ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2608
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «философия». Происхождение философии.
Предмет, функции и структура философского знания.
Особенности древневосточной философии.
Древнеиндийская философия. Веды. Буддизм.
Древнекитайская философия. Даосизм. Конфуцианство.
Особенности античной философии.
Философия Аристотеля. Метафизика.
Учение о государстве Аристотеля
Особенности философии Средних веков.
Патристика. Философия Аврелия Августина.
Особенности философии эпохи Возрождения.
Философия софистов.
В переводе с греческого понятие софист означало «мудрец». Однако в истории человеческой мысли это понятие приобрело негативную окраску, когда софистика понималась как использование различных уловок в споре. Но такое понимание неправомерно. Феномен софистики появляется тогда, когда в обществе возникает потребность гуманитаризировать знания. Софисты выступают как «учителя мудрости», которые начали взимать плату за свои уроки. Такое положение дел было чуждо греку, который не представлял истину как предмет торговли. Однако софисты приобретают большую популярность и выступают не только как учителя, но и как адвокаты, прокуроры, законодатели, политики.
Наиболее известным среди софистов был Протагор, родившийся в Абдерах между 491 —481 гг. и умерший в конце V в. до н.э. Путешествуя по всей Греции, он несколько раз останавливался в Афинах, где имел огромный успех. Его высоко ценили политики (Перикл даже поручил ему подготовку законопроектов для новой колонии в Фуриях в 444 г. до н.э.). "Антилогии" — его основное сочинение, о котором известно лишь в преданиях.
Базовое положение Протагора аксиоматично: "человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют" (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую "норму суждения", в то время как под вещами — факты и опыт в целом. Этот принцип стал ключевым для учения релятивизма. Релятивизм – учение, утверждающие относительность всех ценностей.
Первоначально слово "софист" было синонимично слову "мудрец" - так называли людей разбирающихся в различных общественных и частных вопросах, способных дать разумный совет, ведущих добродетельный образ жизни. Однако с середины 5 века это название стали относить к появившимся в Греции учителям красноречия. Необходимость и популярность обучения красноречию объясняется развитием публичной жизни в Древней Греции: каждому гражданину приходилось выступать на политических собраниях и в суде, было необходимо уметь защитить свою точку зрения, убедить слушателей и опровергнуть противника. Ораторское искусство играло немаловажную роль и в дипломатии, не зря многие из софистов выполняли политические поручения. С тех пор появилось слово софистика - умение хитроумно вести прения. Трудность
изучения софистов заключается в том, что большая часть их произведений была утрачена, и мы можем судить об их взглядах, исходя из сочинений их противников (Платона, Аристотеля).
В философском отношении софистика не представляет однородного явления, у различных софистов можно обнаружить влияние элеатов, Гераклита, атомистов. Общим для софистов было то, что они уделяли мало внимания вопросам натурфилософии, центральным для предыдущего этапа развития греческой мысли, более интересуясь проблемами риторики, грамматики, судопроизводства, познания и в целом гуманитарной проблематикой. Софисты (наряду с Сократом) осуществили гуманистический поворот в древнегреческой философии. В отличие от учений досократиков, часто упрекаемых за отвлеченность их знания, теория софистов тесно связана с практикой (в первую очередь судебной и политической).
Греческая софистика делится на два этапа:
-
Старшая софистика (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт); -
Младшая софистика (Ликофрон, Алкидамант, Трасимах).
Родоначальником софистики можно считать Протагора из Абдеры (490 – 420 гг. до н.э.), который, по сообщению Диогена Лаэртского первый стал обучать за плату красноречию. Демокрита взял Протагора в ученики, увидев как тот, будучи носильщиком, рационально укладывает поленья в вязанки. Протагор развивал искусство и приемы спора; уделяя большое внимание словесному выражению мысли он классифицировал времена и модальности глагола, систематизировал приемы умозаключения.
В книге "О богах" Протагор отрицал возможность познания богов ввиду краткости человеческой жизни и сложности предмета. Протагор был обвинен в безбожии (хотя он утверждал лишь непознаваемость богов) и афиняне изгнали его из города (по другой версии приговорили к смерти, Протагор бежал, но утонул при побеге) и сожгли его книги на площади. Современные исследователи обнаруживают в процессе над Протагором политические мотивы.
Протагор выдвинул идею гносеологического релятивизма (относительности истины), он полагал, что о любом предмете возможны совершенно противоположенные высказывания, равным образом истинные. Это основывалось на утверждении "Человек - мера всех вещей". Поскольку же Протагор не проводил различия между чувствами и разумом, можно сделать вывод, что истинно все, что представляется человеку: например, равно истинно, что мед сладкий и что мед горький, поскольку здоровому человеку он представляется сладким, а больному - горьким. Однако сам Протагор имел в виду другое: бесполезно больного человека убеждать в том, что на самом деле мед сладок, необходимо вылечить его, и он сам это поймет. Софистику он считал такого рода терапией, не внушающей истину, а научающей человека умению мыслить и самостоятельно обнаруживать истину.
