Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
· Развитие речи у детей с ОНР 5-6 лет протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
· Общее недоразвитие речи у детей приводит к стойким нарушениям общения, плохо развитая речь препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей к коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков диалогической речи и коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
) исследование особенностей коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с ОНР и у дошкольников с нормальным развитием речи;
) сравнительный анализ полученных результатов.
Исследование особенностей коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с ОНР проводилось нами в сентябре-октябре 2012 года на базе МДОУ детского сада № 50 комбинированного вида «Дефектолог» г. Люберцы Московской обл. В констатирующем эксперименте приняли участие 10 дошкольников 5-6 лет с ОНР, посещавших старшую логопедическую группу, и 10 дошкольников того же возраста с нормальным развитием речи
2.1 Программа экспериментального исследования
Констатирующее исследование проводилось в три этапа.
На предварительном этапе исследования был проведен анализ анамнестических данных детей экспериментальной группы.
На первом этапе констатирующего исследования нами было проведено две серии заданий - беседа с ребенком по методике Р.Е. Левиной (для определения, каким образом дети 6 лет могут вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы), и методика М.И. Лисиной (направленная на обследование ведущей формы общения).
Первая серия заданий по методике Р.Е. Левиной [24] предусматривала установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Мы посредством непринужденной беседы выясняли способы шестилетних детей вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.
Беседа предполагала комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи.
Основное внимание уделялось оценке различных критериев, выделенных Р.Е. Левиной:
- Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
- Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
- Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
- Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
- Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Вопросы были направлены и на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.
Критерии оценки средств общения, выделенные Р.Е. Левиной, имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равнялась 10 баллам. Нами были введены обозначения: высокий уровень, достаточный уровень, средний уровень, низкий уровень.
- 10 балла - полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза - высокий уровень.
- 7 балла - отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения - достаточный уровень.
- 3 балла - нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна - средний уровень.
балла - неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения - низкий уровень
С помощью второй серии заданий выявлялась форма общения детей шестого года жизни с ОНР. Для выявления формы общения дошкольников со взрослыми применялось апробированная на детях с нормальным речевым развитием методика М.И. Лисиной [27], которую мы использовали с некоторыми модификациями.
Первая модель, ситуативно-деловая форма общения. В этой ситуации организовывалась игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывал ребенку о том, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками, затем ребенок начинал свою деятельность. Взрослый наблюдал за действиями ребенка и оказывал ему помощь в случае, если она требовалась: отвечал на вопросы, откликался на его предложения. В этой ситуации общение ребенка с взрослым протекало на фоне практических действий с игрушками.
Вторая модель, внеситуативно-познавательная форма общения. Общение осуществлялось на фоне чтения и обсуждения книг. Книги были подобраны соответственно возрасту детей и имели познавательный характер. Взрослый читал книгу, объяснял, что нарисовано на картинках, давал возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечал на вопросы. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирал сам из ряда предложенных.
Третья модель, внеситуативно-личностная форма общения. В этой ситуации проводилась беседа с детьми на личностные темы. Экспериментатор задавал вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе; взрослый рассказывал о себе, друзьях, о поступках разных людей, оценивал свои достоинства и недостатки, старался быть равноправным и активным участником беседы.
Выявление особенностей форм общения с взрослыми осуществлялось следующим образом. Экспериментатор приводил ребенка в комнату, где на столе были разложены игрушки и книги, и спрашивал, с чем бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжку или поговорить. Взрослый организовывал ту деятельность, которую предпочел ребенок; затем ребенку предлагали на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не мог самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагал последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить.
В каждой ситуации помимо ребенка участвовал экспериментатор. В целом программа поведения взрослого характеризовалась открыто выраженной доброжелательностью к ребенку, готовностью прийти на помощь, общаться с ним. Экспериментатор не выдвигал никаких требований по ходу действий и никак не оценивал поведения ребенка. Каждая ситуация длилась не более 15 минут.
На втором этапе На втором этапе констатирующего исследования было проведено психолого-педагогическое изучение особенностей коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с ОНР.
Вопросы изучения коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР рассматриваются в работах А.Г. Арушановой, Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой [3-5, 14-15, 45-48]. Методические рекомендации этих авторов были учтены нами при составлении диагностической программы констатирующего эксперимента.
С целью изучения особенностей коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с ОНР и с речевым развитием в норме было проведено исследование, основным методом которого являлось «тотальное» «невключенное» наблюдение за игрой детей.
Наблюдение позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизнедеятельности. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка. «Невключенное» (внешнее) явное наблюдение предполагает невмешательство экспериментатора, хотя дети могут его видеть. Наше наблюдение можно отнести к одноразовым, так как оно проводилось один раз, единовременно, с целью сравнения поведения разных детей в одних и тех же условиях.
Для выявления особенностей общения у пяти- шестилетних дошкольников с ОНР был проведен ряд внешних наблюдений за свободной игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и развитием речи в норме в специально организованной ситуации.
Эксперимент проводился в естественных условиях - в игровом уголке тех групп, которые посещали дети экспериментальной группы.
Организация эксперимента заключалась в том, что давала каждому ребенку возможность проявить имеющийся у него уровень развития коммуникативно-речевых умений с тем, чтобы наблюдатель мог фиксировать особенности общения данных детей. Это обеспечивалось специальным подбором игрушек, провоцирующих совместную игру. Кроме обычных сюжетных игрушек (куклы, кукольная мебель, машинки, кубики и конструктор), детям были предложены наборы игрушек для совместных игр (игрушечные сервиз и инструменты, наборы игрушек для игры в доктора, в магазин, в парикмахерскую, деревянный самолет с двумя штурвалами, пластмассовый автомобиль на двух детей с дверцами, рулем и гудком).
Воспитатели заранее знакомили детей с экспериментатором - дети должны были привыкнуть к новому человеку, который сидит за столом в их комнате и что-то записывает в тетради. Исследование начиналось с момента, когда дети перестали обращать внимание на экспериментатора.
Наблюдение велось за парными играми дошкольников. Для проведения наблюдения в игровой уголок приглашался ребенок, которому предлагалось выбрать себе партнера для игры. Экспериментатор садился в удобном для наблюдения месте и незаметно для испытуемых фиксировал в протоколе все реплики и действия детей.
Приблизительная длительность наблюдения за игрой диады детей составляла 15-20 минут, так как большинство детей уже через 15-20 минут от начала игры либо начинали проявлять усталость и либо уходили из игрового уголка, либо начинали дурачиться и бросаться игрушками, либо просто переставали общаться и играли каждый по отдельности.
Все случаи обращения к партнеру по игре фиксировались в таблице. В результате количественного анализа было подсчитано общее число по каждому критерию и получен процент от общего числа каждого критерия по обеим исследуемым группам дошкольников.
Качественный анализ результатов наблюдений проводился по следующим критериям, раскрывающим характерные особенности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с нормально развитой речью и с ОНР: