Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
Следующим звеном коммуникативного акта А.А. Леонтьев считает реализацию внутренней программы, предполагающей два относительно независимых процесса - семантическую и грамматическую реализацию, процесс акустико-артикуляционной реализации программы (опосредования мысли во « внешнем слове», по Л.С. Выготскому) [26].
Наконец, завершающая фаза сложноорганизованного коммуникативного процесса соотносится с этапом звуковой реализации высказывания.
Модель механизма порождения речевого высказывания, разработанная Т.В.Ахутиной (Рябовой), насчитывает семь этапов, последовательно трансформирующихся один в другой: мотив - мысль - смысловая (внутреннеречевая) программа высказывания - семантическая структура предложения или малая программа - поморфемное представление предложения - моторная послоговая программа синтагмы - артикуляция. На уровне мысли реализуется смысловое синтаксирование, осуществляется выбор слов по значению. Оно происходит «под контролем схем построения текста и позволяет реализовать намерение говорящего, учет слушающего и контекст высказывания» [6]. На уровне внутреннеречевой программы в результате предицирования (означивания только для себя) формируются логико-грамматические падежи. Эта стадия происходит под контролем схем семантического синтаксиса, обеспечивая «объективацию» отношений компонентов ситуации.
Далее, на этапе малой программы развертывается семантическая структура предложения уже с помощью нормативной грамматики и происходит выбор слов по звучанию. На этапе поморфемного представления формируется «послоговая матрица» и осуществляется выбор артикулем.
Модели порождения речи Т.В. Ахутиной (Рябовой), Л.С. Выготского, А.А.Леонтьева, А.Р. Лурия обобщены И.А. Зимней [20], которая выделяет три основных условия: побуждающий, формирующий и реализующий. Первый уровень - мотивационный, второй - собственно формирование мысли посредством языка, где различаются две фазы, одновременно происходящие: смыслообразующая и формирующая. Третий уровень - реализующий, представляющий собой собственно лексическое наполнение грамматической схемы.
Согласно коммуникативной модели, разработанной Т.Н. Ушаковой и сотрудниками лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН [52], акт речевого общения представлен последовательно сменяющими друг друга фазами:
- процессом восприятия речи;
- иерархически организованным внутри речевым звеном (реализация смысловой и грамматической программ высказывания);
исполнительным, реализующим механизмом (включение, артикуляции, фонации и речевой просодики).
У каждого участника коммуникации в механизме речи выделяются три разных блока, которые могут быть названы звеньями, или блоками речевого механизма: звено восприятия речи, звено произнесения, центральное, внутреннее неречевое звено. Первые два звена имеют непосредственную связь с внешним миром, переводя речь в объективно существующий речевой продукт или принимая этот продукт. Они достаточно вариативны и взаимозаменяемы. Что касается второго звена, то оно имеет варианты: передача информации с помощью звуков, в виде жестов, путем прикосновения. Первое звено варьирует в точном соответствии с блоком производства речи.
Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются другу от друга по коммуникативным способностям. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей [33, С.524].
Техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
Таким образом, мы понимаем коммуникативно-речевую деятельность как процесс восприятия и передачи информации в различных ситуациях общения при помощи мотивированных речевых действий, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе.
коммуникация дети речевой диалогический
1.2 Психологические особенности коммуникации детей дошкольного возраста. Формирование диалогической речи в ходе онтогенеза
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения.
Но само общение полифункционально. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи - диалога и монолога [5; С.111-112].
Общение, а затем совместная деятельность со сверстниками, являются важнейшими факторами психического развития детей дошкольного возраста. В ходе общения у ребенка формируются умения вступать в контакт с другим ребенком, организовывать и поддерживать взаимоотношения с ним, понимать партнера, оформляются и развиваются средства коммуникации и т.д.
В процессе совместной деятельности осуществляется общение между ее участниками, направленное на согласование усилий по достижению общего результата. Важнейшим условием совместной деятельности является общение. В онтогенетическом плане способность у детей к общению возникает очень рано. По мере развития общения ребенка со сверстниками, смены его форм создаются предпосылки и для перехода к совместной деятельности.
Дошкольный возрастной период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства». Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.
Параметры общения в дошкольном возрасте:
- форма общения:
- внеситуативно-познавательное (до 4-5 лет);
- внеситуативно-личностное (5-6 лет).
- содержание потребности в общении:
потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
- потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию (5-6 лет).
- ведущий мотив общения:
познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
- личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
- значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
- первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
- приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет) [45; С.297-300].
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно только при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
- оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
- оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
оно же позволяет исправить отклонения в развитии, возникшие у детей в результате неправильного воспитания [56; С.42-43].
Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности, и осуществляется благодаря тому, что: