Файл: Литература Автослесарь устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4. Разработка и составление технологической карты занятия производственного обучения.


2.4.1. Типология, виды и структура занятий производственного обучения.
Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока производственного заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования студентов, решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность студентов, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на типы. Каждому типу урока соответствуют разнообразные виды.

К видам производственного урока относят нетрадиционные уроки. Они проводятся с целью активизации мыслительной деятельности студентов, развития творческого мышления, профессионального мастерства и т.д.

Рассмотрим сочетание типов и видов уроков производственного обучения:

  1. Вводный тип урока (первый урок в учебных мастерских или на производстве).

Комплексная цель этого типа урока – ознакомить студентов с содержанием учебной программы, подготовить к освоению и выполнению основных учебно – производственных работ по профессии, системам и формам контроля их производственной деятельности.

К этому типу относятся следующие виды урока:

  • Производственная экскурсия - является важным средством образования, трудового воспитания и профориентации студентов;

  • Бинарный урок – это нестандартная форма обучения, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Данный вид урока ведут два преподавателя (мастер и преподаватель);

  • Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного восприятия студентами исследуемого вопроса, сочетающий в себе методы различных наук. Имеет практическую направленность (более двух преподавателей).

  • Урок по изучению трудовых приемов и операций.


Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций.

К этому типу относятся следующие виды урока:

на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции;

Урок - инструктирования – на котором проводится инструктирование студентов на рабочем месте, в учебных мастерских, правила обращения с инструментами;

бинарный урок;

интегрированный урок.

Урок по выполнению простых комплексных работ (по освоению сочетания операций с технологическим процессом).

Комплексная цель этого типа урока – ознакомить студентов с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.

К этому типу относятся следующие виды урока:

одна из форм организации контроля знаний, умений и навыков студентов. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым студентом на определенном этапе обучения; < > (самостоятельная работа студентов) - усиливает практическую направленность обучения, тесно связанную с изученным материалом, способствует прочному, неформальному его усвоению. Основной формой проведения являются практические и лабораторные работы, на которых студенты самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений;

Урок «деловая игра» - на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике.

Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).

Комплексная цель этого типа урока – формировать у студентов самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

К этому типу относятся следующие виды урока:



урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);

бинарный урок;

интегрированный урок;

урок «деловая игра»

Урок контрольно-проверочный.

Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности, сформированных профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения студентов к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.

К этому типу относятся следующие виды урока:

урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);

урок-аукцион ученических изделий;

Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока производственного заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования студентов, решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность студентов, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на типы. Каждому типу урока соответствуют разнообразные виды.

К видам производственного урока относят нетрадиционные уроки. Они проводятся с целью активизации мыслительной деятельности студентов, развития творческого мышления, профессионального мастерства и т.д.

Рассмотрим сочетание типов и видов уроков производственного обучения:

Вводный тип урока (первый урок в учебных мастерских или на производстве).

Комплексная цель этого типа урока – ознакомить студентов с содержанием учебной программы, подготовить к освоению и выполнению основных учебно – производственных работ по профессии, системам и формам контроля их производственной деятельности.

К этому типу относятся следующие виды урока:


Производственная экскурсия - является важным средством образования, трудового воспитания и профориентации студентов;

Бинарный урок – это нестандартная форма обучения, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Данный вид урока ведут два преподавателя (мастер и преподаватель);

Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного восприятия студентами исследуемого вопроса, сочетающий в себе методы различных наук. Имеет практическую направленность (более двух преподавателей).

Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций.

К этому типу относятся следующие виды урока:

на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции;

Урок - инструктирования – на котором проводится инструктирование студентов на рабочем месте, в учебных мастерских, правила обращения с инструментами;

бинарный урок;

интегрированный урок.

Урок по выполнению простых комплексных работ (по освоению сочетания операций с технологическим процессом).

Комплексная цель этого типа урока – ознакомить студентов с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.

К этому типу относятся следующие виды урока:

одна из форм организации контроля знаний, умений и навыков студентов. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым студентом на определенном этапе обучения; < > (самостоятельная работа студентов) - усиливает практическую направленность обучения, тесно связанную с изученным материалом, способствует прочному, неформальному его усвоению. Основной формой проведения являются практические и лабораторные работы, на которых студенты самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений;

Урок «деловая игра» - на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике.


Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).

Комплексная цель этого типа урока – формировать у студентов самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

К этому типу относятся следующие виды урока:

урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);

бинарный урок;

интегрированный урок;

урок «деловая игра»

Урок контрольно-проверочный.

Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности, сформированных профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения студентов к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.

К этому типу относятся следующие виды урока:

урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);

урок-аукцион ученических изделий;
2.4.2. Технологическая карта занятия производственного обучения.

Технологическая карта учебного занятия производственного обучения


Мастер П/О

Фамилия Имя Отчество

Специальность 44.02.06 Профессиональное обучение




ПМ (код и наименование в соответствии с учебным планом и рабочей программой)

ПМ.04 Участие в организации технологического процесса

Раздел (наименование в соответствии с рабочей программой ПМ)

Раздел 2. Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Требования к результатам освоения темы учебного занятия

Формируемые элементы компетенций

ПК (код и наименование)

Умения для освоения

Практический опыт для освоения

ПК1 Участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделения

участия в планировании деятельности первичного структурного подразделения;

участия в разработке и внедрении технологических процессов;

разработки и оформления технической и технологической документации;

контроля соблюдения технологической и производственной дисциплины;

контроля соблюдения техники безопасности;

Планировать деятельность первичного структурного подразделения, участвовать в разработке и внедрении технологических процессов.

Участвовать в разработке и внедрении технологических процессов

осуществлять текущее планирование деятельности первичного структурного подразделения;

разрабатывать основную и вспомогательную технологическую и техническую документацию;

разрабатывать и проводить инструктажи по технике безопасности;

обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины;

обеспечивать соблюдение техники безопасности;

осуществлять приемку и оценку качества выполненных работ;

Уметь планирование деятельности первичного структурного подразделения;

разрабатывать основную и вспомогательную технологическую и техническую документацию

Разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию

технологические процессы, технологическое оборудование, его устройство и обслуживание (по отраслям);

основы материаловедения (по отраслям);

требования техники безопасности (по отраслям);

основы разработки и внедрения технологических процессов (по отраслям);

требования к качеству продукции и параметры его оценки;

основы управления первичным структурным подразделением.

Владеть основам материаловедения (по отраслям);

требования техники безопасности (по отраслям);

Тема учебного занятия

Газораспределительный механизм

Цель:

Познакомить учащихся с газораспределительным механизмом.

Тип учебного занятия

комбинированный

Вид учебного занятия




Место проведения

Кабинет автомобильной подготовки

Ресурсы для проведения учебного занятия

Материально-техническое обеспечение учебного занятия (оборудование, приборы, приспособления, инструменты, материалы, заготовки, документация, учебно-наглядные пособия, эталоны изделий, образцы, муляжи и т.д.)

Презентация «Газораспределительный механизм».

Литература: «Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» Чуманенко Ю.Т., Герасименко Б.Б., Рассанов А.И., Феникс, 2014г.



Информационные ресурсы (основная и дополнительная литература)




Электронные ресурсы (в т.ч. Интернет)