Файл: Мировоззрение и его виды. Миф. Религия. Наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2599

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие «философия». Происхождение философии.


Само слово «философия» происходит из слияния двух греческих слов «philia» любовь и «sophia» - мудрость, что означает «любовь к мудрости».

Философия – это не сама мудрость, а путь к ней, поэтому она открыта для любого человека, в ней раскрывается высокая и сложная теория, часто недоступная неподготовленному человеку, которая по своей сущности нацелена на то, чтобы отвечать на изначальные и простые вопросы. Философия – это особый тип размышления и мудрость может быть выражена как мудрецом, так и ребенком.

Так как философия — это любовь к мудрости, то правомерным становится ее понимание как вечного процесса поиска истины, а не истины в последней инстанции. Стремление приобщиться к мудрости философия осуществляет с помощью разума.

Таким образом, назначение философии — поиск удела человека, обес­печение его бытия в причудливом мире. Назначение фи­лософии состоит, в конечном счете, в возвышении че­ловека, в обеспечении его совершенствования.В целом, философию можно представить через три главных ее вопроса, которые определил еще И.Кант: « Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?».

Философия является типом мышления о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания.

Термин «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 580 –500 г. до н.э.).

Однако, следует обратить внимание на выявление причин возникновения философии, перехода от мифического мировоззрения к философскому. К ним можно отнести:

развитие производительных сил, способа производства, рабовладельческий строй, в результате которого произошло разделение труда на физический и умственный;

развитие абстрактного мышления, рационализация;

стремление к осознанию коренных вопросов бытия, знанию всеобщих закономерностей развития;

потребность в реалистическом мировоззрении;


стремление поставить власть разума на место власти богов. Окончательного ответа на вопрос о причинах возникновения философии нет. Вместе с тем следует учитывать, что философия – это результат творчества и может быть связана со случайными явлениями и процессами, озарениями, догадкой. В частности, Аристотель, не без оснований, утверждал, что философия начинается с удивления. К истокам философии можно отнести: – мифы – древние повествования, наглядные образы которых дают ответы на вопросы бытия мира и человека одновременно возникают две ветви философии: восточная (Индия, Китай) и западная (Греция, Рим, далее Европа).

К общим чертам можно отнести постановку глобальных проблем бытия на основе мыслящего разума, отделение от мифа и религии.

Различие заключается в том, что в восточной философии остается связь философии с мифом и религией; иррациональные методы познания играют не меньшую роль, чем рациональные; большее внимание уделяется духовому миру личности, сознанию. В западной ветви развития философии происходит полное отделение философии от мифа и религии, характерна опора на разум, логические доказательства, развивается рационализм и тесная связь с наукой и ораторским искусством.

Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в целостном осмыслении окружающего мира, его наиболее общих свойствах и структурных характеристик. Зачатки философского знания возникают уже в первобытном обществе, но как целостная система взглядов на мир философия складывается VIII – VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Египте, Греции. Наивысшего расцвета, как теоретическая форма мировоззрения, она достигает в Древней Греции. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках. Можно выделить самые общие исторические этапы развития западного философского знания.

а) восточная философия, это философское знание Древней Индии и Китая;

б) античная философия VI в. до н.э. – III н.э.

- натурфилософия (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Анаксимандр, Парменид, Зенон)

- философская школа Сократа

- классическая греческая философия Платон, Аристотель

- эллинистическая философия



в) средневековая философия IV – XIV вв.

- святоотеческая традиция

- схоластика

г) философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.

д) философия Нового времени XVI – XIX вв.

е) немецкая классическая философия XVII вв.

ж) неклассическая философия XIX – XX вв.

з) новейшая или постмодернистская философия c XX в.

В каждую из этих эпох существовала уникальные философские системы, сохраняющие тесную преемственность с предыдущими системами.

Истоки европейской философии – Древняя Греция. С развитием общества происходит уточнение и изменение предмета философии. В Древней Греции под философией понимали все теоретические знания о мире. Философия предстает как наука наук, царица наук. Согласно Аристотелю, философия – учение о всеобщем, главном, сущем, первопричинах. Таким образом, философия – это область знания, исследующая всеобщие закономерности существования и развития человека и окружающего его мира
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Предмет, функции и структура философского знания.


Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

1.)онтология (учение о бытии, общая теория бытия: что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного быти; что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом);

2.)гносеология (учение о познании, учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии; учение об истине);

3.)антропология (что такое человек и в чем смысл его жизни на Земле);

4.)соц.фил-я(опросы социальной жизни людей, логику развития общества, учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе).

Разделы философского знания:

  1. онтология – ( греч. on – сущее и logos – учение) учение о бытии. Это фундамент философского знания, любое учение должно иметь в своей основе онтологическую компоненту. Основные понятия онтологии бытие, небытие, материя, сущность, существование, движение и т.д.

  2. гносеология (греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о познании, занимается исследованиями, критикой и теориями познания. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта познания, наделенного сознанием и волей, и объекта познания, независимый от сознания и воли субъекта. Основные проблемы гносеологии: интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

  3. социальная философия – раздел философии, который описывает качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, а также логику социальных процессов. Характерной чертой социальной философии является установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности.

  4. аксиология (греч. axios – ценность) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия.


Функции философии, ее роль в обществе. Философия как особый вид духовно-практической деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и играет важную роль, которую можно представить в различных ее функциях.

Теоретическая функция заключается в обобщении знаний частных наук. Мировоззренческая функция – в формировании целостной картины мира, в объединении данные наук, искусств, разнообразных практик. Методологическая функция – в выработке фундаментальных методов познания мира и человека.

Гуманистическая функция – в рассмотрении всех проблем сквозь призму потребностей и интересов человека.

Аксиологическая – способствует формированию ценностных ориентиров личности, нормативному поведению.

Эвристическая – содействует появлению новых знаний. Прогностическая – зная закономерности существования и развития различных процессов, предметов, явлений, позволяет делать прогноз на будущее, видеть перспективы и просчитывать возможные последствия развития, предлагает различные методы достижения целей.

Критическая – дает оценку своего собственного содержания, знаний частных наук, практической деятельности. Таким образом, философия позволяет искать и найти человеку ответы на главные вопросы его бытия, способствует самопознанию и самосовершенствованию. Она развивает критичность мышления, многоаспектность рассмотрения явлений и процессов, дискуссионным навыкам, аргументации и доказательности собственной позиции.

Функции:

1)Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира. Мировоззрение как представление о целом имеет свою структуру: онтология; гносеология и философское учение о ценностях-аксиология.

2)Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.

3)Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.