского знания.
Особенности древневосточной философии.
Древнеиндийская философия. Веды. Буддизм.
Древнекитайская философия. Даосизм. Конфуцианство.
Особенности античной философии.
Философия Аристотеля. Метафизика.
Учение о государстве Аристотеля
Особенности философии Средних веков.
Патристика. Философия Аврелия Августина.
Особенности философии эпохи Возрождения.
4)Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
5)Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
6)Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
7)Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.
Доп-но: Критическая, состоящая в рефлексии над основаниями культуры. Праксеологическая, дающая глубинное базовое обоснование практики.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей;
2. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: Обособлено, как сами по себе, Статично, Однозначно;
3. Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер;
4. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод;
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм (действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери); идеализм (признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением); эмпиризм (основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания); рационализм (истинное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений).
-
Этика - учение о морали и нравственности. Этика исследует моральные нормы и закон, по которым живет общество. -
Эстетика – учение о прекрасном и безобразном. В этом разделе философского знания исследуется вопрос «Что такое красота?» -
Философия истории – раздел философского знания, который исследует вопросы закономерностей истории, существования исторических законов, направленности исторического процесса. -
Праксиология (праксис – деятельность) – философия деятельности, эта дисциплина исследует проблему человеческого поступка, его причин и направленности. -
Логика – наука о формах, законах и методах мышления. -
Философия науки – дисциплина, которая изучает понятие, границы и методологию науки. Наряду с общей философией науки можно выделить философию отдельных наук, например, философия математики, философия физики и т.д. -
История философии – философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания. История философии представляет собой теоретическую реконструкцию, интерпретацию и критическое осмысление тех идей и философских направлений, которые возникали в истории человеческой мысли.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27
Особенности древневосточной философии.
Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая — это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.
Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.
Однако, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.
Проблема заключается еще и в том, что компаративистский метод пытается примирить восточные и западные типы философствования, когда восточную философию представляют собственно древние тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную - философская рефлексия европейских мыслителей преимущественно XX века.
Особенности древневосточной философии:
1) глубокая разработка проблем мистического познания;
2) тесная связь с социально-политическими реалиями;
3)в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) - идеи космизма.
Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы. Древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних,
давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно , не автономно; 4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.
Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае - дао.
Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.
Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. В религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.
Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.
Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.
Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.
Философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей - это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.
Главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27