Для учения софистов также был характерен скептицизм (позиция, отвергающая существование абсолютной истины) и агностицизм (позиция, согласно которой невозможно познать сущность чего-либо). Софисту Горгию принадлежит трактат "О природе, или О несуществующем", считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма.
Горгий (около 480 г. - около 380 г. д. н. э.) из Леонтины (Сицилия), ученик Эмпедокла, утверждал, В качестве посланника своего города приехал в Афины, где прославился как оратор и учитель риторики. Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящиеся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений.
Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Основная мысль трактата - "Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо - то необъяснимо для другого". Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами:
Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда бы сущее было прежде себя самого, либо из несущего, что также невозможно, поскольку из несущего не ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно. Следовательно, его вообще нет. (Также Горгий ведет рассуждение, о том, что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное).
Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера.
Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет.
Рассуждения Горгия являются типичным примером построений софистов, получивших название софизмы. Софизмы представляют собой рассуждения, направленные на то, чтобы убедить человека в чем-то абсурдном, сбить с толку, заставить оппонента пускаться бесплодные словопрения. Многие софизмы основаны на многозначности слов или даже на их созвучии. Другие представляют собой ошибочно построенные силлогизмы или подстановку другого значения в термины силлогизма. Самым известным примером софизма являются "Рогатый" ("Ты не терял то, что у тебя есть. Но ты те терял рога. Следовательно, они у тебя есть"). Софистические уловки вошли в число приемов эристики - искусства любой ценой брать верх в споре. Однако софизмы имели также положительное педагогическое значение, приучая человека анализировать высказывания и вдумываться в речь других.
Софизмы, их цели и способы их обнаружения классифицировал Аристотель (в трактате "О софистических опровержениях"), однако он не проводил различие между софизмами и логическими парадоксами, также используемыми софистами. Логические парадоксы выявляют действительные логические трудности и противоречия. Такими парадоксами является "Парадокс лжеца" (высказывание "я лгу" истинно в случае его ложности, и ложно в случае истинности) или "Парадокс брадобрея" (Брадобрей бреет всех жителей города, которые не бреются сами. Должен ли он брить себя?).
Изучение конституций различных городов и нравов различных народов приводило к нравственному релятивизму - отрицанию единого для всех критерия добра и зла, отвержению существования единого морального закона. Согласно анонимным "Двояким речам" "Болезнь есть зло для больных, для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков - благо". Вместе с тем некоторые софисты противопоставляли человеческим законам, изменчивым и противоречащим друг другу, законы природы, единые и неизменные, по которым и следует жить.
Деятельность софистов вызывала недовольство народа, поскольку многие софисты критиковали традиционные религиозные убеждения и даже высказывали атеистические идеи. Согласно Трасимаху боги существуют, но не обращают внимания на людей. Продик Кеосский считал, что "древние люди обоготворили луну, солнце, реки и ручьи - все, что нам приносит пользу, подобно тому, как египтяне признали божественным Нил. Поэтому-то хлеб почитается под видом Деметры, вино - Диониса, вода - Посейдона, огонь - Гефеста", а Критий полагал, что религия выдумана для того, чтобы заставить людей выполнять законы. Самым известным нечестивцем был Диагор Мелосский, приехавший в Афины в 30-е годы 5 в. - он пародировал гимны мистов и насмехался над Элевсинскими мистериями "растанцовывая" их. Ему же принадлежит атеистический трактат "Низвергающие речи".
Младшие софисты отстаивали идею равенства всех людей, так Алкидамант считал, что "бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом", Антифонт отрицал различие между эллинами и варварами и не признавал преимуществ знатного происхождения.
Существовала также "вторая софистика" времен Римской империи 2-4 вв., расцвет которой пришелся на время правления Юлиана Отступника, покровительствующего софистам. Однако произведения представителей "второй софистики", стремившихся к изысканности и совершенству речи, были скорее литературными, чем философскими. Ко вторым софистам относятся Флавий Филострат (около 178 г. - около 248 г.), написавший "Жизнеописание софистов", Атеней (3 в. н.э.), автор сочинения "Софисты за пиршественным столом" и др.
Деятельность софистов подвергалась резкой критике со стороны Сократа, Платона и Аристотеля, характеризовавших их как искателей корысти от ложной мудрости; из-за этой критики слово "софистика" получила бранный оттенок. Однако софисты внесли значительный вклад в искусство риторики, в изучение языка, развивали критический подход в области теологии и этики. Часто софистику именуют греческим просвещением. Влияние софистов проявляется в философии Сократа (а, следовательно, и Платона), которого современники зачастую причисляли к софистам, так Аристофан высмеял Сократа как типичного софиста в комедии "Облака". Также к учениям софистов обращались стоики и скептики.
- 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 27