Файл: Мировоззрение и его виды. Миф. Религия. Наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2595

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, и разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, является доказательством наличия границ познавательных способностей разума.

Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

  • апостериорное знание — это то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность;

  • априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Следует отметить, что теория Канта об априорном знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая Альбертом Энштейном (1879 — 1955) в середине ХХ века теория относительности поставила ее под сомнение;

  • «вещь в себе» — одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещью в себе» является внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека. Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Но данная картина, возникающая в разуме на основании ощущений, является всего лишь видимым разумом и чувствами образом внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе», т.е. субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.


Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

  • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

  • внешние границы — внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы окружающего мира (образы от непознаваемых «вещей в себе»), также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

  • чувственность — первый уровень сознания. Ее формами является пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

  • рассудок — следующий уровень сознания, формами которого являются категории, т.е. предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени (например, количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.);

  • разум — высший уровень сознания, формами которого являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

Система категорий Канта

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях — предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями. Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются: количество, качество, отношение и модальность. Иными словами, все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.

В каждом из этих классов он выделять по три категории:

  • в классе количества — единство, множество, цельность;

  • в классе качества — реальность, отрицание, ограничение;

  • в классе отношения — субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

  • в классе модальности — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.


Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов являются противоположными характеристиками свойства класса, а третьи представляют собой их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом — цельность; качества — реальность и отрицание (нереальность), их синтез — ограничение и т. д. Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

  1. «Критика практического разума» И.Канта



Наряду с «чистым разумом» — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении под названием «Критика практического разума». Главные вопросы «Критики практического разума»:

  • «Какой должна быть мораль?»

  • «Что есть моральное (нравственное) поведение человека?»

Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к выводу о том, что существует так называемая чистая нравственность, т.е. признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное. Но между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие. Поэтому мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

В произведении автор развивает идеи о том, что настоящее знание имеет под собой основу из принципов всеобщности и необходимости, от которых зависит истинность добродетельных желаний. Желание, которое могло бы быть названо хорошим, непременно должно иметь одно свойство – быть способным без всякого противоречия сделаться всеобщим. Если знание или действие имеет под собой корыстную основу, оно не может быть всеобщим.

Требование нравственного закона автор называет категорическим императивом. Он безусловен, независим от всяких посторонних причин и обстоятельств.

Кант четко разделяет действия законные и действия нравственные. Если действие осуществляется по закону, но при этом совершается не только ради его соблюдения, но и преследуя другие цели, то его можно считать лишь законным, но нельзя назвать нравственным. Наивысшим благом станет объединение этих двух качеств, именно к этому должен быть устремлен каждый человек. Автор приходит к выводу о бессмертии души человека и ее бесконечном развитии.


“КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА” (Kritik der praktischen Vernunft. Riga, 1788) — главное морально-философское сочинение Канта. Отправляясь от понятия универсального нравственного закона <категорического императива>, впервые введенного в “Основоположении к метафизике нравов” (1785), Кант предлагает строго этическое обоснование умозрительных представлений, которые в заключительных разделах “Критики чистого разума” имели статус проблематических идей. Главное из них — представление о трансцендентальной свободе, или персональной свободе воли.

Безусловность универсализируемых нравственных требований является неустранимой очевидностью морального сознания, сверхэмпирическим “фактом” чистого практического разума. Тот, кто не имеет этой очевидности, просто не принадлежит к числу нравственных существ. Но безусловность — это полная независимость от обстоятельств, “среды”, естественного хода вещей, а значит, абсолютная, изначальная свобода самоопределения и выбора. Бесполезно искать доказательства этого морально-практического убеждения, бесполезно и пытаться подорвать его (напр., ссылками на неосуществимость наших добрых намерений, о которой свидетельствует опыт). Вера в реальность персональной свободы представляет собой общую для всех нравственных людей логическую необходимость. В “Критике чистого разума” главная задача состояла в том, чтобы очертить всеобщее и необходимое знание; в “Критике практического разума” она заключается в выявлении всеобщей и необходимой веры в свободу. Субъект этой веры воспринимает (умопостигает) себя •как личность, изъятую из всякой природной (по Канту, это значит и социальной) детерминации. Он мысленно принадлежит тому запредельному, ноуменальному миру, где свободное волеизъявление выступает в качестве первоначала долгого ряда поступков и событий (“причинность посредством свободы”).