Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с ОНР

Выводы по главе I

Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР

.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента

2.1 Программа экспериментального исследования

2.3 Анализ результатов исследования

Выводы по главе II

Глава III. Экспериментальная работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР

3.1 Теоретико-методологическое обоснование методики коррекционно-педагогической работы по формированию навыков диалоги- ческой речи у детей с ОНР

3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Выводы по главе III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ


Анализ данных наблюдения показал, что у дошкольников с ОНР преобладает предметное содержание игровой деятельности, в то время как у дошкольников с нормальной речью присутствует социальный характер игр.

Общая продолжительность общения у детей с ОНР составляла от 8 до 22-х минут (в среднем - 13,1), в то время как у детей с нормальным развитием речи - 14-22 минуты (Приложения 2, 3).

Игровое взаимодействие детей с ОНР со сверстниками слабо выражено либо не выражено вовсе; у дошкольников с нормальной речью оно имеет выраженный характер в большинстве случаев совместной игровой деятельности.

Далее рассмотрим специфические отличия общения детей с ОНР и дошкольников с нормальным речевым развитием в количественном и в процентном соотношении, приняв общее количество высказываний за 100% (табл. 4).
Таблица 4. Сравнительный анализ количественных показателей коммуникативно-речевых умений старших дошкольников с ОНР и детей с нормальным развитием речи

Критерии

Дети с общим недоразвитием речи

Дети с нормальным развитием речи




кол-во раз

%

кол-во раз

%

Речевое общение

общее количество высказываний

131

100

128

100




количество обращений к партнеру

88

67,2

95

74,2




частота возникновения диалогов

7

5,3

9

7

Цель обращений

приглашающие к игре

9

6,9

6

4,7




отталкивающие, отказывающие в игре

8

6,1

4

3,1




фиксация или объяснение действия

24

18,3

14

10,9




бытовые, неигровые высказывания

28

21,4

23

18




просьба о помощи, отзыв на просьбу

2

1,5

4

3,1




сопровождающее высказывание

32

24,4

19

14,8




ролевое высказывание

8

6,1

34

26,6




планирование игровых действий

3

2,3

17

13,3




безадресные, формальные

17

13

7

5,5



Оценивая коммуникативную деятельность дошкольников во время игры, можно видеть, что у пяти- шестилетних детей как с нормальным развитием речи, так и с ОНР наблюдается достаточно высокая речевая активность - зафиксировано 131 высказывание в группе детей с ОНР и 128 высказываний в группе детей с нормальным развитием речи (рис. 1).


Рисунок 3. Особенности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным развитием речи
При этом процент высказываний, обращенных к партнеру, у детей с ОНР ниже, чем у детей с развитием речи в норме (62,5% и 77,2% соответственно), то же относится и к общему числу состоявшихся диалогов - 9 % у детей с нормой речевого развития и 4,5 % у детей с ОНР.

Далее рассмотрим, какие цели и содержание высказываний присущи пяти- шестилетним детям с нормальным развитием речи и детям с ОНР (рис.2, 3).

Рассматривая цели высказывания старших дошкольников, мы можем видеть, что количество приглашающих к игре и отказывающих в игре обращений больше у детей с ОНР: 5,3% приглашающих высказываний (у детей с нормальной речью - 4,7%) и 6,1% отказывающих, отталкивающих высказываний (у детей с нормальной речью - 3,1%).

У детей с ОНР, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием, значительно преобладали высказывания следующего характера: сопровождающие высказывания (24,4% при 14,6% у детей с речью в норме); бытовые высказывания (21,4% при 18% у детей с нормальным речевым развитием); словесная констаттация содержания выполненного действия, объяснительная речь (18,3% , а у детей с речью в норме -10,9%); безадресные, формальные высказывания (13% ; у детей нормальной речью - 5,5%).


Рис. 4. Соотношение речевых обращений различного типа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
У детей с развитием речи в норме, по сравнению с детьми с ОНР, преобладали высказывания ролевого характера (26,6% при 6,1% у детей с ОНР) и планирование игровых действий (13,3% ; 2,3% - у детей с ОНР).

При этом просьб о помощи и отзывов на просьбу о помощи в группе детей с нормальным речевым развитием наблюдалось в два раза больше, чем в группе детей с ОНР - 3,1% и 1,5% (от общего количества высказываний) соответственно.



Рис. 5. Соотношение речевых обращений различного типа у старших дошкольников с нормальным развитием речи
Как уже было отмечено, данные, приведенные в таблице 1, демонстрируют высокую речевую активность пяти- шестилетних детей. Однако характер высказываний у детей с ОНР и детей с речевым развитием в норме значительно отличается.

Среди высказываний старших дошкольников обеих обследуемых групп преобладают обращения к сверстнику. При этом дети с ОНР реже обращаются к партнеру по игре, у них реже частота возникновения диалогов, чем у детей с нормальным развитием речи.

Анализ данных наблюдений за детьми показывают серьезные различия в качестве коммуникативно-речевого взаимодействия у детей с речевым развитием в норме и у детей с ОНР.

Так, у детей с речевым развитием в норме диалог дольше и содержательнее, а у детей с ОНР он чаще всего ограничивается несколькими предложениями.

Дети с нормальным развитием речи в большинстве случаев общаются на протяжении всего игрового взаимодействия. Например, диалог Иры и Жени продолжался все время, пока за ними велось наблюдение - 22 минуты.

У детей с развитием речи в норме диалог часто служит целям обсуждения и планирования игровых действий, как, например, у Артема Х. и Тимура Х.:

Тимур, давай играть в войнушки!

Мне надоело в войнушки. Давай позовем Сережу, и будем играть в роботов.

Сережу не разрешат, тут можно только двум ребенкам играть.

Ну, давай мы с тобой будем играть в роботов, без Сережи. Включи меня.

Так же часто в процессе диалога дети обсуждают и комментируют игровые действия, как, например, Алина Х. и Даша Х.:

Я ей сделаю прическу как у меня - на два хвостика.

Не получится как у тебя. У тебя волосы во-от какие длинные, а у куклы короткие. (берет Барби) У меня дома тоже такая есть, только у нее платье красивее. У моей Барби много платьев - разные. И платье принцессы есть. Вот это красивое?

Да, это как у принцессы.

Я ее переодену, пусть будет принцесса.

У этой куклы волосы длинные, я сделаю два хвостика.

Отдай Барби, я же ее переодеть хотела!

Я ее причешу, а потом ты ее переоденешь.

Когда я ее буду одевать - прическа испортится.

Хорошо, одевай.


Помоги мне, подержи Барби.

Вот так? За ноги?

Ролевые диалоги у детей с развитием в норме на протяжении данного исследования наблюдались в единичных случаях и отличались своей кратковременностью. Например, при игре Насти Х. и Тимура Х. в водителя и пассажира:

Ты билетики купил?

Купил.

Куда мы едем? В цирк?

У детей с ОНР обращение к партнеру не интенсивное, чаще всего ситуативное, а не ролевое, диалоги кратковременны:

Я с тобой пойду.

А ты на самолет лезть не будешь?

Я буду машинками играться.

Как показали наблюдения, обычно у детей с ОНР диалог возникает при стремлении скорректировать действия партнера, причем чаще всего к собственно игровой деятельности он отношения не имеет. Примером этому служит диалог Никиты Х. и Инны Х.:

Подай мне вон ту штуку, с колесиками.

На.

Спасибо.

На здоровье.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у детей с ОНР несформировано умение вести диалог во время совместной игровой деятельности.

Значительно отличаются и цели речевых высказываний у детей с развитием речи в норме и детей с ОНР.

