Файл: 1. 1 Хореографическое искусство как средство художественноэстетического воспитания детей 6.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учащиеся школы напоминают крепко заваренный чай. Одинаковая форма темных оттенков и классического покроя. Но чем темнее фон, тем заметнее яркие пятна. Часто креативно мыслящие дети нестандартно выглядят, выделяются из толпы. Они экспериментируют со своим внешним видом, с помощью безграничной фантазии и морем уникальных идей, они художники своего собственного стиля.
Не надо категорично быть против этого всего, надо лучше узнать ребенка, понять, что он хочет этим показать, и не судить его самого за его внешний вид, как у нас часто бывает.
Развитие художественно-эстетического воспитания у детей рассматривается в процессе обучения хореографии, поскольку именно в нем может быть создан ресурс, способствующий проявлению и развитию художественно-эстетического воспитания.
Т.В. Пуртова пишет, что хореография является одним из видов сценического искусства, который имеет свои оригинальные и разнообразные формы и виды, а также развивается в различных направлениях и жанрах. В настоящее время можно выделить наиболее распространенные формы хореографических произведений (21, c. 28).
Хореографические формы - это замкнутые устойчивые танцевальные структуры, в рамках которых осуществляется развитие танцевальных тем. Хореографические формы свойственны только танцу, пантомима в балете определённых форм не имеет. Формальной организацией она подвергается только в сочинениях танцем. Хореографические формы свойственны всем видам танца. Однако каждому присущи свои, оригинальные формы. Они создаются для каждого выразительного средства оптимальной возможности выявления содержания (12, с. 62-63).
Структурные формы классического балета стали складываться в XVI веке (Италия). К XVII столетию они закрепились внутри этого театрального действия и стали неотъемлемой частью балетного спектакля. «Вариация», «pas de deux», «pas de trois», «pas de quatre» стали развиваться в балетах Л. Дюпре, Ж. Доберваля, Ф. Гильфердинга, П. Бошана и др.
В балетном театре наибольшее распространение получили формы классического танца, которые сегодня имеют свои утверждённые каноны. В балетном искусстве существуют несколько групп классических хореографических форм, в которых содержание выражается в сугубо танцевальном развитии.
Первая группа - это так называемый «чистый» танец, вторая - «действенный». К хореографическим формам «чистого» танца относятся - вариации, дуэты (pas de deux), трио (pas de trios), квартеты (pas de quatre) с устойчивой конструкцией: выход, adagio, вариации, coda. Другая группа - это хореографические формы, включающие действие - монологи (передающие ход мысли), действенные дуэты, формы pasd'action.
Существует и так называемые «смешанные формы», которые представляют собой сочетание разных классических форм, структуры которых произвольно переплетаются. Таковыми являются соло, дуэты или трио на фоне танца кордебалета. Их формы не имеют устойчивой конструкции и служат для усиления выразительности вариации, дуэта, трио и т. д. Например, adagio Одетты и Зигфрида из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Л. Иванова.
К XX веку в искусствоведческой литературе и балетной практике закрепились такие термины как «крупные формы» и «крупные (большие) формы» (М. Фокин, Р. Захаров, И. Смирнов и др.).
Г.Е. Зборовский пишет, что упоминания о крупных формах встречаются уже в работах великих теоретиков XVII века, таких как Ж.Ж. Новер, К. Блазис, Г. Анджолини и др. Так в знаменитом на весь хореографический мир труде Ж.Ж. Новера «Письма о танце» он пишет о дуэте: «Доберваль, мой ученик, человек, преисполненный художественного вкуса, объявил себя ревностным защитником моей доктрины и не пострадал из-за нее. Он сочинил для оперы «Сильвия» «pas de deux» полное действия и интереса; этот отдельно стоящий отрывок показал сцену - диалог, продиктованную страстью и отмеченную всеми чувствами, какие только может внушить любовь. Это «pas de deux», украшенное талантом госпожи Алар, танцовщицы, присоединившей к обаянию исполнения блестящую выразительность, самую правдивую и одушевленную, имело справедливо заслуженный успех» (29, с. 81, 82).
Тем самым, великий мастер утверждает дуэтную танцевальную форму как одну из основных компонентов в композиционном построении классического балета. Термин «Балет (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую), вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах».
Надо отметить, что в Италии, термин «балет» первоначально обозначал не сценическое действие, а танцевальный эпизод. Подобное танцевальное действие не имело сюжетной основы, а лишь предавало определённое настроение. Они проходили в перерывах других театральных действий, например, драматических, оперных, смешанных зрелищ и т. д.
Подобные сценические танцевальные действия носили название - «Интермеццо» (итальянское «intermezzo» от латинского «intermedius» - находящееся посреди, промежуточное). Как правило, это были небольшие комические представления, разыгрываемые, как мы уже отмечали выше, между актами или картинами оперы. В этом жанре работали такие мастера как: Ж. Люлли, Л. Дюпре, М. Гардель, П. Бошан - ставили танцевальные взаимодействия между драматическими частями, основой которых были крупные формы - сольные номера и дуэты, небольшие группы» (29, с. 42).
