Файл: 1. 1 Хореографическое искусство как средство художественноэстетического воспитания детей 6.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Роль классического танца в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста
Анатомо-физиологические изменения в организме ребенка не могут рассматриваться в качестве прямой причины изменений в психологическом развитии. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к ребенку и сравнения себя с другими (9, с. 1).
Социальная ситуация как условие развития и бытия ребенка, подчеркивает ученый, принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Ребенок продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья (9, с. 360).
Осознание своего «Я» у ребенка проходит, подчеркивает И.С. Кон, как попытка понять свое место в жизни родителей, друзей, окружающего социума с одновременным поиском нравственных ориентиров, которые связанны с переоценкой смысла жизни. Дети острее всего воспринимают негативные оценки окружающих, особенно в том случае, если они касаются внешнего вида, манер поведения, одежды, круга общения (10, с. 19).
Психологи настаивают на необходимости целенаправленно формировать художественно-эстетическое воспитание у детей, создавать условия для его развития.
Н. Роджерс и А. Маслоу выделяют внешние (обеспечение психологической безопасности, отсутствие оценивания) и внутренние (открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание художественно-эстетического воспитания) условия (15, с. 42).
Е. Торренс и Дж. Гилфорд предлагают в качестве условий: обеспечение благоприятной атмосферы, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности, образец креативного поведения в окружающей среде (3, с. 52).
В.Н. Дружинин считает, что для формирования креативности необходимы следующие условия: наличие позитивного образца творческого поведения, социальное подкрепление творческого поведения (9, с. 2).
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание развивается только в том случае, когда ученик не решает все по намеченному шаблону, образцу, а сам ищет решения, сталкиваясь с трудностями и преодолевая их самостоятельно. Также важна рабочая атмосфера, оптимальная для развития креативного потенциала.
Высока роль дополнительного образования. Это важная часть основного образования, помогающая воспитанию многогранной личности детей, развитию их способностей, интересов, личностных качеств. Чем больше ребенок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в его дальнейшей жизни, в его будущей профессии. Дополнительное образование объединяет обучение, воспитание и развитие личности ребенка.
В условиях дополнительного образования характерно отсутствие жестких рамок, дружеские отношения участников образовательного процесса, атмосфера, максимально благоприятная для проявления и развития художественно-эстетического воспитания посредством классического танца, как детей, так и учителя (22, c. 1).
Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики.
Классический танец - основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.
Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.
Главный принцип классического танца - выворотность, на основании которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и не скрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях наружу (en deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор движений послужили основой школы классического танца. Она изучает группы движений, объединенных общими для каждой группы признакам: группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа положений корпуса(attitude, arabesgue) и другие.
Приобретенные на таких занятиях способности, навыки и умения обучающиеся переносят на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники. Дети становятся более коммуникабельными. Открываются большие возможности для совместного художественно-эстетического воспитания учителя и ребенка, для лучшего понимания друг друга. Учитель и ученик узнают друг друга за пределами учебных занятий.
В силах учителя сделать интересным то, что будет помогать ребенку в его дальнейшей жизни: он приобретет навыки воплощения задуманной идеи в реальный проект, самостоятельного анализа, соревнования и конкуренции, и, в итоге, культурного и духовного развития личностных качеств ребенка.
Творческое обучение повышает художественно-эстетическое воспитание у детей, они становятся более уверенными в своих силах, не боятся участвовать в различных творческих мероприятиях, быстрее принимают решения, разными нестандартными способами достигают результатов, детально оценивают свое решение и совершенствуют его, и им начинает больше нравиться школа. В ходе развития художественно-эстетического воспитания посредством классического танца улучшаются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейший результат применения различных направлений творческой деятельности глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом и результатом своего труда. Потому что творческие работы - это отражение того, кем ты являешься.
Это в полной мере относится к различным направлениям творческой деятельности дополнительного образования, связанного с декоративно-прикладным и изобразительным творчеством. Обучение создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и творческого самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся (22, c. 3).
После окончания школы, креативно мыслящие люди быстрее находят то, чем они хотят заниматься, они легче адаптируются к условиям труда, более точны и эффективны в решении творческих задач, мыслят нестандартно, привносят что-то новое в обыденные вещи. Именно такие специалисты нужны современному обществу.
Художественно-эстетическое воспитание не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. В противном случае оно просто угасает.
Сочетая основное и дополнительное образование, создаются психолого-педагогические условия для развития художественно-эстетического воспитания посредством классического танца у детей.
Исследователи художественно-эстетического воспитания выделяют два аспекта: операционный (креативность, художественно-эстетическое воспитание) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность, мировоззрение). Кроме того, гуманистический подход утверждает наличие врожденной потребности в творческой самореализации, которая детерминирована творческим потенциалом. Художественно-эстетическое воспитание понимается традиционно как конструктивная, инициативная, преобразующая активность, которая противопоставляется реактивному, адаптивному и репродуктивному поведению. Все это дает возможность сделать вывод, что художественно-эстетическое воспитание необходимо рассматривать как один из важных критериев актуализации личности (5; 9; 21).
Осмысление себя как творческого субъекта актуализирует потребности в творческой самореализации. Решение данной задачи связывается со способностью мобилизовать ресурсы личности, что обозначается понятием «самоэффективность». Самоэффективность рассматривается в справочной литературе и психолого-педагогических исследованиях как способности данного человека достичь определенного уровня выполнения задач.
Следовательно самоэффективность выступает в качестве также важнейшего критерия актуализации художественно-эстетического воспитания. Таким образом, актуализация художественно-эстетического воспитания будущего специалиста рассматривается в связи с критериями: творческая активность, самоэффективность, в зависимости от уровня проявленности которых возможно выявить уровень актуализации данного потенциала.
Выделим критерии развития художественно-эстетического воспитания посредством классического танца:
1. Когнитивно-эмоциональный критерий – выявляет способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; характеризует степень вовлеченности в творческий процесс – силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, экспрессию, разработанность.
2. Личностно-креативный критерий – указывает на способность к активизации своего художественно-эстетического воспитания – использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (индивидуальная стратегия).
3. Мотивационно-ценностный критерий – характеризует стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта; указывает на понимание и признание ценности своего художественно-эстетического воспитания и чужого.
4. Деятельностно-процессуальный критерий – отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат.
5. Рефлексивный критерий – раскрывает способность к самоанализу, саморефлексии, поиску своих сильных сторон и слабых, стремление к саморазвитию, познанию мира и его преобразованию, объективной критике своих творческих достижений и чужих; определяет развитие внутренней позиции творца.
Выявленные психолого-педагогические особенности детей при определенных социальных факторах влияют на возникновение «групп риска».
Исследование причин возникновения «групп риска», технологии социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения детей «групп риска» отражены в работах Т.В. Корниловой, Т.О. Ушаковой (11; 63).
К группе риска Т.О. Ушакова относит детей чье положение в силу целого ряда объективных (семейное положение, школьная дезадаптация) и субъективных причин (возрастная незрелость, несформированность познавательных интересов и учебной мотивации, склонность к аддиктивным формам поведения), не является стабильным и предсказуемым, и в этом смысле благополучным, надежным (3, с. 90).
К детям «группы риска» Т.В. Корнилова относит детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.
Под понятием дети «группы риска» исследователем подразумеваются следующие категории детей:
-
дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; -
дети, оставшиеся без попечения родителей; -
дети из «неблагополучных», асоциальных семей; -
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; -
дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Так, по мнению исследователя, существуют три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (11, с. 24).
Значительная роль в создании оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка, относящегося к «группе риска», по мнению М.Г. Дмитриева, принадлежит психолого-педагогическому сопровождению как системе творческой деятельности педагога-психолога, социального педагога, классного детей в содружестве с семьей (8, с. 22).
Основные усилия педагога-психолога, корректирующего психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска, направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, психолого-педагогическое сопровождение, по мнению М.Г. Дмитриева, включает следующие основные направления (8, c. 33):