Файл: Место Балкан во внешней политике фрг в постбиполярном мире (1991 2005).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место Балкан во внешней политике ФРГ в постбиполярном мире (1991 – 2005)
1.1 Участие ФРГ в урегулировании Югославского конфликта
1.2 Продвижение идей европейской интеграции в период Г. Шредера
2. Балканы во внешнеполитической доктрине А. Меркель
2.1 Роль и место стран бывшей Югославии во внешней политике ФРГ в период канцлерства А. Меркель
2.2 Европейское измерение балканского вектора внешней политики ФРГ
3. Проблемы внешней политики ФРГ и Евросоюза на Балканах
Например, ЕС оказывает финансовую помощь балканским государствам в рамках различных программ, таких как Инструмент помощи перед вступлением (IPA)161. IPA поддерживает балканские государства в проведении политических и экономических реформ для подготовки к членству в ЕС.
МВФ и Всемирный банк также предоставляют финансовую помощь и консультации по вопросам политики балканским государствам. Например, МВФ оказывает финансовую поддержку Сербии, Черногории и Северной Македонии для преодоления экономических последствий пандемии COVID-19162. Всемирный банк оказывает финансовую и техническую помощь балканским государствам в модернизации их инфраструктуры и улучшении деловой среды163.
Помимо финансовой помощи, западные структуры также предоставляют балканским государствам техническую экспертизу и консультации по вопросам политики. Например, ЕС оказывает техническую помощь балканским государствам в укреплении верховенства права и управления, улучшении деловой среды и модернизации их экономики. МВФ и Всемирный банк консультируют балканские государства по макроэкономической политике, структурным реформам и управлению долгом.
В собственных экономических интересах ЕС сделать регион более привлекательным для торговли и инвестиций и связать его транспортные, энергетические и цифровые сети. Кроме того, есть также потенциальные политические выгоды, поскольку укрепление региональной безопасности на Балканах повысит позиции ЕС в новой области геополитики164. Ускорение интеграции ЕС-Балканы также помогло бы решить оставшиеся политические вопросы, тем самым способствуя более постоянной стабильности в Балканах и в целом в Европе.
Так, в западном академическом сообществе утверждается, что, хотя членство в ЕС не является панацеей, самый простой способ преодолеть существующую напряженность в отношении границ, статуса, государственности, беженцев, прав меньшинств и суверенитета – это позволить странам Балкан как можно скорее присоединиться к ЕС165. После четверти века непрерывной фрагментации региона, вступление балканских стран в ЕС будет способствовать дальнейшему объединению Европы на благо всех вовлеченных стран166.
В этой связи ЕС активно увеличивает экономическое взаимодействие со странами региона. Экономическое сотрудничество между Балканами и ЕС с годами расширяется – Евросоюз активно работает над тем, чтобы интегрировать страны региона в сферу своего влияния экономическими методами. По данным за 2021 г., ЕС является крупнейшим торговым партнером Балкан (62% общего объема экспорта Балкан и 56% общего объема импорта), а также крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на Балканах (69% общего притока ПИИ в регион)
167.
Помимо общеевропейских инициатив помощи, где доля ФРГ составляет от 30%-40% для Балканских стран в структуре экспорта и импорта168 до 70% в сфере прямых иностранных инвестиций169, Германия стремится осуществлять собственные проекты, например климатическое партнерство. В рамках такого соглашения с Сербией, заключенного в 2021 году, Германия инвестирует до полумиллиарда евро в преодоление нынешнего энергетического кризиса на Западных Балканах и поддержит там долгосрочный энергетический переход170. Эти обязательства идут рука об руку с «энергетическим пакетом» в размере 500 миллионов евро, который Комиссия ЕС намерена предоставить региону в качестве экстренной помощи.
Таким образом, еще одним экономическим инструментом продвижения своего влияния является зеленая повестка. Как это взаимосвязано? Достаточно посмотреть на структуру энергобаланса Балканских стран: Хорватия зависит более, чем на 50% от поставок электроэнергии171, а в основе ее потребления нефть и газ172 (неслучайно Загреб получил себе отсрочку по введению антироссийских санкций173 в сфере энергетики). Сербия еще более зависима от Российской нефти и газа, половина ее потребностей удовлетворяется поставками из Москвы174. Отдельного внимания заслуживает Босния и Герцеговина, где ее часть Республика Сербская имеет плотные экономические отношения с Москвой175, в то время как Хорватско-боснийское объединение больше нацелено на торговлю с ЕС и ФРГ176. Таким образом сразу три страны зависят от иностранных поставщиков, поэтому зеленое сотрудничество со стороны ФРГ является не просто жестом доброй воли и борьбой за климат, но и противодействием конкурентам, чтобы переориентировать энергетику Балкан с русского направления на общеевропейское.
В целом, экономическое сотрудничество между Балканами и ЕС растет, и в ближайшие годы ожидается дальнейшая интеграция, поскольку все больше стран региона работают над вступлением в ЕС.
Тем не менее, интеграция балканских государств в западные структуры наталкивается на ряд экономических проблем.
