Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
Тема
Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Среди большого количества вопросов, связанных с развитием детей дошкольного возраста с нарушениями речи, выделяется проблема формирования у них коммуникативно-речевой деятельности в общей структуре общения.
В дошкольный возрастной период ребенок овладевает социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В ходе общения у ребенка формируются коммуникативно-речевые умения и навыки: вступать в контакт, устанавливать и поддерживать взаимоотношения, понимать партне- ра, оформляются и развиваются средства коммуникации.
Коммуникативно-речевая деятельность определяется уровнем общего интеллектуального и речевого развития, степенью и характером включенности ребенка в различные виды деятельности, а также качеством процесса его общения с взрослыми. Таким образом, формирование и развитие умений и навыков речевого общения становится одной из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время очевидно, что проблема коммуникативно-речевой деятельности детей с нарушениями речи требует пристального внимания. Способность четко и ясно излагать свои мысли, умение вступать в диалог и общаться имеет огромное значение для развития личности ребенка, реализации заложенного в ней потенциала. Следовательно, одна из основных задач педагогов дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи - найти пути к развитию у каждого ребенка умений и навыков речевого общения в «контексте» коммуникативно-речевой деятель- ности.
Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М.Мастюкова), психолингвистическом (В.К.Воробьева, Б.М.Гриншпун, В.А.Ковшиков, Е.Ф.Соботович, Л.Б.Халилова), психолого-педагогическом (Ю.Ф.Гаркуша, В.П.Глухов, Л.Н.Ефименкова, Н.С Жукова, Р.Е.Левина, Т.Е.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская и др.), в плане преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, несформированности связной речи и др., проблема развития коммуникативно-речевой деятельности изучена недостаточно.
Знакомство с работами указанных выше авторов дает основание считать, что исследователи преимущественно обращают внимание на изучение и развитие языковых средств общения. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети с ОНР испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К.Воробьева, В.П. Глухов, О.Е.Грибова, Т.Б.Филичева, Л.Б.Халилова, С.Н.Шаховская и др.).
В современных условиях очень важное значение имеет проблема развития у дошкольников с ОНР умений и навыков речевой коммуникации, т.к. именно речь является основным средством человеческого общения. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.); порождает специфические черты общего и речевого поведения: ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т.д. (О.Е.Грибова, Е.М.Мастюкова, С.А.Миронова, Л.Г.Соловьева, Е.Г.Федосеева и др.). Отмечается и обратная зависимость: при недостаточном уровне речевой коммуникации темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г.Галигузова, Л.И.Лисина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и др.). Несовершенство коммуникативных умений, речевая активность не обеспечивают процесс свободного общения, что препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации. В исследованиях, посвященных проблеме коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, отмечается, что трудности общения проявляются у них в несформированности основных форм коммуникации, коммуникативных умений и навыков (С.А.Миронова, О.С.Павлова, Н.Шаховская и др.), снижении потребности в общении, речевой активности (Р.Е.Левина, Л.Г.Соловьева, Н.К.Усольцева, Е.Г.Федосеева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.). Недостаточность вербальных средств общения, низкий уровень развития полифункциональных (коммуникативных, познавательных и др.) способностей лишают детей с общим недоразвитием речи возможности продуктивного взаимодействия, затрудняют формирование полноценной игровой деятельности, социального поведения (Соловьева, В.И. Терентьева, Л.Н. Усачева, Е.Г. Федосеева, и др.).
Анализ выявленных причин выявил проблему исследования: определить, какие методы и приемы будут способствовать развитию навыков диалогической речи и коммуникативно-речевой деятельности в целом у старших дошкольников с ОНР. Для решения данной проблемы была определена цель исследования: определить и апробировать методы и приемы, способствующие развитию диалогической речи и навыков коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР. Объект исследования: особенности формирования диалогической речи, навыков коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с ОНР. Предмет исследования: - коррекционно-педагогическая и логопедическая работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности у детей 5-6 лет с ОНР.
Гипотеза исследования. Процесс развития коммуникативно-речевой деятельности, формирования диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным при следующих условиях:
– логопедическая работа реализуется как целенаправленный процесс дифференцированного педагогического - коммуникативно-развивающего воз- действия на речевые и неречевые коммуникативные возможности старших дошкольников с ОНР;
– соблюдаются специально разработанные педагогические условия развития умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи;
– обеспечивается интерактивный компонент коммуникативно-развивающего обучения старших дошкольников с ОНР, предполагающий активное взаимодействие детей, педагогов и родителей как субъектов социального общения, способствующий развитию партнерства в различных видах деятельности, формах, моделях и ситуациях речевого общения.
Исходя из проблемы, цели и гипотезы исследования были определены задачи исследования:
) определить сущность, содержание и структуру коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
) выявить особенности формирования диалогической речи, навыков речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
) определить критерии и показатели сформированности коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
) научно обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий по развитию диалогического общения и коммуникативно-речевой деятельности в целом у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В основу дипломного исследования были положены следующие концептуальные положения:
– теоретические положения общей, возрастной, специальной психологии и педагогики о связи деятельности и общения, их ведущей роли речевого общения в познавательном развитии и формировании личности ребенка (И.А.Зимняя, М.И. Лисина, О.С.Ушакова и др.);
– концепция о единстве и неразрывности психических процессов и речи, теория речевой деятельности (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.);
– положения о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, Л.П.Галигузова, М.И. Лисина, Е.О.Смирнова, О.С.Ушакова и др.);
– теоретические и методические основы речевого и коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста (А.Г.Арушанова, О.П. Гаврилушкина, Е.О. Смирнова, Т.В. Туманова, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Методы исследования:
– теоретико-методологические: теоретический анализ психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: изучение документации, наблюдение, беседа, анкетирование, анализ различных видов деятельности дошкольников, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты;
– методы количественного и качественного анализа и обработки экспериментальных данных. Организация и база исследования. Исследование осуществлялось с сентября 2012 года по май 2013 года в группах для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и детей с нормальным речевым развитием ГОУ детского сада № 1245 комбинированного вида СВАО г.Москвы. В исследовании принимали участие 20 дошкольников в возрасте от 5,5 лет до 6 лет, 4 педагога и психолог МДОУ.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с ОНР
.1 Понятие о коммуникативно-речевой деятельности и диалогической форме речевого общения
Анализируя коммуникативно-речевую деятельность, мы оперируем понятиями «общение», «коммуникация» и «речевая деятельность», которые иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие эти понятия, зачастую употребляются как синонимы, особенно «общение» и «коммуникация».
Коммуникативно-речевая деятельность - это умения и навыки общения с людьми.
На определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения, возникает речь как средство общения. Процесс использования речи для общения называется речевой деятельностью.
Термин «речевая деятельность» понимается неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это - «языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания» (Щерба Л.В.). Выделяются такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование (слушание), чтение и письма.
В психологии речевая деятельность трактуется как вид деятельности, наряду с трудовой, познавательной и др. Такое понимание принято в психологической концепции (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.), согласно которой речевая деятельность психологически ориентирована, т.е. характеризуется мотивацией, целенаправленностью и реализуется в «речевых действиях», представляющих собой множество речевых операции (ориентировку, планирование, контроль и др.). Начиная с 70-х годов речевая деятельность получает более узкую интерпретацию в психолингвистике (Леонтьев А.Л.). Это - вид деятельности (скорее даже система речевых действий), основной мотив которой связан с производством самой речи.
Основной функцией речевой деятельности является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения.
Коммуникативная функция речи характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них посредством таких форм речевого воздействия как вопрос, просьба, предложение и др.