Файл: 1. 1 Хореографическое искусство как средство художественноэстетического воспитания детей 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты классического танца как средства художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста

1.1 Хореографическое искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей

1.2 Роль классического танца в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста

1.3 Методика обучения классическим танцам

Выводы по главе 1

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами классического танца

2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап исследования

2.2 Разработка программы по развитию художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами классического танца

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

участников на приобретение новых знаний, умений и навыков (30, c. 13).

Наличие гуманистически ориентированной творческой среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии художественно-эстетического воспитания участников, возможность самоуправления с элементами включенности актива, позволяют эффективнее реализовать участникам свои индивидуальные интересы и получить определенные знания, умения и навыки.

Объем, глубина и прочность знаний, умений и навыков определяют успех в активизации самореализации участников хореографических коллективов. Их формирование и развитие составляет важнейшую часть учебно-воспитательного процесса, в котором значительное место занимают содержание хореографии, механизм составных элементов хореографического мастерства.

В процессе опытно - экспериментальной работы практическое обучение начиналось с разъяснения заданий, правил, которые представляли собой систему требований определенных практических действий. Осознание участниками этих разъяснений, заданий, требований - непременное условие их продвижения в обучении, формирования знаний, умений и навыков.

Для процесса активизации самореализации участников хореографических коллективов особенно важен тот факт, что каждое действие не только реализует сложившиеся ранее в каждой возрастной группе знания, умения и навыки, но и обеспечивает их возникновение, закрепление и совершенствование.

В.И. Уральская отмечет, что здесь проявляется одна из важнейших закономерностей, состоящая в том, что деятельность участника является источником и средством развития его обще-эстетических, собственно хореографических и творческих знаний, умений и навыков. Повторение в одной и той же последовательности хореографических упражнений участником (хореографический экзерсис), приводит к образованию своеобразной интеграции отдельных законченных навыков, актов художественно-эстетического воспитания в один целостный акт (30, c. 14).

В процессе внедрения инновационной образовательной программы участникам осваивали технологии исполнения различных танцевальных движений и хореографических упражнений, комбинаций, запоминание их последовательности. Все это требовало от участников каждой возрастной группы значительных усилий, поскольку, чем сложнее хореографический материал, тем сложнее вырабатываемое умение.


Каждое задание, упражнение, несло в себе определенную целевую установку, описание и комментарий. Овладение хореографическими упражнениями - процесс длительный и сложный, но вместе с тем, это процесс творческий. Испытав радость от того, что получается, участник открывал в себе новые резервы, импульсы, ведущие к проявлению и активизации самореализации личности. Согласно данным тестирования, у участников экспериментальной группы показатели активности и восприятия учебного материала значительно увеличились, повысился уровень владения коммуникативно-речевыми умениями, в то время, как в контрольной группе эти показатели значительно не изменились.

Интеграция организационно-педагогических условий позволила участникам не только овладеть искусством танца, улучшить физическое состояние своего тела, но и приобрести культуру поведения, общеэстетическое развитие.

Избранный подход позволил получить необходимый и достаточный набор организационных и педагогических условий для реализации процесса активизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждении дополнительного образования детей.

Важным фактором эффективности активизации самореализации участников хореографических коллективов, выступает художественно-эстетическое воспитание педагогов, детей хореографических коллективов. Педагогическое руководство представляет собой целостную педагогическую организованную структуру, направленную на целенаправленную активизацию самореализации участников хореографических коллективов, а также регуляцию творческой, воспитательной, коммуникативной и организационной деятельности участников, обеспечивающую самосовершенствование личности (30, c. 5).

Педагогу хореографического коллектива в условиях дополнительного образования, опираясь на ведущие концепции личностно-ориентированного, деятельностного, технологического подходов следует выстраивать систему учебно-воспитательного процесса включающего общеэстетический, собственно хореографический художественно-эстетическое воспитание участников хореографического коллектива, руководствуясь дидактическими принципами отбора методов, форм и средств, обеспечивающих процессуально - содержательный контекст активизации самореализации участников хореографического коллектива.



Эффективность интеграции организационно-педагогических условий в процессе активизации самореализации участников проявляется в модернизации учебно-творческого процесса хореографических коллективов, связанного с освоением художественных умений и навыков, которые обеспечиваются системообразующим базовым состоянием обучения, позволяющим одновременно осуществлять специальную хореографическую подготовку, а также потребности к самореализации и развивать общую познавательную культуру.

Таким образом, интеграция организационно-педагогических условий способствует эффективной активизации самореализации участников хореографических коллективов, обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, последовательность и преемственность всех структурных компонентов образовательного процесса.

На уроке классического установилась последовательность прохождения определенных движений. Изучив основные движения экзерсиса (1-2 класс) педагог начинает комбинировать их. Комбинированные задания или учебные комбинации помогают ученикам развить определенную технику исполнения, танцевальное мастерство, мышечную память, координацию.

Сначала комбинируется не более двух движений простейшей формы.

В последующих классах надо постепенно увеличивать количество движений в комбинациях и их ритмическое разнообразие.

