Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с ОНР

Выводы по главе I

Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР

.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента

2.1 Программа экспериментального исследования

2.3 Анализ результатов исследования

Выводы по главе II

Глава III. Экспериментальная работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР

3.1 Теоретико-методологическое обоснование методики коррекционно-педагогической работы по формированию навыков диалоги- ческой речи у детей с ОНР

3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Выводы по главе III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ



Таким образом, исходя из рассмотренных выше представлений ведущих педагогов и психологов, можно определить основные задачи развития коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР:

- освоение языка как средства общения и формирования ориентировки на язык (метаязыковой функции);

- установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных - речевых и неречевых средств (контактоустанавливающая функция);

овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи (коммуникативно-информационная функция);

установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).

Программа формирующего эксперимента строилась с учетом:

) общедидактических принципов (сознательность и активность в обучении, наглядность, доступность, систематичность и последовательность, индивидуальный подход и др.);

) специальных коррекционных принципов (системность, комплексность, учет причин, механизмов и структуры речевого дефекта, дифференцированный подход и др.).

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практические, наглядные и словесные. В работе по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей дошкольного возраста словесные методы (рассказ, беседа) сочетались с практическими (упражнения и игры) и наглядными (рассматривание рисунков, предметных и сюжетных картинок).

Организовывая коррекционно-логопедическую работу по развитию коммуникативно-речевой деятельности у детей с ОНР, мы опирались на вышеуказанные методики, принципы и методы.


3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения



Выделенные в процессе констатирующего эксперимента особенности пяти- шестилетних дошкольников с ОНР, затрудняющих коммуникативно-речевое взаимодействие между ними, определили цель и задачи коррекционно-педагогического воздействия по развитию умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности детей с ОНР.

Цель коррекционно-педагогической работы: развитие умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

) разработка системы коррекционно-логопедической работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

) проверка эффективности разработанной системы занятий на практике.

Изучение авторских методик развития коммуникативной деятельности детей с нарушениями развития О.В. Дзюбы и О.П. Гаврилушкиной, а также методических рекомендаций А.Г.Арушановой и А.М.Бородич по вопросам развития речевой деятельности дошкольников позволило нам определить содержание коррекционно-логопедической работы в ходе обучающего эксперимента.

Работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР предусматривала:

· создание речевой среды;

· пробуждение у детей коммуникативно-речевой активности.

Работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности была связана с общей коррекционно-образовательной программой, в частности по расширению кругозора, развитию мышления и речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с природой и т.д. Она определялась программными требованиями и была согласована с планами работы логопеда и педагогов группы.

Коррекционная работа по развитию речи и коммуникативного поведения осуществлялась по следующим основным направлениям:

· В повседневной жизни, в процессе живого общения с ребенком по поводу его бытовых, игровых и познавательных интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний).



· В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр (активизация речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказываний, в том числе с отрицанием).

· На занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову).

· На занятиях по развитию речи (все виды формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций.

· В ходе формирования элементарных математических представлений, физического и музыкального воспитания.

· В процессе индивидуальной коррекционной работы (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и так далее, в соответствии с индивидуальной коррекционной программой) [13].

Все занятия строились с учетом коммуникативного принципа. Это выражалось в том, что на каждом занятии:

- создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;

- обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);

стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми проводилась на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях при обязательном учете достигнутого каждым ребенком уровня коммуникативно-речевой деятельности, индивидуальной динамики продвижения в овладении умениями и навыками речевой коммуникации.

Занятия были организованы по подгруппам от 4 до 6 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения «речевой плотности» занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Чтобы обеспечить максимальную речевую активность детей, на занятии создается непринужденная обстановка, располагающая ребенка к общению. Расположение детей должно быть разнообразным, удобным и целесообразным. Они могут сидеть на напольных подушечках, просто на коленях, стоять около педагога - организация довольно свободная.


При организации коррекционно-логопедической работы мы учитывали, что у Анны Б., Дианы В., Артема Л. и Дарьи Р. (40% детей экспериментальной группы) коммуникативно-речевая деятельность развита на среднем уровне. Поэтому мы объединили этих дошкольников в одну подгруппу.

Денис Б., Марина Ж., Варвара К., Юрий К., Никита С. и Инна Х. (60% детей) были объединены в другую подгруппу, их коммуникативно-речевая деятельность соответствовала низкому уровню. С этими детьми требовалось проведение дополнительной работы по формированию навыков коммуникативной деятельности и развитию умений и навыков речевого взаимодействия с детьми и взрослыми.

Для успешного проведения занятий мы стремились создать положительное эмоциональное отношение со стороны детей, внося разнообразие в форму и содержание проводимых занятий. В процессе развития коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с ОНР нами использовались такие методы и формы работы как: развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); беседы; рассказы детей; сказкотерапия; психогимнастические этюды; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; сочинение историй; импровизации; моделирование и анализ ситуаций и др.

Занятия по формированию у детей с ОНР умений и навыков речевой коммуникации строго «дозировались» по времени с целью недопущения утомления дошкольников. Нами широко использовались в коррекционно-развивающих целях режимные моменты (приход в группу и прощание перед уходом домой, процессы раздевания и одевания, подготовка к тихому часу, прием пищи, подготовка к занятиям, игры, прогулки и др.). Мы обращали внимание детей на окружающие их явления и поступки, учили обсуждать их, оценивать, поощряли познавательную активность, откликались на предложение вести беседы о том, что их волнует.

Режимные моменты - это ежедневные «коммуникативно-бытовые ситуации», которые являются благоприятным моментом для развития коммуникативно-речевой активности детей. Дети должны здороваться и прощаться с воспитателями, работниками детского сада, своими сверстниками и их родителями. Детей учат правильно формулировать просьбы и отвечать на вопросы педагогов полными предложениями.

Правила общения со взрослыми в детсаду дети осваивают довольно быстро. Сложнее обстоит дело с общением детей друг с другом. Воспитателю приходится быть судьей и арбитром в довольно частых детских конфликтах и недоразумениях. Именно эти моменты, при верной расстановке акцентов, могут оказаться благоприятными для развития коммуникативно-речевой деятельности дошкольников. Детей учат общаться друг с другом, объяснять свою точку зрения и выслушивать других, решать конфликты, мирить поссорившихся и т.д.


Учебное сотрудничество воспитанников детского сада также содержит в себе большой воспитательный потенциал, т.к. предполагает соблюдение всеми участниками игры правил, умение задавать вопросы и строить ответы в соответствии с услышанным, умение решать учебную задачу сообща. С целью обучения детей учебному взаимодействию можно специально организовывать занятия таким образом, чтобы от детей требовалась взаимопомощь, взаимовыручка и т.д.

Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков мы начали с занятий, которые отвечают уровню развития деятельности общения детей с ОНР. Чаще всего это были совместные со взрослым занятия и игры. По мере овладения деловыми контактами переводили детей к беседам об окружающих их предметах, людях, событиях, постепенно подводили детей к беседам на темы, касающиеся области человеческих качеств и отношений.

Для того чтобы помочь детям установить контакты друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, в своей работе мы использовали коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.

Например, для того, чтобы научить дошкольников представлять себя коллективу сверстников, проявлять коммуникативную инициативу, проводили игру «Назови себя». Дети по очереди представляли себя, называя свое имя так, как им больше нравится, как их называют дома или как они хотели бы, чтобы их называли в группе.

Для того чтобы воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова, мы проводили игру «Волшебный стул». Один ребенок садился в центр на «волшебный стул», остальные говорили ему добрые, ласковые слова, комплименты.

Ролевые игры - это специально созданные коммуникативно-речевые ситуации, которые могут стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать коммуникативные навыки в определенных обстоятельствах. В своей работе мы проводили ролевые бытовые игры по темам: магазин, поликлиника, общественный транспорт, поход в гости, в зоопарк, в кукольный театр и т.д.

В процессе работы мы учили детей пользоваться вербальными и невербальными выразительными средствами - интонацией, мимикой, жестами.

Например, предлагали детям игру «Передача чувств» - ребенку дается задание показать определенное чувство с помощью мимики, жестов, звуков (но не слов). Дети-зрители должны угадать, какое чувство изображает этот ребенок.