Файл: Анализ чс, уроки и основные выводы. В соответствии с фз О защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера от 11 ноября 2004 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Техническое расследование причин аварии направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению ее последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий на данном и других поднадзорных Службе объектах.

На опасном производственном объекте техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте создается не позднее одних суток после получения оперативного сообщения об аварии.

В ходе расследования комиссия по техническому расследованию причин аварии осуществляет мероприятия:

- производит осмотр, фотографирование места аварии, протокол осмотра места аварии;

- взаимодействует со спасательными подразделениями в ходе ликвидации аварии;

- опрашивает очевидцев аварии, должностных лиц и получает от них письменные объяснения;

- выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения;

- выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

- оценивает достаточность соблюдения установленных требований промышленной безопасности,

- проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

- проверяет наличие и исправность средств защиты персонала;

- проверяет квалификацию персонала, обслуживающего объект;

- на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений следственного эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки устанавливает причины аварии и сценарий ее развития;

- определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;

- предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;


61. Исследование устойчивости работы объектов экономики в ЧС техногенного и природного характера.

Исследование устойчивости объекта и разработка мероприятий по ее повышению проводит объектовая комиссия по ЧС при участии инженерно-технологического персонала предприятия.


В результате исследований выявляются наиболее слабые элементы ОЭ, определяется возможный ущерб и объём восстановительных работ при различных степенях повреждения объекта; разрабатываются мероприятия, направленные на обеспечение устойчивости как наиболее слабых элементов ОЭ, так и всего объекта в целом.

Цели: выработка мероприятий по ПУФ объекта в результате исследования;- уточнение реальных факторов, которые угрожают персоналу, населению и основным производственным фондам (здания, сооружения, системы управления, склады, технологические процессы)- определение возможности и целесообразности работы объекта- разработка и уточнение декларации безопасности промышленного объекта- подготовка предложений и планирование мероприятий по ПУФ- контроль территориальных органов управления за территорией и безопасностью производственной деятельности объектов на ней.


62. Исторический аспект проблем исследования устойчивости работы объектов экономики в ЧС техногенного и природного характера.


Проблема исследования устойчивости ОЭ в ее современном понимании в России обязана своим появлением в рядах задач государственного управления, совершенствованию методов и способов ведения боевых действий в период Первой Мировой и во время Гражданских войн на территории страны. Проблема исследования устойчивости экономики, отраслей и объектов приобрела государственное значение. Особенностью и первопричиной возникшей проблемы явилось явное несоответствие между необходимостью сохранения материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человечеством и реальной угрозой его уничтожения. В системе ГО СССР несколько десятков лет на объектах ( промышленности, энергетики, транспорта и связи ) проводилась разработка специальных мероприятий ГО, направленных на повышение устойчивости их работы в военное время. Тогда на первом этапе на объектах народного хозяйства организовывались опытно-исследовательские учения ГО Тогда на первом этапе на объектах народного хозяйства организовывались так называемые опытно-исследовательские учения ГО (вырабатывались (планировались) инженерно-технические и организационные мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства в военное время), которые по своей методике не полностью соответствуют содержанию проводимой работы на объектовых и командно-штабных учениях по целям, учебным вопросам, времени проведения, построению и организации.




63. Теоретические основы исследований.


64. Организация исследований устойчивости объектов экономики.


Повышение устойчивости функционирования объектов экономики достигается главным образом за счет проведения соответствующих организационно-технических мероприятий, которым всегда предшествует исследование устойчивости конкретного объекта.

Исследование устойчивости функционирования объекта экономики заключается во всестороннем изучении условий, которые могут сложиться в чрезвычайной ситуации мирного или военного времени, и в определении их влияния на производственную деятельность.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить уязвимые места в функционировании объекта в чрезвычайных ситуациях и выработать наиболее эффективные рекомендации, направленные на повышение его устойчивости.

Для исследования устойчивости, разработки планов и координации выполнения мероприятий на объектах создаются комиссии по повышению устойчивости функционирования (ПУФ). Эти комиссии работают при КЧС и ПБ объекта.

Весь процесс планирования и проведения исследования можно разделить на четыре этапа:

– первый этап – подготовительный (организационный);

– второй этап – прогнозирование устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

– третий этап – разработка мероприятий, повышающих устойчивость функционирования объекта и его элементов;

– четвертый этап – оформление документации по результатам исследования.


65. Требования норм международного гуманитарного права по обеспечению защиты гражданского населения и гражданских объектов.

К важнейшим принципам международного гуманитарного права относится принцип защиты гражданского населения и гражданских объектов. Впервые этот принцип был закреплен в качестве договорной нормы в Петербургской декларации 1868.

В Женевской конференции 1949 г. была разработана и принята 4-я Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, положения которой были развиты и дополнены в Дополнительном протоколе

Выделяется четыре основных элемента, составляющих содержание принципа защиты гражданского населения и гражданских объектов:
1) запрещение нападений, направленных непосредственно против гражданского населения и гражданских объектов;
2) запрещение и ограничение применения неизбирательных средств и методов ведения войны;

3) обязанность воюющих сторон принимать необходимые и практически возможные меры предосторожности;
4) запрещение применения репрессалий


66. Ограничения в методах и средствах ведения войны.

Под средствами ведения войны понимаются оружие и иные средства, применяемые вооруженными силами в войне для нанесения вреда и поражения противника. МП полностью запрещает следующие средства ведения войны:

— взрывчатые и зажигательные пули (Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.);

— пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (Гаагская декларация о воспрещении употреблять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (1899 г.));

— яды и отравленное оружие (IV Гаагская конвенция 1907 г.);

— удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы (Женевский протокол 1925 г.);

— биологическое оружие (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (16 декабря 1971 г.) и Женевский протокол 1925 г.);

— средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (10 декабря 1976 г.));

— любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей и др.

Методы ведения войны — это способы применения средств войны. МП запрещает следующие методы ведения войны:

- предательски убивать или ранить мирное население или неприятеля; убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля;

— объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет;

— принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства;

— геноцид во время войны;

67. Защита гражданского населения во время войны.

Женевской конференцией 1949 г. была разработана и принята 4-я Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, положения которой были развиты и дополнены в Дополнительном протоколе и являются основными.


Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол 1 и 2)

Гражданское население и отдельные гражданские лица

- пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. 

- не должны являться объектом нападений.

Запрещается: (тем самым обеспечивается защита)

- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

- нападения неизбирательного характера

- использовать голод в качестве метода ведения военных действий (запрещается подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения.)

- установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

- совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов, и использовать их для поддержки военных усилий.

- принуждение гражданских лиц покидать свою собственную территорию по причинам, связанным с конфликтом (В случае необходимости осуществления перемещений принимаются все возможные меры для приема гражданского населения в условиях, удовлетворительных по обеспечения крова, гигиены, здоровья, безопасности и питания.)

Необходимость в применение сторонами, в период вооруженных конфликтов, все разумные меры предосторожности, с тем чтобы избежать потерь жизни среди гражданского населения и ущерба гражданским объектам.

Если гражданское население испытывает чрезмерные лишения из-за недостаточного обеспечения запасами, существенно важными для его выживания, такими, как продовольствие и медицинские материалы, то с согласия заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороны (такие как организации Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца))