Файл: Анализ чс, уроки и основные выводы. В соответствии с фз О защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера от 11 ноября 2004 год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проводятся операции по оказанию помощи гражданскому населению, которые носят исключительно гуманитарный и беспристрастный характер и осуществляются без какого-либо неблагоприятного различия.
68. Гражданские объекты в нормах международного гуманитарного права.
Женевской конференцией 1949 г. была разработана и принята 4-я Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, положения которой были развиты и дополнены в Дополнительном протоколе и являются основными в МГП
ГлаваIII - Гражданские объекты
Статья 52 - Общая защита гражданских объектов
Статья 53 - Защита культурных ценностей и мест отправления культа
Статья 54 - Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
Статья 55 - Защита природной среды
Статья 56 - Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
52: Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами.
Военные объекты - которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.
В случаях сомнения в том, не используется ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей, например, место отправления культа, жилой дом или другие жилые постройки или школа, для эффективной поддержки военных действий, предполагается, что такой объект используется в гражданских целях.
53: Запрещается:
а) совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа которые составляют культурное или духовное наследие народов;
б) использовать такие объекты для поддержки военных усилий;
в) делать такие объекты объектами репрессалий
54: Запрещается:
- использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны.
-подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания (запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы, а также ирригационные сооружения)
55: При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба
56: Установки и сооружения, содержащие опасные силы – это плотины, дамбы и атомные электростанции не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.
Исключение, если они используются каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования, и для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку. Стороны, находящиеся в конфликте, должны стремиться избегать размещения каких-либо военных объектов вблизи установок или сооружений, обозначать их.
Международный специальный знак для установок и сооружений, содержащих опасные силы (является группа из трех кругов ярко-оранжевого цвета, одинакового размера, расположенных на одной оси на белом фоне)
69. Требования по мерам предосторожности при ведении военных действий.
Женевской конференцией 1949 г. была разработана и принята 4-я Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, положения которой были развиты и дополнены в Дополнительном протоколе и являются основными в МГП
Раздел 1, Глава 4 - Меры предосторожности
Статья 57 - Меры предосторожности при нападении
Ни одно из положений настоящей статьи не может быть истолковано как разрешающее какие-либо нападения на гражданское население, гражданских лиц или гражданские объекты.
В отношении нападений принимаются следующие меры предосторожности:
а) те, кто планирует нападение или принимает решение о его осуществлении:
а.1) делают все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите, а являются военными объектами и что не запрещается нападение на них;
а.2) принимают все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения, с тем чтобы избежать случайных потерь жизни гражданского населения, ранения гражданских лиц и случайного ущерба гражданским объектам и, во всяком случае, свести их к минимуму;
а.3) воздерживаются от принятия решений об осуществлении любого нападения, которое, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу,
которое предполагается получить;
б) нападение отменяется или приостанавливается, если становится очевидным, что объект не является военным, что он подлежит особой защите или что нападение, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить;
в) делается эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население
Когда возможен выбор между несколькими военными объектами, избирается тот объект, нападение на который, как можно ожидать, создаст наименьшую опасность для жизни гражданских лиц и для гражданских объектов.
При проведении военных операций на море или в воздухе каждая сторона, находящаяся в конфликте, предпринимает все разумные меры предосторожности, с тем чтобы избежать потерь жизни среди гражданского населения и ущерба гражданским объектам.
Статья 58 - Меры предосторожности в отношении последствий нападения
Стороны, находящиеся в конфликте, в максимальной практически возможной степени:
а) стремятся удалить гражданское население, отдельных гражданских лиц и гражданские объекты, находящиеся под их контролем, из районов, расположенных вблизи от военных объектов;
б) избегают размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них;
в) принимают другие необходимые меры предосторожности для защиты гражданского населения, отдельных гражданских лиц и гражданских объектов, находящихся под их контролем, от опасностей, возникающих в результате военных операций.
70. Местности и зоны, находящиеся под особой защитой.
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I)
ГлаваV - Местности и зоны, находящиеся под особой защитой
Статья 59 - Необороняемые местности
Статья 60 - Демилитаризованные зоны
Необороняемой местностью может быть объявлен любой населенный пункт, находящийся в зоне соприкосновения вооруженных сил или вблизи нее, который открыт для оккупации противной стороной во избежание военных действий и разрушения.
Сторонам, находящимся в конфликте, запрещается подвергать эти необороняемые местности нападению какими бы то ни было средствами (ЖПI, ст. 59.1).
Объявление местностей необороняемыми и обозначающие их знаки являются предметом определенных правил (ЖПI, ст. 59.5, 6, 7). Характеристики таких знаков должны быть согласованы сторонами в соглашении относительно объявления таких местностей необороняемыми.
Для того чтобы местность могла быть объявлена необороняемой, она должна отвечать следующим условиям (ЖПI, ст. 59.2):
— все комбатанты(лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонал, т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях), а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы;
— стационарные военные установки или сооружения не должны использоваться во враждебных целях;
— ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;
— не должны предприниматься никакие действия в поддержку военных операций.
Демилитаризованная зона – на которые находящимся в конфликте сторонам запрещается распространять свои военные операции.
Соглашение о признании таких зон должно быть ясно выраженным соглашением и может быть заключено в мирное время, а также после начала военных действий. В устной или в письменной форме либо непосредственно, либо через посредство державы-покровительницы или любой беспристрастной гуманитарной организации. Сторона, под контролем которой находится такая зона, обозначает ее, насколько это возможно, такими знаками, которые могут быть согласованы с другой стороной.
Зона, которая может быть признана «демилитаризованной», должна отвечать следующим условиям (ЖПI, ст. 60):
— все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы;
— стационарные военные установки и сооружения не должны использоваться во враждебных целях;
— ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;
— всякая деятельность, связанная с военными усилиями, должна быть прекращена (ЖПI, ст. 60).
