Файл: Тема 1 Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 436
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».
2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия
3. Этапы развития макроэкономики
Лекция 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели
Потребление (приобретение) и сбережение в макроэкономике
1.Сущность и факторы сбережения.
Модель с налогами. Кривая Лаффера
Деньги. Денежные агрегаты. Понятие ликвидности.
35. Структура денежной массы и ее измерение
Понятие функции и виды коммерческих банков
Денежный и депозитный мультипликаторы
Модель предложения денег. Денежный мультипликатор
Понятие совместного равновесия (модель is-lm)
Инфляция и перераспределение доходов.
Инфляция и фиксированный номинальный доход
Инфляция и нефиксированные доходы
Инфляция и владельцы сбережений
Инфляция и размер государственного долга
Экономический рост, его измерение и факторы.
Статические и динамические модели экономического развития
Индустриальная и постиндустриальная стадии экономического роста
.Инновации и экономический рост.
Теория «политического делового цикла»
Налоговая политика государства
Денежно-кредитная политика государства
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
Стабилизационная политика в открытой экономике
Тема 2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
Сущность валютного курса как стоимостной категории
Факторы, влияющие на валютный курс
2.1. Спрос и предложение валюты
Японская модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.
Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны.
Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.
При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики является также
широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д.
Для нашей страны объем инвестирования инновационных проектов, осуществляемый развитыми промышленными странами, сейчас невозможен. Следовательно, трудно рассчитывать на то, что российская инновационная продукция, кроме отдельных случаев сможет удовлетворять высочайшим требованиям инновационных рынков развитых стран.
«В масштабах российской экономики эффект от технологических инноваций пока почти не заметен, По данным за 2004 год, объем инновационной продукции составил всего 5,4% объема отгруженной продукции промышленности. При этом принципиально новая продукция не набирает и одного процента, тогда как в Финляндии этот показатель составляет 27,2%, в Италии и Испании — от 10 до 20%. Убедительным индикатором результативности инновационной деятельности является низкая конкурентоспособность продукции на внешних рынках: менее 2% ее общего объема на инновационных предприятиях направляется на экспорт. Наши позиции на глобальных высокотехнологичных рынках столь же незначительны (например, в сфере вычислительной техники и фармацевтических препаратов — по 0.02%,).
Неразвитая конкурентная среда и отсутствие необходимых рыночных стимулов к инновациям, высокий, уровень концентрации производства, административные барьеры—все это неизбежно накладывает свой отпечаток на масштабы, динамику и структуру инновационной активности. Доля промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации, стабилизировалась на уровне 10-11%. Это - довольно скромная величина, особенно в сравнении с аналогичными показателями не только таких стран-лидеров, как Ирландия (75%), Канада и Германия (66-68%), но и Мексики (46%), Эстонии и Латвии (35-38%), Словении и Венгрии (28%). Даже в высокотехнологичных отраслях отечественной промышленности - производстве телекоммуникационного оборудования (35.5%), офисной и вычислительной техники (.40%) уровень инновационной активности соответствует среднему, например, в Чехии (32%) и Турции (35%).
Основной формой инноваций, причем во все больших масштабах и во всех отраслях, остается импорт машин и оборудования (его осуществляют 63% инновационных предприятий). Компании, даже инновационные, предъявляют все меньший спрос на научные исследования и разработки. За последнее десятилетие доля инновационных предприятий, занятых их внедрением, сократилась почти вдвое — до 33%. На НИОКР приходится 16.4% затрат на технологические инновации (в 1995 году — 27%), тогда как в Австрии, Германии и Дании эта величина достигает 55-57%, Нидерландах. Норвегии и Финляндии — 69-75%.
Традиционно невелика совокупность предприятий, приобретавших новые технологии (менее 17%), в том числе права на патенты и патентные лицензии (10%). В итоге наша экономика обречена догонять развитые страны, причем этот процесс сопровождается нарастающим технологическим отставанием. К сожалению, российская наука в ее нынешнем виде практически не способна эффективно взаимодействовать с реальным сектором экономики и адекватно реагировать на его потребности. Крайне низкое внедрение научно-технических достижений (менее 5% зарегистрированных изобретений стали объектами коммерческих сделок за последние 15 лет) во многом обусловлена их неподготовленностью к практическому применению, неудовлетворительными технико-экономическими показателями.
Более 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих и в большинстве своем устаревших видов техники и технологий. Подобные изобретения, не требующие длительной подготовки производства и коренных технологических изменений, внедряются относительно быстро, но уже через два-три года их использование перестает давать какой-либо экономический эффект. Только половина создаваемых технологий имеет охранные документы на промышленную собственность; подавляющая их часть не обеспечена сертификатами качества и безопасности, системами сервиса и эксплуатационного обслуживания, утилизации отходов производства. Поэтому предприятия отдают предпочтение приобретению готового оборудования, прежде всего импортного, а не российских технологий, и разрыв между наукой и инновационной сферой лишь усиливается.» (Бизнес-журнал, № 16, август-сентябрь 2006 года)
Новая экономика. Глобальная проблема дальнейшего ускорения экономического роста в развитых странах заключается в том, что к концу ХХ века экстенсивные факторы экономического роста себя исчерпали и встал вопрос о путях дальнейшего роста экономики. Выбранное направление получило название «постиндустриального общества» или «новой экономики». К основным признакам новой экономики, в первую очередь, относятся количество инвестиций и степень развития современных
наукоемких отраслей:
-
аэрокосмической, -
компьютерной техники и офисного оборудования, -
электроники и техники связи, -
медицинской техники и фармакологии.
Второй отличительной особенностью является информатизация процесса производства и продаж, чему во многом способствует наличие и доступность Интернета. Информационный ресурс уникален тем, что его количество в мире постоянно растет, при его использовании или продаже он не уменьшается и остается в распоряжении владельца. Другое дело, часть этого ресурса устаревает со временем и требует обновления. Кроме того, существует проблема защиты информации от «пиратства» и несанкционированного доступа (кражи информации и стоящей за ней материальных ценностей).
Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.
Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.
С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг, которые не являются результатом информационной деятельности. Это, прежде всего, материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.
Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров. Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована. Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным (процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет). В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В-четвертых, производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых достигает 50 %. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран составляет 10-25 %.
В новой экономике происходит смещение акцентов внимания правительства и бизнеса с сырьевых и материально-технических ресурсов на интеллектуальные и информационные ресурсы. Возрастает значение качества человеческого ресурса, значение образования и системы повышения квалификации работников. Особую остроту приобретает проблема «утечки мозгов», которая по своим последствиям в долгосрочной перспективе превышает потери от «утечки капитала». Меняются также некоторые рассмотренные ранее положения экономической теории. Так, монополии новой экономики обладают монопольной властью до тех пор, пока не найдено новое техническое решение (ситуация на рынке мобильной телефонной связи). Увеличение количества информационного продукта при его потреблении не уменьшает, а увеличивает его полезность. Изменяется также отношение к экономическому росту, поскольку учитываются его положительные и отрицательные стороны.
Особенно это актуально для экстенсивного роста экономики, характерного как в прошлом, так и в настоящем для России. Экономический рост сопровождается, с одной стороны, повышением жизненного уровня, а с другой - истощением природных ресурсов, ухудшением экологической обстановки во многих районах страны. При неотрегулированной системе распределения и перераспределения ВВП, экономический рост уже привел к сильному социальному расслоению, потери единства общества и национальных ориентиров.