Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
· Содержание игровой деятельности: являются ли социальные отношения содержанием игры или в игре имеется лишь «предметный план».
· Взаимодействие со сверстниками в игре: выражено ли стремление играть вместе или дети просто играют рядом.
· Речевое общение:
- общее количество обращений к партнеру,
- частота возникновения диалогов.
· Цель обращений:
- словесная констатация или объяснение содержания выполненного действия;
- просьба о помощи и отзыв на просьбу;
- наличие и характер ролевых высказываний;
- сопровождающие высказывания;
- планирование игровых действий;
- безадресные высказывания;
- формальные высказывания;
- высказывания бытового, а не игрового характера;
- высказывания, приглашающие к игре;
- «отталкивающие», отказывающие в игре высказывания.
Для определения уровня развития коммуникативно-речевой деятельности обследуемых групп старших дошкольников была использована с некоторыми изменениями методика А.Г. Арушановой «Оценка уровня диалогического общения» [5; С.186-187.].
Оценка производится по ряду параметров, отражающих основные характеристики коммуникативно-речевого общения:
· Содержание (ориентировка на игру; ориентировка на ребенка-партнера).
· Диалогические отношения (инициативность высказываний; «воздейственность» высказываний - партнер отвечает действием или словом на инициативу сверстника; активная ответная позиция - инициатор разговора отвечает на реплики и действия соседа).
· Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл - два взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему; сопряженный цикл - три взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему).
· Коммуникативно-семантический тип высказывания (вопрос - запрос информации; комментарий, обсуждение; побуждение к действию).
· Способы общения (адресованность, доброжелательность, аргументированность).
На предварительном этапе исследования был собраны и проанализированы анамнестические данные детей экспериментальной группы.
Изучение анамнеза детей показало, что у 50% матерей во время беременности наблюдались обострения хронических заболеваний (пиелонефрит, гипертония, ревматизм); 60% матерей перенесли ОРВИ; у всех матерей наблюдался токсикоз в I триместре беременности; 20% матерей перенесли поздний токсикоз беременных; у 40% матерей беременность проходила с угрозой прерывания.
Особенности течения родов: стремительные или затяжные роды - 5 случаев (50%); роды в асфиксии - 2 случая (20%); кесарево сечение - 2 случая (20%); преждевременные роды - 1 случай (10%); роды в срок, патологии не выявлено - 3 (30%).
Соматическое состояние всех обследуемых детей данной группы ослабленное; по заключению участковых педиатров, 40% детей относятся к группе часто болеющих детей (ЧБД).
Раннее психомоторное развитие у 70% детей соответствовало возрастной норме, у 30% детей протекало с задержкой.
У всех детей наблюдалась задержка речевого развития. Раннее речевое развитие детей характеризовалось своевременным появлением гуления и лепета, но наблюдалась задержка появления у них первых слов (к двум годам) и фразовой речи (к трем годам).
Интеллектуальное развитие дошкольников экспериментальной группы, согласно заключению психоневролога, соответствует норме.
Согласно заключению ПМПК речевой статус детей: ОНР, III уровень речевого развития.
2.3 Анализ результатов исследования
Результаты исследования уровня сформированности навыков диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи были систематизированы и представлены в таблицах 1, 2, а также в диаграммах (рис 1, 2).
Таблица 1. Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи по методике Р.Е. Левиной (констатирующий этап эксперимента)
№ п/п | Ф.И ребенка | Балы | Уровень |
1 | Никита К. | 0 | Н |
2 | Сережа О. | 5 | Д |
3 | Максим Л. | 2 | С |
4 | Андрей И. | 2 | С |
5 | Саша П. | 3 | С |
6 | Оля С. | 0 | Н |
7 | Маша П. | 1 | С |
8 | Даша И. | 2 | С |
9 | Ксюша В. | 0 | Н |
10 | Ира К. | 0 | Н |
Анализ обследования по методике Р.Е. Левиной показал, что высокий уровень развития диалогической речи не показал ни один ребенок с ОНР.