68. Гражданские объекты в нормах международного гуманитарного права.
Женевской конференцией 1949 г. была разработана и принята 4-я Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, положения которой были развиты и дополнены в Дополнительном протоколе и являются основными в МГП
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I)
ГлаваIII - Гражданские объекты
Статья 52 - Общая защита гражданских объектов
Статья 53 - Защита культурных ценностей и мест отправления культа
Статья 54 - Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
Статья 55 - Защита природной среды
Статья 56 - Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
52: Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами.
Военные объекты - которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.
В случаях сомнения в том, не используется ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей, например, место отправления культа, жилой дом или другие жилые постройки или школа, для эффективной поддержки военных действий, предполагается, что такой объект используется в гражданских целях.
53: Запрещается:
а) совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа которые составляют культурное или духовное наследие народов;
б) использовать такие объекты для поддержки военных усилий;
в) делать такие объекты объектами репрессалий
54: Запрещается:
- использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны.
-подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания (запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы, а также ирригационные сооружения)
55: При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба
56: Установки и сооружения, содержащие опасные силы – это плотины, дамбы и атомные электростанции не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.
Исключение, если они используются каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования, и для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку. Стороны, находящиеся в конфликте, должны стремиться избегать размещения каких-либо военных объектов вблизи установок или сооружений, обозначать их.
Международный специальный знак для установок и сооружений, содержащих опасные силы (является группа из трех кругов ярко-оранжевого цвета, одинакового размера, расположенных на одной оси на белом фоне)
69. Требования по мерам предосторожности при ведении военных действий.
Женевской конференцией 1949 г. была разработана и принята 4-я Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, положения которой были развиты и дополнены в Дополнительном протоколе и являются основными в МГП
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I)
Раздел 1, Глава 4 - Меры предосторожности
Статья 57 - Меры предосторожности при нападении
Ни одно из положений настоящей статьи не может быть истолковано как разрешающее какие-либо нападения на гражданское население, гражданских лиц или гражданские объекты.
В отношении нападений принимаются следующие меры предосторожности:
а) те, кто планирует нападение или принимает решение о его осуществлении:
а.1) делают все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите, а являются военными объектами и что не запрещается нападение на них;
а.2) принимают все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения, с тем чтобы избежать случайных потерь жизни гражданского населения, ранения гражданских лиц и случайного ущерба гражданским объектам и, во всяком случае, свести их к минимуму;
а.3) воздерживаются от принятия решений об осуществлении любого нападения, которое, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу,
которое предполагается получить;
б) нападение отменяется или приостанавливается, если становится очевидным, что объект не является военным, что он подлежит особой защите или что нападение, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить;
в) делается эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население
Когда возможен выбор между несколькими военными объектами, избирается тот объект, нападение на который, как можно ожидать, создаст наименьшую опасность для жизни гражданских лиц и для гражданских объектов.
При проведении военных операций на море или в воздухе каждая сторона, находящаяся в конфликте, предпринимает все разумные меры предосторожности, с тем чтобы избежать потерь жизни среди гражданского населения и ущерба гражданским объектам.
Статья 58 - Меры предосторожности в отношении последствий нападения
Стороны, находящиеся в конфликте, в максимальной практически возможной степени:
а) стремятся удалить гражданское население, отдельных гражданских лиц и гражданские объекты, находящиеся под их контролем, из районов, расположенных вблизи от военных объектов;
б) избегают размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них;
в) принимают другие необходимые меры предосторожности для защиты гражданского населения, отдельных гражданских лиц и гражданских объектов, находящихся под их контролем, от опасностей, возникающих в результате военных операций.
70. Местности и зоны, находящиеся под особой защитой.
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I)
ГлаваV - Местности и зоны, находящиеся под особой защитой
Статья 59 - Необороняемые местности
Статья 60 - Демилитаризованные зоны
Необороняемой местностью может быть объявлен любой населенный пункт, находящийся в зоне соприкосновения вооруженных сил или вблизи нее, который открыт для оккупации противной стороной во избежание военных действий и разрушения.
Сторонам, находящимся в конфликте, запрещается подвергать эти необороняемые местности нападению какими бы то ни было средствами (ЖПI, ст. 59.1).
Объявление местностей необороняемыми и обозначающие их знаки являются предметом определенных правил (ЖПI, ст. 59.5, 6, 7). Характеристики таких знаков должны быть согласованы сторонами в соглашении относительно объявления таких местностей необороняемыми.
Для того чтобы местность могла быть объявлена необороняемой, она должна отвечать следующим условиям (ЖПI, ст. 59.2):
— все комбатанты(лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонал, т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях), а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы;
— стационарные военные установки или сооружения не должны использоваться во враждебных целях;
— ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;
— не должны предприниматься никакие действия в поддержку военных операций.
Демилитаризованная зона – на которые находящимся в конфликте сторонам запрещается распространять свои военные операции.
Соглашение о признании таких зон должно быть ясно выраженным соглашением и может быть заключено в мирное время, а также после начала военных действий. В устной или в письменной форме либо непосредственно, либо через посредство державы-покровительницы или любой беспристрастной гуманитарной организации. Сторона, под контролем которой находится такая зона, обозначает ее, насколько это возможно, такими знаками, которые могут быть согласованы с другой стороной.
Зона, которая может быть признана «демилитаризованной», должна отвечать следующим условиям (ЖПI, ст. 60):
— все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы;
— стационарные военные установки и сооружения не должны использоваться во враждебных целях;
— ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;
— всякая деятельность, связанная с военными усилиями, должна быть прекращена (ЖПI, ст. 60).