Файл: 1. 1 Хореографическое искусство как средство художественноэстетического воспитания детей 6.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б.А. Трегубов выделяет традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе (28, c. 12).
Традиционные занятия включают в себя:
-
Для развития мыслительной деятельности учащихся применяется прием устного изложения темы. -
Групповые занятия в форме семинара, для обсуждения предметной деятельности педагога или учащихся. -
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы в форме дискуссии. С целью расширения знаний путем обмена информацией. -
Экскурсия. Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. -
Организационно-массовые мероприятия, итоговые концерты, отчетные концерты, агитационные концерты в детских садах, школах и т. д.
Нетрадиционные занятия:
-
Презентация. Презентация может представлять собой сочетание текста, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления. -
Защита проекта. Рассказ о проекте, его сути, ответы на вопросы, заданные по теме проекта способствуют проецированию изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесению личных интересов с общественными, предложению новых идей для решения жизненных проблем. -
Отчет выпускников. Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы -
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений существенно улучшают эмоциональный настрой всего коллектива. -
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке способствует дружескому сплочению, взаимопомощи и доброму отношению ко всем участникам коллектива. -
Психологическое занятие на основе проведения уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
Специфика развивающего художественно-эстетического воспитания хореографии в различных видах танцевального искусства (классический, народный, бальный и историко-бытовой танец) отражена в творчестве известных деятелей: А.Я. Вагановой, Н.П. Базарова, Р.В. Захаровой, К. Зацепиной и др. Однако специальных работ, посвященных исследованию хореографии в системе художественно-творческого развития школьников ещё, не было. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Для достижения высоких показателей в соревнованиях немаловажное значение имеет уровень двигательной подготовки спортсменов, которого можно достичь, используя все средства хореографии.
Основное содержание составляют движения классического, народного и современного бального танца. В самостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от канонов классического танца.
Важное значение имеет ритмика, которая учит умению согласовывать свои движения с музыкой.
Следующая группа средств – это пантомима, являющаяся неотъемлемой частью воспитания выразительности движений.
И, наконец, специфические группы движений, такие, как акробатические, полуакробатические, элементы спортивно-гимнастического стиля, включающие построения, перестроения, прикладные и общеразвивающие упражнения.
Упражнения классического танца могут выполняться у опоры, на середине зала, на гимнастическом бревне:
-У опоры – лицом или боком к опоре.
- На середине движения выполняются на месте, в полповорота, с продвижением со сменой мест в шеренгах, по диагонали, по кругу.
- При выполнении хореографических упражнений на гимнастическом бревне применяются как положения продольно, так и поперек.
Итак, внедрение этих инноваций в программу позволяет существенно повысить качество обучения, сделать более яркими хореографические композиции, изменить границы изучаемых предметов, улучшить микроклимат в коллективе, освоить новые задачи, улучшает процесс самостоятельного изучения предмета. В результате учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.
Выводы по главе 1
Итак, художественно-эстетическое воспитание – характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии на основе духовно-нравственных ценностей. У детей параллельно выстраивается особая система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично взаимосвязана с позицией родителей, и частично же с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, образуются ее последние - мировоззренческие уровни.
Для создания условий раскрытия и развития художественно-эстетического воспитания воспитанников, формирования у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижения ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Различают традиционные и инновационные методы работы. Традиционные методы работы направлены на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном социуме в качестве нормативных. К ним относятся методы и рекомендации по изучению истории развития искусства танца, происходит изучение основополагающих приемов музыкального движения, танцевальной техники, разучивание разнообразных танцевальных движений и комбинаций, постановка танца, отработка движений.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами классического танца
2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап исследования
Студия классического танца «Грация» создана в целях потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения дополнительного предпрофессионального образования в области социально-культурной деятельности, народной художественной культуры, музыкального и изобразительного искусства.
Средняя группа - дети от 7-10 лет (начальная школа). В этой группе дети знакомятся с основами классического танца (экзерсиз у станка и на середине зала, аллегро(прыжки) и в 9-10 лет начальное освоение пальцевой техники), продолжают приобретать навыки актерского мастерства и развивать физические данные на гимнастике. Участвуют в концертной деятельности.
Цель: нравственное воспитание детей через хореографическое искусство.
Задача:
1) развитие профессиональных навыков, необходимых для классического танца (обращение внимание детей на характер исполняемого движения и объяснение методики исполнения движения);
2) особое внимание уделяется музыкальной выразительности как отдельных движений, так и танцевальных композиций;
3) развитие воли и характера учащегося и его эстетическое воспитание.
Цели и задачи:
- выявление одаренных детей в раннем детском возрасте;
- удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области различных видов искусств;
- создание условий для художественного образования и эстетического развития личности каждого обучающегося, для осознанного дальнейшего выбора будущей профессии в области культуры и искусства;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству путём реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества;
- осуществление подготовки детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.
Школа выполняет муниципальную услугу: предоставление дополнительного образования в сфере культуры и искусства
Форма владения – безвозмездное пользование
Общая площадь - 800 м2 (учебная площадь –450м2,).
Количество учебных классов – 11, малый зал на 66 посадочных мест.
- состояние здания - нормальное;
- обеспечение учебным оборудованием – требует пополнения;
- обеспечение музыкальными инструментами – требуют пополнения и ремонта;
- укомплектованность библиотеки – требуют пополнения;
- фонотеки – требует пополнения;
- состояние методического уголка – нормальное;
полностью обеспечена техническими средствами,(аудио, видео).
Образовательную деятельность в 2016 – 2017 году осуществляло - 9 преподавателей из них - 3 совместителя.
Стаж работы преподавательских кадров:
До 5 лет -
от 5 до 10 лет – 1
от 11 до 25 лет – 1
от 25 лет и выше – 7
Соответствие образования педагогических работников типу и виду образовательного учреждения составляет 100 %.
6 преподавателей (66.6 %) имеют высшее специальное образование.