У одного ребенка (Сережа О.) отмечается достаточный уровень активности (первая группа детей) - 10%. Сережа О. быстро устанавливает контакт со взрослыми и сверстниками, стремится к постоянному общению, хорошо общается в присутствии незнакомых людей, легко сменяет способы общения, находит общность с разными партнерами.
Сережа О. отвечает на все вопросы, его предложения полные, имеют интонационную выразительность, при этом отличалось полное самостоятельное логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных предложений.
У пяти детей (Максим Л., Андрей И., Саша П., Маша П., Даша И.) отмечается средний уровень сформированости диалогического высказывания (вторая группа детей) - 50%. Они быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками. Но у них усталость от общения, стереотипность способов общения. Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда отвечают на них при помощи подсказок. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.
И, наконец, у четырех детей (Никита К., Оля С., Ксюша В., Ира К.) отличается низкий уровень диалогического высказывания (третья группа детей) - 40%. У них отмечается узкий спектр круга общения, затруднение в смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения. У этих детей отмечаются нарушения в структурировании текста, постоянная помощь со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, аграмматизмы. Для наглядности результаты первой серии констатирующего этапа эксперимента приведены в диаграмме (рис 1.)
Рис. 1 Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (констатирующий этап эксперимента)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие диалогического высказывания, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми.
Представим результаты второй серии по методике М.И. Лисиной (таблица 2.), диаграмма (рис. 2).
Таблица 2. Ведущая форма общения у детей шестого года жизни с ОНР (констатирующий этап эксперимента)
№ п/п | Ф.И ребенка | Форма общения |
1 | Никита К. | ситуативно-деловая |
2 | Сережа О. | внеситуативно-познавательная |
3 | Максим Л. | ситуативно-деловая |
4 | Андрей И. | внеситуативно-познавательная |
5 | Саша П. | внеситуативно-познавательная |
6 | Оля С. | внеситуативно-познавательная |
7 | Маша П. | ситуативно-деловая |
8 | Даша И. | ситуативно-деловая |
9 | Ксюша В. | ситуативно-деловая |
10 | Ира К. | ситуативно-деловая |
Изучение показало, что у детей с общим недоразвитием речи сформированы в основном ситуативно-деловая (60%) и внеситуативно- познавательная (40%) формы общения (см. рис. 2).
Рис. 2 Ведущая форма общения у детей шестого года жизни с ОНР по методике М.И. Лисиной (констатирующий этап эксперимента)
При предъявлении на выбор трех типов взаимодействия игры с дидактическими игрушками, чтение и обсуждение книг, беседы на личностные темы со взрослыми Андрей И., Саша П., Сережа О., Оля С. в первые моменты обратили внимание на игры, но затем подошли к книгам, но в итоге предпочли совместную деятельность со взрослым. Чтение и обсуждение книг выбрали сразу двое детей. Никита К., Максим К., Маша П. детей сомневались, чем бы им заняться, им было предложено поочередная деятельность. Даша И., Ксюша В., Ира К. сразу обратили внимание на игрушки, проигнорировав два остальных задания: они выбрали игровую деятельность со взрослым. Таким образом, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи немного снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращение к взрослому как к партнеру по деятельности отмечалось редко. Невелико было количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности относительно редко наблюдались личностные контакты со взрослым. Предпочтительным видом коммуникации являлось совместное чтение и обсуждение книг. Сравнивая результаты наблюдений за коммуникативной деятельностью дошкольников с ОНР в процессе свободной игры с результа- тами наблюдения за дошкольниками с нормальным развитием речи, мы могли наблюдать следующую картину (табл. 3).
Таблица 3.
Сравнительный анализ показателей коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР и с нормальным развитием речи
Критерии | Дети с общим недоразвитием речи | Дети с нормальным развитием речи | |
Содержание игровой деятельности | социальное | 2 | 5 |
| предметно-действенноее | 5 | 1 |
Взаимодействие со сверстниками в игре | выражено | - | 4 |
| слабо выражено | 4 | 2 |
| не выражено | 3 | - |