ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.08.2021

Просмотров: 5462

Скачиваний: 114

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ТЕМА 1: Анализ медико-биологических данных на основе их графического представления.

ТЕМА 2. Выборочный метод. Дискретный статистический ряд распределения

ТЕМА 3. Проверка гипотезы о нормальности распределения случайной величины.

ТЕМА 4. t-критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных

ТЕМА 5. Доверительный интервал

5.1 Доверительный интервал генеральной средней

5.2 Доверительный интервал для разности генеральных средних двух независимых групп

5.3 Доверительный интервал для разности генеральных средних двух зависимых групп

ТЕМА 6. Оценка относительных величин в биостатистике

6.1 Доверительный интервал относительных показателей

ТЕМА 7. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез.

ТЕМА 8. Анализ качественных признаков. Таблицы сопряженности

Контрольные задания «Основные статистические характеристики случайных величин»

Контрольные задачи по теме «Теория проверки статистических гипотез»

ТЕМА 9. Линейная корреляция. Ранговый коэффициент корреляции Спирмена

ТЕМА 10. Линейная регрессия

ТЕМА 11. Дисперсионный анализ. Метод однофакторного дисперсионного анализа.

ТЕМА 12. Метод анализа выживаемости

Критические значения коэффициента асимметрии As

Критические точки двустороннего t-критерия Стьюдента

Критические значения χ2

Критические значения F-критерия Фишера

Задания по СРС

Примерный вариант заданий к рубежному контролю

Формулы подсчета статистических показателей



Вариант 7. Измерения длины головы (х) и длины грудного плавника (у) у 10 окуней дали результаты (в мм).

X

66

61

67

73

51

59

48

47

58

44

У

38

31

36

43

29

33

28

25

36

26


Вариант 8.

Масса тела, кг

18

17

19

18

19

22

21

21

20

30

Гемоглобин

(по Сали)

70

74

72

80

77

80

80

89

76

86


Вариант 9. Найти коэффициент корреляции между урожайностью пшеницы и картофеля на соседних полях по следующим данным..


Годы

1926

1927

1928

1929

1930

1931

1932

1933

1934

1935

Пшеница, (ц)

20,1

23,6

26,3

19,9

16,7

23,2

31,4

33,5

28,2

35,3

Картофель, (ц)

7,2

7,1

7,4

6,1

6,1

7,3

9,4

9,2

8,8

10,4


Вариант 10. Цветные диски, имеющие порядок оттенков 1, 2, ..., 15, были расположены испытуемым в следующем порядке:

7, 4, 2, 3, 1, 10, 6, 8, 9, 5, 11, 15, 14, 12, 13.

Охарактеризовать способность испытуемого различать оттенки цветов с помощью коэффициентов ранговой корреляции между действительными и наблюдаемыми результатами


Вариант 11. Спортсмены, ранги которых при построении по росту были 1, 2, ..., 10, заняли на состязаниях следующие места:

5,2,1,3,2,6,7,9,4,8. Как велика ранговая корреляция между ростом и быстротой бега?


Вариант 12.

успеваемость

очень плохая

отл.

удов.

хор.

плохая

удов

отл.

удов.

Время на самоподгтовку, час\нед.

5

20

15

12

9

12

6

8


Вариант 13

Физич. нагрузка, кг

50

70

35

80

85

90

63

55

70

63

ЧСС, уд/мин

66

72

60

78

85

80

58

65

60

66



ТЕМА 10. Линейная регрессия


Вопросы к теме:

  1. Понятие корреляции, линейная и нелинейная корреляция

  2. Коэффициент корреляции, пределы коэффициента корреляции, прямая и обратная корреляция

  3. Сильная, средняя и слабая корреляция, прямопропорциональная зависимость.

  4. Параметрический и непараметрический коэффициенты корреляции. Условия применения.


Регрессия – это функция, связывающая зависимую величину y с независимой величиной x. Она показывает, как в среднем изменяется y при изменениях x.

Уравнение линейной регрессии имеет вид

, где y – зависимая переменная, x – независимая переменная,




Работа с преподавателем

Задача. По данным из таблицы вывести уравнение регрессии. Нанести на график исходные данные и линию регрессии. Спрогнозируйте, каков в среднем вес людей с ростом 180 кг.


x

Рост, см

175

170

163

165

178

185

159

175

188

167

y

Вес, кг

60

75

65

70

82

75

63

80

90

66


i

x

y

()()

()2

1

170

75





2

163

65





3

165

70





4

178

82





5

185

75





6

159

63





7

175

80





8

188

90





9

167

66





10

175

60








Σ=

Σ=






b1 =

b0 =

Самостоятельная работа к ТЕМЕ 10: По данным из таблицы определить зависимую и независимую величины. Вывести уравнение регрессии. Нанести на график исходные данные и линию регрессии.

Вариант 1.

Площадь поражения артерий таза (%)

22,3

3,1

48,3

17,0

7,5

40,2

Определите площадь поражения артерий таза у лиц возраста 70 лет

Возраст (год)

55

35

75

50

45

65


Вариант 2.

Содержание андростеронов в моче (мг/сутки)

0,82

0,90

0,98

1,06

1,20

1,29

Определите концентрацию гормона в моче у лиц возраста 70 лет

Возраст (год)

82

82

75

65

55

45


Вариант 3.

Концентрация пролактина в крови (нг/мл)

25

120

75

50

185

125

Определите концентрацию пролактина на 8 месяце беременности

Сроки беременности

1

5

4

2

9

6


Вариант 4.

Поверхность тела (м2)

1,1

1,5

1,2

1,3

1,9

1,3

Определите площадь поверхности тела у лиц весом 60 кг.

Вес (кг)

22

45

27

33

78

38


Вариант 5.

Объем циркулирующей крови (л)

4,8

5,1

3,8

5,3

4,1

5,3

Определите объем циркулирующей крови у лиц ростом 160 см.

Рост (см)

170

175

150

175

155

180



Вариант 6.


y

Латентный

период (мс)

15,7

13,6

25,6

34,6

48,5

41,6

Определите латентный

период при

амплитуде

потенциалов мозга 5 мкв.

x

Амплитуда

потенциалов мозга (мкв)

2,3

4,0

7,4

4,5

6,7

10,0


Вариант 7. Измерения длины головы (х) и длины грудного плавника (у) у окуней дали результаты (в мм).


x

66

61

67

73

51

59

Определите длину грудного плавника у окуней при длине головы 80 мм.

у

38

31

36

43

29

33

Вариант 8. Связь между массой тела (х) и количеством гемоглобина в крови (у) у павианов-гамадрилов характеризуется следующими данными.


Масса тела, кг

18

17,7

19

18

19

22

Определите содержание гемоглобина при массе тела 25 кг.

Гемоглобин (по Сали)

70

74

72

80

77

80


Вариант 9. Найти коэффициент корреляции между урожайностью пшеницы и картофеля на соседних полях по следующим данным..


Годы

1926

1927

1928

1929

1930

1931

Спрогнозируйте урожайность картофеля в 1932 году

Урожайность картофеля, (ц)

7,2

7,1

7,4

6,1

6,0

7,3


Вариант 10.

По данным таблицы определить взаимосвязь между успеваемостью и временем, затрачиваемым на подготовку к занятиям.


Успеваемость, %

45

94

72

88

55

Предположите какова будет успеваемость, если время на самоподготовку составит 18 час/нед

Время на самоподгтовку, час\нед.

5

20

15

12

9


Вариант 11

Физич. нагрузка, кг

50

70

35

80

85

90

Определите ЧСС при физическойнагрузке 65 кг.

ЧСС, уд/мин

66

72

60

78

85

80


Вариант 12

Показатель ожирения

0,775

0,800

0,810

0,850

0,925

0,945

Определите индекс чувствительности к инсулину при показателе ожирения 1,05

Индекс чувствительности к инсулину

1,322

1,301

1,130

1,021

1,106

1,041

Вариант 13

х

Проницаемость сосудов сетчатки

15

13,5

23,3

6,3

2,5

13

Определите электрическую активность сетчатки при проницаемости сосудов = 20

у

Электрическая активность сетчатки

38,5

59

97,4

119,2

129,5

198,7

Вариант 14

Возраст, лет

55

63

49

58

38

36

Определите АД в возрасте 40 лет

АД, мм.рт.ст.

155

153

160

148

142

110


Вариант 15

Возраст, лет

64

45

68

42

76

34

Определите АД в возрасте 55 лет

АД, мм.рт.ст.

142

128

160

136

150

121



ТЕМА 11. Дисперсионный анализ. Метод однофакторного дисперсионного анализа.


Вопросы к теме

  1. Понятие корреляции, линейная и нелинейная корреляция

  2. Коэффициент корреляции, пределы коэффициента корреляции, прямая и обратная корреляция

  3. Сильная, средняя и слабая корреляция, прямопропорциональная зависимость.

  4. Параметрический и непараметрический коэффициенты корреляции. Условия применения.

  5. Регрессия, линейная регрессия, уравнение линейной регрессии

  6. Нахождение коэффициентов уравнения линейной регрессии

  7. Практическое значение регрессионного анализа

  8. Понятие случайной величины

  9. Основные характеристики случайной величины

  10. Дисперсия, интерпретация дисперсии, формула вычисления дисперсии


Чтобы оценить влияние многоуровневого фактора на какой-то признак, необходимо вычислить отношение межгрупповой дисперсии к внутригрупповой дисперсии

  • Межгрупповая дисперсия вносится изучаемым фактором

  • Внутригрупповая дисперсия вносится какими-то другими (неучтенными) факторами

Внутригрупповая дисперсия



Где - дисперсия показателя в каждой из k групп

Межгрупповая дисперсия вычисляется по средним значениям в группах




ni –количество объектов в i –той группе

- общая средняя


  • Выдвигаем Н(0) – фактор не влияет на изучаемый признак

  • Задаемся уровнем значимости α

  • Вычисляем критерий Фишера





  • С равниваем с для заданного α и числа степеней свободы (Приложение )



k – число групп, n-общее количество объектов обследования


  • Если вычисленное значение критерия Фишера меньше критического, то Н(0) принимается и делается вывод, что фактор не влияет на исследуемый показатель.

  • В противном случае принимается Н(1)



Пример решения задачи

Задача. В табл. приведены данные по сравнению k = 4 разных рационов кормления на увеличение привеса животных у (в условных единицах). Эксперимент был полностью рандомизирован, каждый рацион испытывался на пi особях, выбранных в случайном порядке из группы 23 животных. Проверить нулевую гипотезу о том, что исследуемые рационы не отличаются по своему действию (вызываемому привесу животных).


Рацион

овощи

мясо

макароны

обычн.

k=

живот.

Вес животных


1

12

15

34

26


2

9

16

31

25


3

15

15

22

32


4

13

9

25

29


5

11

13

26

30


6


12

27



7


18




ni





n=









Σ=




D

F

f

Fкрит

Межгрупповая дисп.





Внутригрупповая дисп




Принимаем


Задачи для самостоятельного решения к ТЕМЕ 11:

Провести однофакторный дисперсионный анализ. Оценить силу влияния изучаемого фактора на уровне значимости а = 0,05. Построить график изменения групповых средних в зависимости от уровня фактора. Сформулировать выводы.



Вариант 1. Изменение диуреза (проба Зимницкого) от времени суток.

пациента 

1

2

3

4

5


Диурез (мл)

9 час

180

180

170

180

170

12 час

205

220

180

200

190


Вариант 2. Изменения содержания лимфоцитов у детей в % в зависимости от возраста.

пациента 

1

2

3

4

5

6


Содержание лимфоцитов %

от 1 до 3 лет

53

49,5

49,7

51,8

51,1

49,6

от 3 до 5 лет

44

46

45,5

47,2

44,9

48


Вариант 3. Содержание гемоглобина (г/л) в крови в зависимости

от пола.

Мужчины

156,5

150,1

158,4

144,3

148,5

155,5

149,8

153,7

Женщины

137,7

128,6

131,5

135,9

136,1

129,6

133,6

135,8


Вариант 4. Зависимость амплитуды электромиограммы (ЭМГ) от протяженности дефекта зубного ряда жевательных мышц.

пациента 

1

2

3

4

5

6

7

8


Амплитуда ЭЭГ , мВ

Дефект 1 пары

225

215

234

226

231

218

235

211

Дефект 2 пар

195

190

170

182

185

181

179

172


Вариант 5. Зависимость индекса гингивита (РМА) от степени тяжести пародонтита при лечении 3% ортофеновой мазью.

пациента 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Индекс гингивита

Средняя степень

35,6

30,2

34,1

27,9

28,6

25,4

27,8

31,9

32,2

32,7

Тяжелая степень

53,8

52,1

39,7

58,6

48,6

50,5

43,8

59,3

57,1

56,9

Вариант 6. Удобрения для комнатных растений фасуются в пакеты весом по 0,5 кг. Они были распределены по двум различным условиям хранения. После хранения в течение одной недели определялось содержание влаги в продукте, хранящемся в каждом пакете. Влияют ли условия хранения на содержание влаги?

Условия хранения

Содержание влаги, %

1

10,1 7,3 5,6 6,2 8,4 8,1 8,0 7,6 5,3 7,2

2

11,7 12,2 11,8 7,8 8,9 9,9 12,4 11,0 10,3 13,8 10,5 9,8 9,1


Вариант 7. Сроки госпитализации в зависимости от тяжести состояния пациента при поступлении.

пациента

1

2

3

4

5

6

Тяжесть состояния

при поступлении

Срок госпитализации (дни)

средняя

58

110

64

78

115

64

тяжелая

96

112

120

100

98

100


Вариант 8. Влияние суточного потребления белка на белковый обмен (по содержанию общего азота в моче)

пациента

1

2

3

4

5

6

Суточное

потребление

белка

Содержание общего азота в моче (г/сут)

95-124 г

16

18

29

22

15

20

125-155 г

28

23

23

30

29

25


Вариант 9. Изменяется ли в течение суток количество сцеженного и высосанного молока у кормящих матерей, страдающих гиполактией