Файл: 1. 1 Хореографическое искусство как средство художественноэстетического воспитания детей 6.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты классического танца как средства художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста 6
1.1 Хореографическое искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей 6
1.2 Роль классического танца в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста 14
1.3 Методика обучения классическим танцам 27
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами классического танца 40
2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап исследования 40
До 5 лет - 42
2.2 Разработка программы по развитию художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами классического танца 54
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 62
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 75
Введение
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, оказывают существенное влияние на человека, в особенности на молодых людей, приводят их к переосмыслению позиции и роли в определении, раскрытии и использовании своих способностей и возможностей, их готовности к развитию художественно-эстетического воспитания, поиску нестандартных, креативных решений. Общество предъявляет серьёзные требования к повышению самостоятельности и ответственности детей, их умению быть полезными и нужными социуму. Исходя из этого, одной из актуальных проблем современности является развитие художественно-эстетического воспитания детей.
Подтверждением актуальности нашего исследования является отражение этой задачи в нормативно-правовых документах нового поколения, регламентирующих организацию образовательной деятельности учреждений общего и дополнительного образования по хореографии. Классическая хореография - это особая дисциплина, направленная на объединение приобретенных теоретических и практических знаний исполнения основных танцевальных движений, принципы их сочетания, изучение разнообразных танцевальных «па».
Классическая хореография - это основа, на которой держится все танцевальное искусство. Несомненно, особая роль в развитии художественно-эстетического воспитания детей принадлежит дополнительному образованию. Приоритетными задачами образовательного процесса в учреждении дополнительного образования является создание и реализация комплекса психолого-педагогических условий, способствующих развитию художественно-эстетического воспитания обучающихся,
Важным фактором эффективности активизации самореализации детей хореографических коллективов, выступает художественно-эстетическое воспитание детей, детей хореографических коллективов. Педагогическое руководство представляет собой целостную педагогическую организованную структуру, направленную на целенаправленную активизацию самореализации детей хореографических коллективов, а также регуляцию творческой, воспитательной, коммуникативной и организационной деятельности детей, обеспечивающую самосовершенствование личности.
Проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью развития художественно-эстетического воспитания детей и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов использования средств хореографии в данном процессе.
Цель исследования: рассмотреть классический танец как средство художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования процесс развития художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – развитие художественно-эстетического воспитания детей средствами классического танца.
В качестве гипотезы было выдвинуто предложение о том, что процесс развития художественно-эстетического воспитания детей в условиях хореографического коллектива при обучении классическому танцу будет осуществляться более эффективно, если:
- будет исследована категория художественно-эстетического воспитания детей, выявлена ее сущность и критерии;
- будут изучены психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста;
- будут охарактеризованы средства хореографии, направленные на развитие художественно-эстетического воспитания детей;
- в проект программы хореографического коллектива «Грация» будут включены разнообразное содержание и формы классического танца, направленные на развитие художественно-эстетического воспитания детей.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть теоретические аспекты классического танца как средства художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. -
Провести опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами классического танца
Теоретическую базу исследования составили научные работы по развитию художественно-эстетического воспитания детей средствами хореографии следующих авторов: А.Д. Жарков, И.Я. Левяш, В.В. Попов, В.И. Уральская и др.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия; практические – наблюдение, опрос, программирование деятельности.
Теоретическое значение исследования состоит в рассмотрении категории художественно-эстетического воспитания, выявлении ее сущности и критериев, в изучении психолого-педагогических особенностей детей, в выявлении средств классического танца в развитии художественно-эстетического воспитания детей.
Практическое значение исследования состоит в разработке проекта программы хореографического коллектива студии «Грация» (г. Челябинск), направленной на развитие художественно-эстетического воспитания детей.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты классического танца как средства художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
1.1 Хореографическое искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей
Художественно-эстетическое воспитание школьника» характеризует сложное и многогранное явление, и вполне закономерно существование множества различных его толкований. Остановимся на некоторых определениях, используемых в диссертационных исследованиях посвященных вопросам развития художественно-эстетического воспитания школьников:
И.С. Кон пишет: «Художественно-эстетическое воспитание – динамичное интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве» (10, с. 32).
«Художественно-эстетическое воспитание является исходной предпосылкой для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости» (8, с. 43).
По мнению В.И. Андреева «художественно-эстетическое воспитание - основа способности созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно» (6, с. 8).
Целью художественно-эстетического воспитания является решение проблем, достижение целей и реализации предназначения. Результатом является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.
Начальная школа закладывает базовые задатки развития художественно-эстетического воспитания. На всех учебных предметах, но в большей степени на общеразвивающих, таких как технология, музыка, изобразительное искусство, литература и т. п. Часто эти предметы недооценивают и считают не важными, второстепенными.
Система образования способна решить главные задачи развития художественно-эстетического воспитания:
-
развитие творческих мыслительных способностей; -
повышение мотивации детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; -
помощь в раскрытии и развитии художественно-эстетического воспитания самих учителей.
В идеале, после внедрения ФГОС (2) в образование, развитие художественно-эстетического воспитания у школьников должно быть само собой разумеющимся, но в большинстве российских школ господствующим остается подход к обучению, как к усвоению определенной суммы знаний, направленной на освоение основных предметов, по которым будут сдаваться экзамены.
В системе образования есть еще одна нестыковка в самой организации процесса обучения. С одной стороны, в школе главной фигурой является ученик, его личность, и целью образования является развитие внутреннего потенциала, способствующего проявлению и развитию его способностей. С другой стороны, обучение в школе несет по природе своей массовый, коллективный характер, при котором возможность развития личности и развития художественно-эстетического воспитания ограничены.
Б.Г. Ананьев пишет, что очень часто обучение лишено творческого начала и не направлено на развитие художественно-эстетического воспитания. Из-за недостаточного оснащения учебного процесса учебно-материальной базой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, также не ведется работа по развитию художественно-эстетического воспитания.
Во многих школах отсутствуют психологи, и даже при его наличии с тем объемом работы, который входит в его обязанности, нет времени, чтобы работать с учениками и с учителями для раскрытия и развития художественно-эстетического воспитания. И поэтому, к сожалению, художественно-эстетическое воспитание у детей за годы школьного обучения чаще не развивается, а регрессирует (5, с. 11).
Условия и атмосфера, созданная в образовательном учреждении, может способствовать или препятствовать формированию художественно-эстетического воспитания у детей. Эту атмосферу должны создавать учителя и администрация учебного заведения. От подхода учителя к вопросу развития художественно-эстетического воспитания, от его личностных качеств, самоотдачи и саморазвития зависит положительная динамика развития художественно-эстетического воспитания у его учеников. Учитель способен помочь ученику найти свое призвание и следовать ему, раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ученике.
Учитель должен принимать своих учеников такими, какие они есть, не осуждать их, понять их самих и их действия.