«Вариация» происходит от латинского «изменение». Она является формой балетного спектакля, посредством чего раскрывается сюжет действия, характер героя. В вариации показываются и технические возможности артиста балета, то есть его исполнительская виртуозность. Вариация может существовать для разного количества участников. Это может быть одна солистка или один солист, двух солисток или двух солистов, также существует вариация-монолог. Например, мужская вариация из вставного pas de deux балета «Жизель» в постановке Ж. Перро на музыку А. Адана, 11 вальс из балета «Шопениана» в постановке М. Фокина на музыку Ф. Шопена.
Вариация-монолог или хореографический монолог представляет собой трёх, или четырёхчастную форму. Характер, сопутствующие обстоятельства, чувства - всё здесь более конкретные, в отличие от балетной вариации. Монолог может быть решён с помощью всевозможных выразительных средств. Создавая своё произведение, балетмейстер раскрывал чувства героя в определённый, переломный момент в его жизни, прослеживая реакцию характера на события. Монолог Фригии в балете «Спартак» постановщика Л. Якобсона, вызван издевательствами спартанцев на пиру. Монолог Ивана Грозного передаёт чувства и переживания смерти любимой жены Анастасии. Во всех вариациях-монологах сохраняется принцип хореографической логики, контрастности. В вариациях-монологах (хореографических монологах) главным является содержательное начало.
Сольное исполнительство существует и в других жанрах танцевального искусства. Соло от итальянского «solo», от латинского «solus» - «один». В различных видах искусств термин означает исполнение одним танцовщиком (или танцовщицей) вариации, концертного номера или любого танцевального фрагмента в балетном спектакле (11, c. 19).
Вариации делятся на мужские и женские, а также они могут носить смешанный характер. И это деление не формальное, так как содержательный компонент лексического материала отличается в женском и мужском классах. Поэтому как для женщин, так и для мужчин избираются движения, свойственные их характеру и физическим возможностям.
К крупным формам относится так же и дуэтное (pas de deux) исполнительство. В начале формирования балетного искусства любой парный танец назывался pas de deux. К XIX веку дуэтный танец принимает более определённую пятичастную танцевальную форму. Pas de deux балерины и танцовщика входит в неё в качестве составной части, исполняемой в характере adagio.
На данный момент крупные хореографические формы являются наиболее востребованными, особенно у хореографов, работающих на материале современного танца. С сольными, дуэтными и другими крупными формами работают такие современные отечественные балетмейстеры как: А. Ротманский, В. Крупнахов, А. Духова, Е. Дружинин и др. работают с крупными хореографическими формами и специалисты самодеятельного художественного художественно-эстетического воспитания (11, c. 76).
Во многих отношениях работа художника в балете более сложна, нежели в других видах театрального искусства. В драме художник призван воплотить в изобразительном решении образы и действие произведения. В опере, помимо этого, возникает задача выражения также и музыки (музыкального действия и музыкальных образов). В балете художественный строй оформления определяется музыкально-хореографической драматургией, то есть действием, музыкой и танцем в их единстве. Действенность, музыкальность, соответствие условиям танцевального искусства - главные критерии оценки качества при оформлении балетного спектакля.
Элементарные специфические требования, предъявляемые балетным театром к работе художника - создание удобной для танца сценической площадки и удобного для танца актерского костюма. Разумеется, требования эти прежде всего формальные и потому удовлетворение их ничего еще не говорит о качестве костюмов и декораций. Тем не менее, несоблюдение этих условий всегда в той или иной мере вредит художественности.
Итак, именно поэтому в балетном театре редко встречаются сложные пространственные решения (к числу немногих могут быть отнесены «Ромео и Джульетта» П. Вильямса, «Лола» Б. Волкова). Зато обычным здесь является оформление, оставляющее сцену свободной, а планшет ее ровным. Художники избегают станков и громоздких строенных декораций. Изобразительно используются преимущественно кулисы, падуги, задний план, иногда порталы. Необходимо бывает достичь образной полноты при многих ограничениях, вытекающих из танцевальной специфики спектакля.
Деятельность хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования выступает как социальная организация, предоставляющая возможность для свободного и художественно-эстетического воспитания участников в определенных организационно - педагогических условиях, объективно способствующих активизации самореализации личности. Образовательный процесс в хореографических коллективах есть интеграция процессов обучения и воспитания, в результате которых личность участника получает наибольшее развитие всех ее свойств, в том числе и творческих (29, c. 45).
В завершении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ребенок большую часть своего времени проводит в школе, на уроках или на занятиях дополнительного образования, поэтому учитель, должен являться образцом творческого поведения, создавать благоприятную атмосферу для креативного развития, развивать в ребенке художественно-эстетическое воспитание. Все участники образовательного процесса (учителя, педагог-психолог, администрация школы) должны быть квалифицированными специалистами, творческо грамотными, чтобы обеспечить благополучное обучение учащихся в учебном учреждении.
Школы, учителя, администрация школы, отдел образования, все созданы для учеников. Их интересы, развитие их личности и воспитание должны быть превыше всего. Таким образом, помимо соответствующих внешних условий, необходимо осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. Прохождение всех этапов творческого процесса гарантированно приведет к получению уникального результата. Это позволит расширить личностные возможности и в конечном итоге – самореализоваться.