ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.08.2021
Просмотров: 5583
Скачиваний: 114
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1: Анализ медико-биологических данных на основе их графического представления.
ТЕМА 2. Выборочный метод. Дискретный статистический ряд распределения
ТЕМА 3. Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.
ТЕМА 4. t-критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных
ТЕМА 5. Доверительный интервал
5.1 Доверительный интервал генеральной средней
5.2 Доверительный интервал для разности генеральных средних двух независимых групп
5.3 Доверительный интервал для разности генеральных средних двух зависимых групп
ТЕМА 6. Оценка относительных величин в биостатистике
6.1 Доверительный интервал относительных показателей
ТЕМА 7. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез.
ТЕМА 8. Анализ качественных признаков. Таблицы сопряженности
Контрольные задания «Основные статистические характеристики случайных величин»
Контрольные задачи по теме «Теория проверки статистических гипотез»
ТЕМА 9. Линейная корреляция. Ранговый коэффициент корреляции Спирмена
ТЕМА 11. Дисперсионный анализ. Метод однофакторного дисперсионного анализа.
ТЕМА 12. Метод анализа выживаемости
Критические значения коэффициента асимметрии As
Критические точки двустороннего t-критерия Стьюдента
Критические значения F-критерия Фишера
Алгоритм подбора критериев при сравнении двух выборок
ТЕМА 4. t-критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных
Базовые вопросы к теме
-
Цели биостатистики, предмет биостатистики
-
Применение статистического анализа в медицинских исследованиях
-
Понятие случайной величины
-
Генеральная совокупность и выборка
-
Классификация признаков: количественные и качественные признаки
-
Правила построения гистограмм
-
Основные статистические характеристики случайных величин и их интерпретация
Информационно-дидактический блок
Параметрические критерии для проверки гипотезы о различии (или сходстве) между генеральными средними значениями
Наиболее распространенным параметрическим критерием оценки различий между сравниваемыми генеральными средними значениями является критерий Стьюдента, или t-критерий. Нулевая гипотеза заключается в равенстве генеральных средних или, другими словами, проверяется нулевая гипотеза о принадлежности двух сравниваемых выборок одной и той же генеральной совокупности.
Работа с преподавателем
СЛУЧАЙ 1. Выборки независимы.
Проверяемый t-критерий вычисляется по формуле
где m1, m2 — стандартные ошибки средних значений сравниваемых выборок.
tкрит находится по таблице для заданного α и числа степеней свободы
f =n1 + n2 – 2
Если │tвыч │< tкрит то Н(0)
Если │ tвыч│≥ tкрит то Н(1) и делается заключение о наличии статистически значимых различий между генеральными средними значениями на соответствующем уровне значимости.
Работа с преподавателем.
Задача. В группе здоровых людей и больных гепатитом было определено содержание белка в сыворотке крови (Таблица 1). Определить, отличаются ли средние значения белка в двух генеральных совокупностях, если известно, что белок распределен по нормальному закону.
Таблица 1.
X1 (норма) |
6,85 |
6,51 |
6,9 |
7,04 |
5 |
|
X2 (гепатит) |
7,28 |
8,9 |
6,52 |
8,15 |
7,53 |
8,12 |
Решение:
Н(0):
Н(1):
Вычислим средние значения для двух выборок:
Для следующих вычислений составим таблицу
|
|
|
|
|
|
6,85 |
|
|
7,28 |
|
|
6,51 |
|
|
8,9 |
|
|
6,9 |
|
|
6,52 |
|
|
7,04 |
|
|
8,15 |
|
|
5 |
|
|
7,53 |
|
|
|
|
|
8,12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычислим среднее квадратическое отклонение для выборок:
Найдем стандартные ошибки:
Рассчитаем t-критерий:
Определим число степеней свободы в двух группах: f = (n+n2-2)=
Определим по таблице двусторонний критерий tкрит для α=0,05
tкрит=
Вывод:
Сведем результаты расчетов в таблицу и представим графически
группа |
n |
(г/л) |
s (г/л) |
t-выч |
t-критич |
р-уровень |
норма |
|
|
|
|
|
|
гепатит |
|
|
|
СЛУЧАЙ 2. Выборки зависимы.
Для сравнения двух зависимых выборок или выборок с попарно связанными вариантами проверяют гипотезу о равенстве нулю среднего значения их попарных разностей. Такая задача возникает, когда имеются данные об изменении интересующего признака у каждого пациента. Например, если группа пациентов получала изучаемый метод лечения и у каждого пациента измерялось значение признака до и после лечения. В данном случае предстоит проверить нулевую гипотезу о равенстве нулю изменений этого признака в результате получения терапии.
При подобных исследованиях все наблюдения можно представить в виде n-пар измерений (например, до и после)
Для каждой пары вычисляется разность
di, i=1, n
Для полученного ряда вычисляется среднее и среднеквадратичное отклонение , стандартную ошибку средней
Критерий Стъюдента определяется по формуле
tкрит находится по таблице для заданного α и числа степеней свободы f =n-1
Если │tвыч │< tкрит то Н(0)
Если │ tвыч│≥ tкрит то Н(1) и делается заключение о наличии статистически значимых различий между средними значениями «до» и «после» на соответствующем уровне значимости.
Работа с преподавателем. В группе из 6 больных гипертонией изучалось влияние лекарственного препарата, снижающего артериальное давление. В результате опыта получилось 2 вариационных ряда систолического давления: первый – до приема препарата, второй – после приема:
Таблица 1.
До приема |
250 |
240 |
210 |
190 |
185 |
170 |
После приема |
210 |
195 |
165 |
170 |
155 |
175 |
Определить, изменяется ли в генеральной совокупности систолическое артериальное давление после приема препарата и насколько статистически значимы полученные результаты, если известно,что данные имеют нормальное распределение?
Для наглядности представим данные в следующей таблице:
Таблица 2.
xki(до приема) |
хoi (после приема) |
di (разница давлений) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ср. знач.= |
Ср. знач.= |
Ср. знач.= |
Н(0):
Н(1):
Для разностей давлений:
Определим tвыч:
Определим по таблице Стьюдента tкрит для α=0,05 и числа степеней свободы f=n-1=
tкрит= (двусторонний критерий).
Вывод:
Сведем результаты расчетов в таблицу
группа |
n |
(мм.рт.ст.) |
(мм.рт.ст.) |
sd (мм.рт.ст.) |
t-выч. |
t-критич. |
р-уровень |
до приема |
|
|
|
|
|
|
|
после приема |
|
Самостоятельная работа к ТЕМЕ 4:
Для данных, имеющих нормальное распределение, проверить гипотезу о равенстве двух генеральных средних. Обосновать выбор критерия. Сформулировать нулевую и альтернативную гипотезы. Сделать выводы на уровне значимости =0,05. Представить данные в графическом виде.
Вариант 1. Скорость десневой экссудатации у детей (мл/сутки).
Норма |
0,73 |
0,75 |
0,8 |
0,82 |
0,81 |
0,86 |
0,85 |
0,79 |
0,82 |
0,78 |
|
Гингивит |
1,32 |
1,8 |
1,7 |
1,4 |
1,5 |
1,49 |
1,52 |
|
|
|
|
Вариант 2. Калий мочи (г/сутки).
Норма |
2,1 |
2 |
1,9 |
1,8 |
2,2 |
2,2 |
2 |
1,8 |
2,1 |
|
легочная недостаточность |
0,8 |
2 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
1 |
0,9 |
2,1 |
|
Вариант 3. Содержание адренокортикотропного гормона (мл.ед).
Норма |
32,1 |
33,0 |
28,2 |
29,5 |
35,7 |
31,8 |
37,5 |
26,4 |
|
|
Беремен ность |
98,6 |
120,3 |
73,6 |
96,1 |
104,3 |
113,1 |
100,3 |
68,1 |
71,1 |
|
Вариант 4. Свободный гепарин крови.
Норма |
5,7 |
5,9 |
6,3 |
6,6 |
5,0 |
3,7 |
4,0 |
4,5 |
5,7 |
5,6 |
|
Стоматит |
13,9 |
13,5 |
12,0 |
10,3 |
13,0 |
15,7 |
14,7 |
|
|
|
|
Вариант 5. Связанный холестерин крови (мг%).
Норма |
58,9 |
53,1 |
64,1 |
59,3 |
69,0 |
62,0 |
53,3 |
61,1 |
58,3 |
|
Себоррея |
105,3 |
83,7 |
122,2 |
110,6 |
101,1 |
96,8 |
114,5 |
113,0 |
|
|
Вариант 6. Скорость нестимулированного слюноотделения у детей (мл/мин).
до операции |
0,19 |
0,2 |
0,13 |
0,22 |
0,15 |
0,17 |
|
после уранопластики |
0,21 |
0,23 |
0,15 |
0,26 |
0,15 |
0,18 |
sd =0,014 |
Вариант 7. Норадреналин мочи (мкг/сутки) при грудной жабе.
до лечения |
36,9 |
38,2 |
36,1 |
33,5 |
34,8 |
37 |
35,1 |
40 |
38,5 |
38,3 |
|
после лечения |
40,5 |
43,8 |
56,7 |
49,8 |
50,4 |
45,4 |
39,9 |
38,7 |
40,3 |
51,6 |
sd =7,45 |
Вариант 8. Микрошероховатость поверхности эмали после воздействия кислотой (Со ОЭДФ).
до воздействия |
0,15 |
0,128 |
0,135 |
0,14 |
0,125 |
0,131 |
|
после воздействия |
0,192 |
0,175 |
0,165 |
0,15 |
0,11 |
0,125 |
sd =0,03 |
Вариант 9. Микрошероховатость поверхности эмали после воздействия ортофосфорной кислотой.
до воздействия |
0,155 |
0,15 |
0,125 |
0,18 |
0,17 |
0,16 |
0,143 |
|
после воздействия |
0,808 |
0,803 |
0,584 |
0,19 |
0,87 |
0,15 |
0,745 |
sd =0,31 |
Вариант 10. Содержание трийодтиронина (мг/мл) при тиреотоксикозе.
до лечения |
4,35 |
5,01 |
6,03 |
4,35 |
5,4 |
5,12 |
2,02 |
2,65 |
4,56 |
5,25 |
|
после лечения |
2,25 |
4,4 |
3,15 |
2,35 |
1,35 |
3,4 |
2,31 |
1,72 |
3,75 |
4,21 |
sd=1,31 |
Вариант 11. Вес юношей и девушек, кг
юноши |
65 |
70 |
75 |
68 |
92 |
88 |
76 |
73 |
77 |
102 |
85 |
s=11,30 |
девушки |
58 |
70 |
75 |
88 |
92 |
81 |
76 |
66 |
77 |
90 |
85 |
s=10,58 |
Вариант 12. Пульс юношей и девушек, уд\мин
юноши |
66 |
72 |
77 |
80 |
58 |
75 |
82 |
78 |
71 |
62 |
78 |
s =7,74 |
девушки |
62 |
66 |
72 |
72 |
75 |
75 |
75 |
76 |
76 |
76 |
78 |
s =4,86 |
Вариант 13. Влияние диеты на вес, кг
до диеты |
85 |
100 |
70 |
52 |
82 |
77 |
75 |
88 |
83 |
70 |
|
после диеты |
80 |
69 |
68 |
77 |
82 |
66 |
75 |
69 |
78 |
74 |
sd =14,7 |
Вариант 14. Влияние пробежки на пульс, уд\мин
до пробежки |
78 |
76 |
82 |
66 |
62 |
60 |
75 |
78 |
72 |
68 |
|
после пробежки |
78 |
78 |
88 |
80 |
82 |
90 |
75 |
85 |
88 |
90 |
sd = 10,3 |
Вариант 15. Влияние операции на объем циркулирующей плазмы , мл\кг
до операции |
43 |
36 |
37 |
36 |
30 |
26 |
44 |
30 |
40 |
31 |
|
после операции |
43 |
33 |
44 |
34 |
40 |
31 |
26 |
33 |
36 |
37 |
sd = 8 |