У детей с нормальной речью ролевые высказывания наблюдались достаточно часто. Например, Алина Х. с Дашей Х. спонтанно разыграли сюжет со спасением утопающего:

Ой, я тону, тону! Брось мне спасательный круг, пока меня акула не сожрала!

Алина, залазь на корабль, ты утонешь! Давай руку, я спасу тебя!

На втором месте по частоте - бытовые, неигровые высказывания. Например, Женя Х. с Илоной Х. много обсуждали свои новости, Максим Х., играя паровозом, рассказывал про летнюю поездку на море.

На третьем месте по частоте - высказывания, носящие сопровождающий характер, как, например, у девочек, играющих в куклы: «Она уже покушала», «Нужно посадить на горшок». Иногда эти высказывания были направлены на то, чтобы скоординировать действия: «А куда этот кубик ложить? Давай я сюда положу, тут меньше».

Планирование игровых действий занимает четвертое место по частоте высказываний. Дети стремятся скоординировать свои действия, спланировать игровой процесс: «Давай положим кукол в коляски и будто бы поедем в магазин», «Давай построим высокую-высокую башню и будем ее охранять. Если Артем опять захочет ее разломать, мы ему не дадим».


Пятое место по частоте возникновения занимают высказывания, фиксирующие или объясняющие действия ребенка. Например, Артем с Тимуром, играя в роботов, словесно фиксируют процессы «включения» и «выключения» друг друга: «Би-ип. Включил» - «Пи-и-ип. Все робот, ты включен».

Безадресные, формальные высказывания, когда ребенок не ждет ответа и у него нет намерения быть услышанным, занимают в игровой речи детей с речевым развитием в норме совсем незначительное место.

Как показал количественный анализ данных исследования, высказываний, приглашающих к игре, больше, чем отказывающих в игре.

Наиболее распространенным приглашением к игре являются предложение принять участие в конкретной игровой ситуации: «Во что мы будем играть? Давай в дочки-матери?», «Тимур, давай играть в войнушки!», «Давай положим кукол в коляски и будто бы поедем в магазин».

Высказывания отталкивающие, отказывающие в игре, возникают в тех случаях, когда ребенка предложенная игра не устраивает («Я не хочу кушать! Пусти!»), или когда назревает конфликт («Уйди отсюда! Не трогай!»).

Особого внимания заслуживает анализ просьб о помощи и отзывов на эти просьбы. Как показали наблюдения, пяти- шестилетние дети в процессе игровой деятельности редко обращаются друг к другу за помощью. Это говорит о том, что дошкольники привыкли получать помощь от взрослых, а не от сверстников. Обычно в играх требуется помощь физическая - подать что-то, подержать: «Помоги мне, подержи Барби». Радует, что почти всегда просьба о помощи у сверстников, пусть даже в игровой ситуации, находит отклик: «Давай руку, я спасу тебя!»

Иную картину коммуникативно-речевой деятельности мы наблюдаем у детей с ОНР.

Чаще всего дети сопровождали свои действия комментариями. Например, Денис Х. спускал машинки с импровизированного трамплина: «У-ух! Вжиих! Бжжж! Ух ты, как далеко!» и устраивал гонки с машинками: «Вжжих! Красная выиграла. Вжжих. Зеленая выиграла».

Второе место по частоте возникновения занимают бытовые, неигровые высказывания. Например, пока Диана заплетала Даше косичку, девочки постоянно переговаривались: «Ты умеешь плести косички?», «Тебе сколько косичек?» и т.д. Или, например, ссора Никиты и Ани:

Я сейчас тебе все игрушки поломаю!

А они не мои, они общие.

На третьем месте по частоте - фиксация или объяснение действия. Например, когда от машинки Дениса отваливается деталь, он констатирует: «Авария, авария! Моя машина поломалась». Даша «купает» пупса и комментирует свои действия: «Голову тоже нужно помыть» - трет голову пупса мочалкой. Никита хвастается: «Смотри, какой мусоровоз получился! ... Это будет памятник мусорной машине».