Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
Коммуникативная функция речи - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой-либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания.
Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становление разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность [33, c.516].
Сфера общения, его природа, законы функционирования, механизмы становления и изменения привлекают последние насколько десятилетий пристальное внимание исследователей различных областей научного знания: философов и социологов, психолингвистов и психологов. Рассматривая общение с разных точек зрения, они дают и разные определения самому понятию «общение».
В настоящее время чисто условно можно выделить следующие точки зрения на общение.
Научное определение психологической сущности данного понятия звучит следующим образом: «Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность» [42; С.184-201].
Б.Ф.Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, несводимую к деятельности, А.А.Леонтьев понимает общение в качестве изначальной и важнейшей стороны совместной деятельности людей, Д.Б.Эльконин и М.Н.Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Широкое распространение получила точка зрения Я.Л.Коломинского на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению. При этом субъект общения является одновременно для другого индивида объектом и наоборот. Таким образом, общение представляется как цепь сменяющих друг друга коммуникативных деятельностей субъектов со своими целями, задачами, мотивами [8;
C.7-8.].
Общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой линии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово «communication» происходит от латинского «связывать, -давать». Во всех этих словах мы можем увидеть как язык отражает один из основных смыслов общения - являясь связующим звеном между людьми, способствовать нахождению и передачи общего что есть (или может быть) между ними. Причем это общее может быть как что-то возникшее только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знание.
Общение - это не просто ряд последовательных отдельных действий (деятельностей) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно - их взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов взаимодействия, т.е. процесс общения является системой взаимно обусловленных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение, действие каждого из субъектов выступают одновременно и стимулом, и реакцией на поведение, действия остальных.
Более простое определение было давно М.И.Лисиной: «Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата» [28; С.18.].
Коммуникативная функция речи является основополагающей в диалогической речи, которая возникает только в ситуации общения.
Мысль говорящего и пишущего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств, т.е. словаря и грамматики данного языка. В связи с этим в общей структуре речевой деятельности наряду со средствами выделяются способы ее осуществления - различные способы формирования и формулирования мысли. Им отвечают различные формы организации речевого общения и, соответственно, различные формы речи. Таких форм три - внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь (Жинкин Н.И., 1965; Зимняя И.А., 1984, 2001; Леонтьев А.А., 1974, 2003 и др.).
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. По мнению большинства специалистов, изучающих «феномен» связности речи как важнейшее условие полноценной речевой коммуникации, понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи (17, 94, 115, 143 и др.).
Диалогическая речь (диалог) - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения (А.Р. Лурия, 1979). Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог, как форма речевого общения, опирается на общность восприятия окружающего мира собеседниками, общность ситуации, знание предмета речи. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты - жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний в диалоге. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые «штампы»). Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания (Леонтьев А.А., 2003; Лурия А.Р., 1979 и др.)
В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью - так называемое «диалогическое единство» (Н.Ю. Шведова, С.Е. Крюков и Л.Ю. Максимов и др.). Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, выступают как основные критерии связности развернутой диалогической речи.
Диалогическая речь, являясь основной формой организации разговорной речи, протекает в конкретной ситуации, эмоциональна, сопровождается паралингвистическими средствами общения.* Характерной особенностью речевой деятельности в форме диалога является чрезвычайная частотность изменения программы высказывания по ходу ее внешнего оформления. Эти особенности сказываются на языковом оформлении диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной; характерна разговорная лексика, употребление частиц, междометий, местоимений, наличие семантически незначительных слов - заменителей паузы, добавлений, шаблонов. Для диалога характерны незаконченные предложения, простые и сложные бессоюзные предложения; своеобразный порядок слов; наличие модальных слов и конструкций.
Диалогическая речь предполагает знание языка и умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнером.
По мнению Л.С. Выготского, на основе возникновения диалогической (связной) речи лежит концепция о единстве процессов мышления и речи, соотношение понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи. Выготский считает, что переход от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую - либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов, и, наконец, в словах» [12].
А.А. Леонтьевым выдвинуто положение о внутреннем программировании связного высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание [26].
По мнению А.Р. Лурия порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Именно во внутренней речи формируется «смысловая программа высказывания, которая реализуется во внешней речи на основе грамматики и синтаксиса данного языка» [30].
В отечественной психологии общение интерпретируется как деятельность, в связи с этим синонимом его является понятие «коммуникативная деятельность». Взяв за основу концепцию деятельности, разработанную А.Н.Леонтьевым, и развитую А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, М.И.Лисина выделила следующие основные структурные компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения, коммуникативную потребность и мотивы, единицу общения, его средства и продукты [28].
Анализ общения как деятельности позволяет чётко определить качественное преобразование при переходе от взаимодействия животных к общению у человека и законы формирования коммуникативной деятельности в ходе онтогенетического развития.
Согласно концепции А.А.Леонтьева, речевая коммуникация - это такая форма общения, где общие психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном, наиболее обнаженном и наиболее доступном исследованию виде. При этом речевая деятельность рассматривается как специализированное употребление речи общения, частный случай коммуникативной деятельности [26].
Коммуникация основывается на осуществлении коммуникативных актов, участие в которых принимают коммуниканты, порождающие и интерпретирующие речевые высказывания. Начальный и конечный этапы данного процесса восходят к механизму внутренней речи, её глубинным структурам, реализующимся на уровне универсально-предметного кода мышления (согласно Н.И. Жинкину).
Следует иметь в виду, что основу коммуникации при непосредственном общении коммуникантов составляют не только вербальные, но и невербальные компоненты: жесты, мимика, поза. Невербальная коммуникация является важнейшим наряду с речью средством общения и взаимопонимания людей.
Перейдем к рассмотрению структуры речевой коммуникации, анализ которой в отечественной психолингвистике развивается в русле идей Л.С.Выготского [12]. Согласно его концепции, порождающее речь сложно- организованное устройство включает в себя следующие этапы:
. Мотив (порождение);
. Мысль (оформление мысли);
. Внутренняя речь (опосредование мысли во внутреннем слове);
. Семантический план (опосредование в значениях внешних слов);
. Внешний, физический план (видоизменение структуры при ее воплощении в словах, переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису, внешняя речь).
Дальнейшая разработка концепции механизмов порождения речевого высказывания отражена в работах А.А. Леонтьева [26]. Фазовая структура коммуникативного акта, тщательно им проанализированная, включает в себя систему мотивов или внеречевых фактов, образующих мотивацию речевого действия. На данном, исходном, этапе осуществляется первичная ориентировка в проблемной ситуации.
Далее следует стадия формирования речевой (коммуникативной) интенции, где говорящий имеет образ результата, но еще не имеет плана действия. Здесь же, благодаря четкому выделению коммуникативной задачи, происходит вторичная ориентировка в условиях этой задачи. Наиболее сложным и ответственным этапом является этап создания внутренней программы речевого действия, на котором речевая интенция опосредуется кодом личностных «смыслов», закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах. Программирование есть процесс опосредования речевой интенции кодом личностных смыслов.