Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
Результаты контрольного исследования показывают положительные изменения в коммуникативно-кооперативном взаимодействии между пяти- шестилетними дошкольниками с общим недоразвитием речи и повышение уровня развития коммуникативно-речевой деятельности детей, что доказывает эффективность проведенной работы.
· Таким образом, уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций экспериментально подтвердилась.
Цель данного исследования заключалась в выявлении методов и приемов, способствующих развитию коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР.
В процессе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
· В результате анализа научной и методической литературы были определены сущность, содержание и структуру коммуникативно-речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В данном исследовании мы рассматриваем коммуникативно-речевую деятельность как процесс восприятия и передачи информации в различных ситуациях общения при помощи мотивированных речевых действий, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе.
· Первый этап констатирующего исследования проводился на основе использования методик Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной, и включал в себя несколько серий заданий.
· Анализ обследования по методике Р.Е. Левиной показал, что высокий уровень развития диалогической речи не показал ни один ребенок с ОНР.
· Данные констатирующего этапа исследования показали, что речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями
· Анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. На основе анализа данных исследования мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня самостоятельно овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: не сформированы навыков рассуждения, отсутствует аргументация.
· В результате анализа данных констатирующего эксперимента были выявлены особенности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи, затрудняющие коммуникативно-речевое взаимодействие между ними, а именно: отсутствие интереса к сверстникам, безынициативность в общении, слаборазвитое умение вести диалог, бедное и стереотипное содержание игрового общения, пассивное поведение во время игры, неспособность выстраивать партнерские отношения.
· В сравнении результатов обследования коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием были определены критерии и показатели сформированности коммуникативно-речевой деятельности. В результате проделанной работы стало очевидным, что у детей с ОНР преобладает низкий уровень развития коммуникативно-речевой деятельности.
· Разработанный и апробированный в рамках данного исследования комплекс педагогических условий по развитию коммуникативно-речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР привел к положительным изменениям в коммуникативно-кооперативном взаимодейст- вии между пяти-шестилетними дошкольниками с общим недоразвитием речи и повышению уровня развития их коммуникативно-речевой деятельности.
Таким образом, в ходе исследования были решены его основные задачи и получены экспериментальные данные, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы. Можно считать доказанным, что эффективное развитие коммуникативно-речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий:
- логопедическая работа реализуется как целенаправленный процесс дифференцированного коммуникативно-развивающего воздействия на речевые и неречевые коммуникативные возможности старших дошкольников с ОНР;
- соблюдаются специально разработанные педагогические условия развития умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
обеспечивается интерактивный компонент коммуникативно-развивающего обучения старших дошкольников с ОНР, предполагающий активное взаимодействие детей, педагогов и родителей как субъектов общения, способствующий развитию партнерства в различных видах деятельности, формах, моделях и ситуациях общения.
Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии, 1988, № 2. - С.167-173.
· Таким образом, уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций экспериментально подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данного исследования заключалась в выявлении методов и приемов, способствующих развитию коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР.
В процессе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
· В результате анализа научной и методической литературы были определены сущность, содержание и структуру коммуникативно-речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В данном исследовании мы рассматриваем коммуникативно-речевую деятельность как процесс восприятия и передачи информации в различных ситуациях общения при помощи мотивированных речевых действий, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе.
· Первый этап констатирующего исследования проводился на основе использования методик Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной, и включал в себя несколько серий заданий.
· Анализ обследования по методике Р.Е. Левиной показал, что высокий уровень развития диалогической речи не показал ни один ребенок с ОНР.
· Данные констатирующего этапа исследования показали, что речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями
· Анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. На основе анализа данных исследования мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня самостоятельно овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: не сформированы навыков рассуждения, отсутствует аргументация.
· В результате анализа данных констатирующего эксперимента были выявлены особенности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи, затрудняющие коммуникативно-речевое взаимодействие между ними, а именно: отсутствие интереса к сверстникам, безынициативность в общении, слаборазвитое умение вести диалог, бедное и стереотипное содержание игрового общения, пассивное поведение во время игры, неспособность выстраивать партнерские отношения.
· В сравнении результатов обследования коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием были определены критерии и показатели сформированности коммуникативно-речевой деятельности. В результате проделанной работы стало очевидным, что у детей с ОНР преобладает низкий уровень развития коммуникативно-речевой деятельности.
· Разработанный и апробированный в рамках данного исследования комплекс педагогических условий по развитию коммуникативно-речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР привел к положительным изменениям в коммуникативно-кооперативном взаимодейст- вии между пяти-шестилетними дошкольниками с общим недоразвитием речи и повышению уровня развития их коммуникативно-речевой деятельности.
Таким образом, в ходе исследования были решены его основные задачи и получены экспериментальные данные, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы. Можно считать доказанным, что эффективное развитие коммуникативно-речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий:
- логопедическая работа реализуется как целенаправленный процесс дифференцированного коммуникативно-развивающего воздействия на речевые и неречевые коммуникативные возможности старших дошкольников с ОНР;
- соблюдаются специально разработанные педагогические условия развития умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
обеспечивается интерактивный компонент коммуникативно-развивающего обучения старших дошкольников с ОНР, предполагающий активное взаимодействие детей, педагогов и родителей как субъектов общения, способствующий развитию партнерства в различных видах деятельности, формах, моделях и ситуациях общения.
библиографический список
-
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Просвещение, 2005. 400 с. -
Арушанова А.Г. Истоки диалога: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. - С.68-73. -
Арушанова А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошкол. Воспитание, 1998. - №6. - C.86-89; №7 - C.100-105; № 8. - C. 96-107; № 11. - C. 70-79. -
Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С.51-61. -
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с. -
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. М.: ВЛАДОС, 2007. 136 с. -
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: МГУ, 1989. - 158 с. -
Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. -
Вакуленко Ю.А. - Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. Волгоград, 2007. 93 с. -
Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. - М.: Просвещение, 2003. 246 с. -
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 240 с. -
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с. -
Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М: Книголюб, 2004. - 104 с. -
Воспитание детей старшей группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2006. 185 с. -
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 220с. -
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с. -
Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду, 2003, №2. C. 12-16. -
Галигузова Л.Н. Развитие общения дошкольников со сверсниками. - М., 1989. -
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Гном, 2007. 267 с. -
Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 1994. - №4. - С. 48-63. -
Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. - М.: Инфа, 2006. - 272 с. -
Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: диссертация ... кандидата педагогических наук. - М.: МГГУ им.М.А.Шолохова, 2009. - 201 с. -
Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. - 176 с. -
Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук / Н.В. Елкина. М., 2007. 16 с. -
Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2008. - 142 с. -
Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. 316 с. -
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. - 317 с. -
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432с. -
Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2007. 83 с. -
Ильяшенко М.В., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. -
Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. - 1986. - № 5. -
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с. -
Кучинский Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. - Минск: Университетское, 2002. 120 с. -
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. -
Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004. 160 с. -
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с. -
Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). - М.: МГУ, 1997. - 151 с. -
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка Под редакцией Рузской А.Г. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 384 с. -
Лисина М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. - М.: Инфа, 2000. 169 с. -
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: ВЛАДОС, 2006. 144 с. -
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. - Т. 5: Фонетико-фономатическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Авт.-сост. Л.С.Волкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина / Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Владос, 2003. - 480 с. -
Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е.Д.Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с. -
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997. - 304 с. -
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. - М.: Гном, 2009. 168 с. -
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. -
Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 2003. - 688с. -
Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с. -
Общение детей в детском саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. -
Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста// Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. -
Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С.210-227. -
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка //Пер. с фр. и англ. В.А. Лукова. - М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 528 с. -
Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Спецкурс / Автор-составитель О.С. Ушакова. - М.: Профессиональное образование, 1994. - 63 с. -
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с. -
Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с. -
Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 2004. 269 с. -
Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2004. 183 с. -
Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. - 256 с. -
Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с. -
Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. СПб.: Питер, 2008. 315 с. -
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии, 1988, № 2
-
Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка: Методы диагностики и коррекции общения детей 2-6 лет со взрослыми и со сверстниками. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 1996. - 100 с. -
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. - М.: Academia, 2000. -
Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности. // Дефектология, 1996, №6. - С.67-71. -
Стеркина Р.Б. Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения // Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. - М.: Издательство ACT, 1997. - C.9-96. -
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Институт Психотерапии, 2001. - 240с. -
Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. (Колл. монография) - М.: Наука, 1985. - 192 с. -
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева. - М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2001. - 128 с. -
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. - 560 с. -
Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. / Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. - М.:Просвещение, 2010. - 272 с. -
Чулкова А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. - Волгоград: Перемена, 2002. - 169 с. -
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте: Избранные психологические труды / Под редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 416 с. -
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 1999. 435 с. -
Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. - М.: 1993. -
Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. - Спб., 2007. 259 с.