ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2610
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «философия». Происхождение философии.
Предмет, функции и структура философского знания.
Особенности древневосточной философии.
Древнеиндийская философия. Веды. Буддизм.
Древнекитайская философия. Даосизм. Конфуцианство.
Особенности античной философии.
Философия Аристотеля. Метафизика.
Учение о государстве Аристотеля
Особенности философии Средних веков.
Патристика. Философия Аврелия Августина.
Особенности философии эпохи Возрождения.
Третий принцип, автаркия — автономность и независимость. Киникам не нужны ни семья, ни государство, ни другие общественные образования.
Таким образом, в центре философии киников находится человек с его внутренним миром и естественными потребностями. Киники пытаются обнаружить, что для человека является истинным благом, и приходят к выводу, что это — предельная естественность. Человек должен следовать внутренним потребностям и оставаться самим собой.
Сперва Антисфен был учеником известного софиста Горгия, оказавшего влияние на стиль его первых сочинений и привившего ему искусство ведения споров (эристика). Затем он стал учеником Сократа. Впоследствии киники говорили, что переняли у Сократа не столько его мудрость, сколько сократову силу и бесстрастие в отношении жизненных невзгод. Благодаря Сократу киническое учение обрело прежде всего моральный практический характер. Киники не стремились к построению отвлеченных теорий и вообще отвергали существование общих понятий, что нашло свое отражение в известной полемике Антисфена, а затем и Диогена с Платоном. Они считали, что добродетель обнаруживается в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Они запомнились еще тем, что плащ носили на голое тело, не стригли волос и ходили босиком, почти как Сократ. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям. Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы.
Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями. В отрицании многих социальных норм
киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру.
«Лишенный крова, города, отчизны,
(Диоген Лаэртский, VI, 38).
Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.
В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.
Историки называли философию «упражнением мудрости». Логика –неотъемлемая ее часть, формирующая суждения, умозаключения, мировоззрение. Без логики невозможно понять физику и этику. Эти две науки лежат в основе философского течения – стоицизма.
Периодизация
Зенон – основатель стоицизма, как философского течения, попытался объединить физику, этику и логику. Первое выступление относят к 5 веку до н.э. Зенон выступал как учитель, разделяя с другими идеи и философские размышления.
Выделяются несколько периодов Стои:
Принципы учения
Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.
Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.
Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.
Учение стоиков базируется на трех науках:
Физика
Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:
Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.
Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.
Логика
Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.
Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:
Этика
В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.
Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма
, как философского течения:
Стоики придерживались двух основных принципов:
Эти два принципа относятся к дуализму. Но Аристотель рассматривал цитату – «первая сущность» в единстве формы и материи, возвышая форму, поскольку она – активное начало материи. Стоики признавали материю первичной, несмотря на то, что она – пассивна.
Задачи
Стоики, философии которых в единстве с природой ставили перед собой следующие задачи:
Философы
Рассмотрим основные принципы философии главных представителей Стои, как философского направления.
Марк Аврелий
Философ, логик и мыслитель Марк Аврелий:
Таким образом, в центре философии киников находится человек с его внутренним миром и естественными потребностями. Киники пытаются обнаружить, что для человека является истинным благом, и приходят к выводу, что это — предельная естественность. Человек должен следовать внутренним потребностям и оставаться самим собой.
Сперва Антисфен был учеником известного софиста Горгия, оказавшего влияние на стиль его первых сочинений и привившего ему искусство ведения споров (эристика). Затем он стал учеником Сократа. Впоследствии киники говорили, что переняли у Сократа не столько его мудрость, сколько сократову силу и бесстрастие в отношении жизненных невзгод. Благодаря Сократу киническое учение обрело прежде всего моральный практический характер. Киники не стремились к построению отвлеченных теорий и вообще отвергали существование общих понятий, что нашло свое отражение в известной полемике Антисфена, а затем и Диогена с Платоном. Они считали, что добродетель обнаруживается в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Они запомнились еще тем, что плащ носили на голое тело, не стригли волос и ходили босиком, почти как Сократ. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям. Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы.
Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями. В отрицании многих социальных норм
киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру.
«Лишенный крова, города, отчизны,
(Диоген Лаэртский, VI, 38).
Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.
В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.
- 1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 27
Стоицизм.
