ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2609
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «философия». Происхождение философии.
Предмет, функции и структура философского знания.
Особенности древневосточной философии.
Древнеиндийская философия. Веды. Буддизм.
Древнекитайская философия. Даосизм. Конфуцианство.
Особенности античной философии.
Философия Аристотеля. Метафизика.
Учение о государстве Аристотеля
Особенности философии Средних веков.
Патристика. Философия Аврелия Августина.
Особенности философии эпохи Возрождения.
Понятие «философия». Происхождение философии.
Само слово «философия» происходит из слияния двух греческих слов «philia» любовь и «sophia» - мудрость, что означает «любовь к мудрости».
Философия – это не сама мудрость, а путь к ней, поэтому она открыта для любого человека, в ней раскрывается высокая и сложная теория, часто недоступная неподготовленному человеку, которая по своей сущности нацелена на то, чтобы отвечать на изначальные и простые вопросы. Философия – это особый тип размышления и мудрость может быть выражена как мудрецом, так и ребенком.
Так как философия — это любовь к мудрости, то правомерным становится ее понимание как вечного процесса поиска истины, а не истины в последней инстанции. Стремление приобщиться к мудрости философия осуществляет с помощью разума.
Таким образом, назначение философии — поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.В целом, философию можно представить через три главных ее вопроса, которые определил еще И.Кант: « Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?».
Философия является типом мышления о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания.
Термин «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 580 –500 г. до н.э.).
Однако, следует обратить внимание на выявление причин возникновения философии, перехода от мифического мировоззрения к философскому. К ним можно отнести:
– развитие производительных сил, способа производства, рабовладельческий строй, в результате которого произошло разделение труда на физический и умственный;
– развитие абстрактного мышления, рационализация;
– стремление к осознанию коренных вопросов бытия, знанию всеобщих закономерностей развития;
– потребность в реалистическом мировоззрении;
– стремление поставить власть разума на место власти богов. Окончательного ответа на вопрос о причинах возникновения философии нет. Вместе с тем следует учитывать, что философия – это результат творчества и может быть связана со случайными явлениями и процессами, озарениями, догадкой. В частности, Аристотель, не без оснований, утверждал, что философия начинается с удивления. К истокам философии можно отнести: – мифы – древние повествования, наглядные образы которых дают ответы на вопросы бытия мира и человека одновременно возникают две ветви философии: восточная (Индия, Китай) и западная (Греция, Рим, далее Европа).
К общим чертам можно отнести постановку глобальных проблем бытия на основе мыслящего разума, отделение от мифа и религии.
Различие заключается в том, что в восточной философии остается связь философии с мифом и религией; иррациональные методы познания играют не меньшую роль, чем рациональные; большее внимание уделяется духовому миру личности, сознанию. В западной ветви развития философии происходит полное отделение философии от мифа и религии, характерна опора на разум, логические доказательства, развивается рационализм и тесная связь с наукой и ораторским искусством.
Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в целостном осмыслении окружающего мира, его наиболее общих свойствах и структурных характеристик. Зачатки философского знания возникают уже в первобытном обществе, но как целостная система взглядов на мир философия складывается VIII – VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Египте, Греции. Наивысшего расцвета, как теоретическая форма мировоззрения, она достигает в Древней Греции. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках. Можно выделить самые общие исторические этапы развития западного философского знания.
а) восточная философия, это философское знание Древней Индии и Китая;
б) античная философия VI в. до н.э. – III н.э.
- натурфилософия (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Анаксимандр, Парменид, Зенон)
- философская школа Сократа
- классическая греческая философия Платон, Аристотель
- эллинистическая философия
в) средневековая философия IV – XIV вв.
- святоотеческая традиция
- схоластика
г) философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
д) философия Нового времени XVI – XIX вв.
е) немецкая классическая философия XVII вв.
ж) неклассическая философия XIX – XX вв.
з) новейшая или постмодернистская философия c XX в.
В каждую из этих эпох существовала уникальные философские системы, сохраняющие тесную преемственность с предыдущими системами.
Истоки европейской философии – Древняя Греция. С развитием общества происходит уточнение и изменение предмета философии. В Древней Греции под философией понимали все теоретические знания о мире. Философия предстает как наука наук, царица наук. Согласно Аристотелю, философия – учение о всеобщем, главном, сущем, первопричинах. Таким образом, философия – это область знания, исследующая всеобщие закономерности существования и развития человека и окружающего его мира
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27
Предмет, функции и структура философского знания.
Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
1.)онтология (учение о бытии, общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного быти; что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом);
2.)гносеология (учение о познании, учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии; учение об истине);
3.)антропология (что такое человек и в чем смысл его жизни на Земле);
4.)соц.фил-я(опросы социальной жизни людей, логику развития общества, учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе).
Разделы философского знания:
-
онтология – ( греч. on – сущее и logos – учение) учение о бытии. Это фундамент философского знания, любое учение должно иметь в своей основе онтологическую компоненту. Основные понятия онтологии бытие, небытие, материя, сущность, существование, движение и т.д. -
гносеология (греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о познании, занимается исследованиями, критикой и теориями познания. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта познания, наделенного сознанием и волей, и объекта познания, независимый от сознания и воли субъекта. Основные проблемы гносеологии: интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. -
социальная философия – раздел философии, который описывает качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, а также логику социальных процессов. Характерной чертой социальной философии является установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности. -
аксиология (греч. axios – ценность) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия.
Функции философии, ее роль в обществе. Философия как особый вид духовно-практической деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и играет важную роль, которую можно представить в различных ее функциях.
Теоретическая функция заключается в обобщении знаний частных наук. Мировоззренческая функция – в формировании целостной картины мира, в объединении данные наук, искусств, разнообразных практик. Методологическая функция – в выработке фундаментальных методов познания мира и человека.
Гуманистическая функция – в рассмотрении всех проблем сквозь призму потребностей и интересов человека.
Аксиологическая – способствует формированию ценностных ориентиров личности, нормативному поведению.
Эвристическая – содействует появлению новых знаний. Прогностическая – зная закономерности существования и развития различных процессов, предметов, явлений, позволяет делать прогноз на будущее, видеть перспективы и просчитывать возможные последствия развития, предлагает различные методы достижения целей.
Критическая – дает оценку своего собственного содержания, знаний частных наук, практической деятельности. Таким образом, философия позволяет искать и найти человеку ответы на главные вопросы его бытия, способствует самопознанию и самосовершенствованию. Она развивает критичность мышления, многоаспектность рассмотрения явлений и процессов, дискуссионным навыкам, аргументации и доказательности собственной позиции.
Функции:
1)Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира. Мировоззрение как представление о целом имеет свою структуру: онтология; гносеология и философское учение о ценностях-аксиология.
2)Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.
3)Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.