Соединение одних элементов с другими в различном сочетании и различном порядке, исполненных на определенную, законченную музыкальную фразу, используя пространство, называется танцевальной комбинацией.

Танцевальная комбинация связана с мелодией, раскрывает её характер, имеет четкое и определенное хореографическое и динамическое развитие, определенное завершение, акцент или концовку, то есть хореографическую точку. Механические соединять нельзя. Построение заданий не имеет стабильного метода это опыт и творчество педагога. Учебные комбинированные задания обязательно имеют определенную учебную цель.

Н.Г. Смирнова пишет, что при постановке должно учитываться (25, c. 25):

- срок обучения;

- задачи учебной программы;

- возраст и способности учащихся.

В.И. Уральская указывает, что при составлении комбинаций нужно придерживаться такого порядка (30 , c. 11):

1. Определить движение, из которого будет состоять комбинация.

2. Установить последовательность исполнения с постепенным усложнением. Вспомогательные движения вводим очень осторожно, движения, взятые в основу должны быть четко выделены.


3. Учебные задания должны соответствовать музыкальной фразе. Концертмейстер зная характер, ритм и основные элементы задания должен подобрать соответственно размер, ритм, тему, акценты.

4. Движения, из которых слагаются задания должны обязательно в нем повторяться. Ученик прорабатывает движения, педагог устраняет ошибки.

Нельзя вводить в задание большое количество разнообразных движений. Пусть будет короче, предельно лаконично и целенаправленно в своем развитии.

Движение, находящееся в стадии разучивания, не должно применяться в комбинации. Построение комбинации не должно перегружать внимание учащихся. Он должен думать о главном, как и с какой целью, он выполняет данное движение. Наиболее правильно составленными заданиями можно считать такие, при выполнении которых учащиеся преодолевают трудности, не превышающие их возможности и их физическую подготовку.

Можно сочетать малые движения с большими - это придает заданию контрастности и разнообразия.

Все задания урока должны иметь общую линию развития. Все должно быть взаимосвязано и работать на методическую целостность урока.

Вести работу над комбинированными заданиями рекомендуется определенными периодами:

- усвоение нового материала;

- повторение с некоторыми усложнениями;

- повторение пройденного с сокращением периода отдыха.

Такой метод обычно затрудняет преподавателя самостоятельно составлять комбинированные задания, поэтому в начале надо пользоваться теми, которые он выполнял сам в годы обучения и записывал. Также надо посещать и записывать уроки опытных педагогов. Однако переносить комбинации надо очень осторожно. Лучше учиться самому составлять анализируя опыт других педагогов.

Особенности танца – это не только красивые движения, это и развитие женственности, и умение владеть своим телом, и специфическое влияние особых ритмов на самочувствие и настроение, и развитие художественно-эстетического воспитания.

Умение педагога использовать эти особенности для развития творческой гармоничной личности будет особенно важно в работе с, так как именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему новому, прекрасному, непосредственны в восприятии привычных для взрослых вещей.

Для девочек особенно важно учиться женственности, плавности, гибкости, умению подбирать одежду, подчеркивающую достоинства.


Для любого ребенка, ребенка важно умение владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете. Кроме того, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки, постановка танцев под разные виды музыки способствует формированию хорошего музыкального вкуса. А умение хорошо танцевать может пригодиться и далее в жизни (20, c. 63).

Итак, программы подразумевает использование здоровьесберегающих технологий.

Это реализуется за счет:

- проведения инструктажа по технике безопасности (по сезону);

- постепенного увеличения нагрузки в период всего курса обучения;

- начала занятий с разминки на каждую часть тела, на каждую группу мышц;

- учета особенностей возраста, роста, веса учащегося в выполнении упражнения, танца;

- чередования интенсивных упражнений с плавными;

- возможности отдыха учащегося в любое время;

- отслеживания состояния и выявления возможных недомоганий всех участниц студии одновременно за счет зеркал в хореографическом зале.

Кроме физиологического аспекта здоровьесберегающих технологий, важно отметить и психологический аспект (20, c. 23):

- умение владеть своим телом дарит учащемуся положительные эмоции;

- работа в паре, в команде дает возможность развивать навыки конструктивного и позитивного диалога, что немаловажно для развития психологически здоровой личности;

- положительное подкрепление успешного выполнения движений, танца от педагога также позитивно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

Важно заметить, что ритмы музыки имеют терапевтический эффект за счет особого чередования акцентов, сильных и слабых долей.

Новые методы включают в себя следующие направления:

  1. Современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей.

  2. Педагогические приемы творческой деятельности.

  3. Методы развития межличностного общения в коллективе.

  4. Интеграцию в процессе создания коллективного художественно-эстетического воспитания танцевального коллектива.

  5. Методы создания художественной среды средствами хореографии.

Чаще всего все эти приемы представляет собой комплексный подход, и основываются на возрастных особенностях детей.

  1. Теория включает в себя разъяснение правил выполнения танцевальных движений.

  2. Практика позволяет закреплять разучиваемые движения, путем многократного повторения материала, при этом включается в работу мышечная память, логическое мышление.

  3. Просмотр видеозаписей существенно помогает в практических занятиях для анализа и сравнения, это позволяет оценить достоинства и недостатки работы.