Историки называли философию «упражнением мудрости». Логика –неотъемлемая ее часть, формирующая суждения, умозаключения, мировоззрение. Без логики невозможно понять физику и этику. Эти две науки лежат в основе философского течения – стоицизма.
Периодизация
Зенон – основатель стоицизма, как философского течения, попытался объединить физику, этику и логику. Первое выступление относят к 5 веку до н.э. Зенон выступал как учитель, разделяя с другими идеи и философские размышления.
Выделяются несколько периодов Стои:
-
Ранняя, или Древняя – период с 5 по 2 века до н.э. Главной фигурой выступал основатель Зенон Китийский. Но он был не единственным выступавшим. Среди них – Клеанф и Хрисипп. Древняя Стоя зовется греческой, поскольку учение не выходило из страны. Когда умерли наставники, их дело перешло ученикам. Среди них: Диоген Вавилонский, Кратет Малльский. -
Следующий период – Стоический Платонизм. Он просуществовал около столетия в 1 в до н.э. Посейдоний вместе с Панетием Родосским вышли за пределы Греции в Рим, став популярными. -
Эпоха Римского Стоицизма, или Поздней Стои. В Риме пошло дальнейшие развитие учения. Самые именитые представители этого периода времени – Сенека, Марк Аврелий Эпиктет.
Принципы учения
Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.
Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.
Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.
Учение стоиков базируется на трех науках:
Физика
Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:
-
человеческого тела; -
богов; -
пределов; -
пространства; -
пустоты; -
начала.
Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.
Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.
Логика
Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.
Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:
-
Субстанции – сущность из которой все формируется. -
Качества. Из субстанции появляются вещи, наделенные качествами. Качество относится к постоянным свойствам вещей -
Состояния – переменные свойства вещей -
Отношения – все вещи взаимосвязаны друг с другом.
Этика
В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.
Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма
, как философского течения:
-
Жизнь в единстве с законами природы и Логосом (мировым космическим разумом). -
Высшее благо жизни – добродетель, порок – единственное зло. -
Добродетель – постоянное внутреннее состояние человека, его моральный ориентир. -
Добродетель – познание о добре и зле. -
Государственные законы принимаются, когда служат добродетели. -
Игнорирование законов, призванных служить злу. -
Самоубийство – не грех и его можно оправдать, если это протест против жестокости, зла, несправедливости и не было другого пути совершить добро. -
Стремление к прекрасному в мыслях и поступках. -
Интерес к развитию мировой культуры, искусства, стремление к богатству, процветанию. -
Стремление к счастью – высшая цель, смысл человеческой жизни.
Стоики придерживались двух основных принципов:
-
Материального, как основы. -
Божественного (Логос). Он проникает сквозь материю, создавая материальные вещи.
Эти два принципа относятся к дуализму. Но Аристотель рассматривал цитату – «первая сущность» в единстве формы и материи, возвышая форму, поскольку она – активное начало материи. Стоики признавали материю первичной, несмотря на то, что она – пассивна.
Задачи
Стоики, философии которых в единстве с природой ставили перед собой следующие задачи:
-
Воспитать человека, имеющего внутреннюю свободу и силу не зависеть от внешних факторов. -
Сделать человека сильным духовно, чтобы он смог противостоять мировому Хаосу. -
Научить людей жить согласно совести. -
Воспитать терпимость к вере окружающих и научить любить их. -
Привить чувство юмора. -
Научить использовать теорию школы на практике.
Философы
Рассмотрим основные принципы философии главных представителей Стои, как философского направления.
Марк Аврелий
Философ, логик и мыслитель Марк Аврелий:
-
Уважение и почитание Бога. -
Бог – высшее начало мира, духовная сила, проникающая в каждую часть мира, и объединяющая его. -
Происходящее – промысел Божий. -
Успех в государственных делах достижение счастья и успеха, Марк Аврелий объясняет сотрудничеством с Высшими, Божественными силами. -
Внешний мир не подвластен человеку. Он управляет только внутренним миром. -
Причина человеческого счастья в соответствии внутреннего мира внешнему. -
Душа и тело – раздельны. -
Люди не должны сопротивляться тому, что происходит, а доверять судьбе, следовать ей. -
Жизнь людей коротка, нужно использовать ее возможности. -
Пессимистическое восприятие мира.