Первая проблема связана с экономическим развитием региона. Балканским государствам необходимо модернизировать свою экономику, чтобы иметь возможность конкурировать на мировом рынке, что требует значительных инвестиций в инфраструктуру, технологии, образование и инновации.
Вторая проблема связана с верховенством закона и управлением – балканские страны имеют соответствующие проблемы в виде коррупции, организованной преступности и слабых институтов государственного управления.
Третий вызов связан с региональным сотрудничеством. Балканский регион характеризуется долгой историей конфликтов и соперничества.
Интеграция балканских государств в западные структуры также открывает ряд экономических возможностей.
Первая возможность связана с процессом вступления в ЕС. В частности, ЕС поощряет балканские государства к проведению политических и экономических реформ для подготовки к членству в ЕС, обеспечивая балканским странам доступ к рынку ЕС и финансовую помощь.
Вторая возможность связана с иностранными инвестициями. Западные страны привлекают иностранные инвестиции в балканские государства, предоставляя стимулы для иностранных инвесторов, что создает рабочие места и улучшает экономическое развитие региона.
Третья возможность связана с развитием инфраструктуры. Запад оказывает финансовую и техническую помощь балканским государствам для модернизации их инфраструктуры, такой как автомобильные и железные дороги, а также порты, что улучшает связность региона и делает его более привлекательным для иностранных инвестиций.
Западные структуры также могут сыграть решающую роль в продвижении регионального сотрудничества и снижении напряженности в регионе. Процесс интеграции может способствовать развитию региональных транспортных сетей, энергетических взаимосвязей и цифровой инфраструктуры, которые улучшат связность региона и повысят его привлекательность для иностранных инвесторов. В то же время интеграционный процесс может способствовать диалогу и общению между балканскими странами, что способствует снижению напряженности и развитию регионального сотрудничества.
Однако у экономической интеграции балканских государств в западные структуры есть и потенциальные недостатки. Одной из потенциальных проблем является риск экономической зависимости от Запада. Если балканские страны станут слишком полагаться на западную помощь и инвестиции, они могут потерять свою экономическую независимость и суверенитет. Кроме того, некоторые критики утверждают, что западные структуры могут использовать свое экономическое влияние для вмешательства во внутреннюю политику балканских государств177.
Другой потенциальной проблемой является влияние процесса интеграции на социальную и культурную ткань стран региона. Западные структуры часто продвигают либеральную и
ориентированную на рынок экономическую модель, которая может противоречить традиционным ценностям и социальным нормам балканских обществ. Более того, приток иностранных инвестиций и открытие рынка для западного бизнеса могут привести к вытеснению местных предприятий и потере рабочих мест для местной рабочей силы.
Для решения этих проблем западным структурам необходимо принять взвешенный и продуманный подход к экономической интеграции балканских государств, что требует более глубокого понимания культурного и социального контекста региона, а также разработки политики и программ, учитывающих местные потребности.
Таким образом, региональное экономическое сотрудничество и интеграция в Юго-Восточной Европе являются важным элементом политики Европейского Союза и имеют целый ряд положительных эффектов для стран региона и для всей Европы в целом.
При этом интеграция балканских государств в западные структуры создает как проблемы, так и возможности для экономического развития региона. Балканским государствам необходимо провести значительные экономические реформы для модернизации своей экономики, улучшения управления и содействия верховенству закона, а также расширения регионального сотрудничества. Западные страны оказывают финансовую и техническую помощь балканским государствам в решении этих проблем, что создает возможности для балканских государств по привлечению иностранных инвестиций, доступу на рынок ЕС и модернизации своей инфраструктуры.
Интеграционный процесс открывает значительные возможности для экономического развития региона, включая увеличение иностранных инвестиций, улучшение торговых отношений и расширение доступа к западным рынкам и опыту. В то же время интеграционный процесс также сопряжен со значительными проблемами, такими как риск экономической зависимости, вмешательства во внутреннюю политику, а также влияние на местные отрасли и социальные нормы
В целом, успешная интеграция балканских государств в западные структуры способствовала бы не только экономическому развитию региона, но и стабильности и процветанию Европы в целом. Поэтому крайне важно, чтобы западные структуры продолжали оказывать поддержку балканским государствам в их экономическом развитии и интеграционном процессе. Это требует скоординированных усилий со стороны ЕС, МВФ, Всемирного банка и других международных организаций для обеспечения устойчивости и успеха интеграционного процесса.
Успешная интеграция балканских государств требует скоординированных усилий западных структур по оказанию финансовой и технической помощи, поощрению регионального сотрудничества и продвижению экономических реформ. Сбалансированный и нюансированный подход к экономической интеграции балканских государств необходим для обеспечения устойчивости и успеха интеграционного процесса.
Однако, прогнозы на данный момент являются плачевными. Последний доклад Евросоюза утверждает, что в зависимости от предпринимаемых усилий путь балканских стран в общую семью может варьироваться от 11 лет (для Черногории, в случае кооперации всех стран региона для достижения успехов) до 80 (для Боснии и Герцеговины, если уровень сотрудничества между кандидатами не будет повышаться)178.