Файл: Литература Автослесарь устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход учебного занятия


Этапы учебного занятия (учебной деятельности)

Время

Деятельность мастера ПО (методические приемы организации и управления учебной деятельностью)

Деятельность обучающихся (приемы/способы учебной деятельности)

Примечания

Подготовительный этап





Приветствует учащихся, отмечает в журнале отсутствующих.

Учащиеся приветствуют преподавателя, командир помогает преподавателю отметить отсутствующих.

Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в деловой ритм.

Организационный момент:

- проверка готовности обучающихся к занятию, включая внешний вид (спецодежда);

- распределение обучающихся по рабочим местам (при необходимости)




Ребята, скажите, пожалуйста:

Как работает кривошипно-шатунный механизм?



Учащиеся отвечают на заданный преподавателем вопрос.


Выяснение степени ознакомления с устройством автомобиля.


Основной этап

Вводная часть




Итак, ребята, мы с вами вспомнили, как работает кривошипно-шатунный механизм.



Учащиеся внимательно слушают преподавателя.

Организация внимания учащихся, обеспечение восприятия нового материала.

Вводный инструктаж:

- предъявление темы занятия;

- актуализация ранее изученного на уроках профдисциплин содержания (в т.ч. связанного с темой занятия);

- определение целей и результата (продукта), которые должны быть достигнуты обучающимися;

- организация планирования деятельности по достижению целей;

- описание методов организации совместной учебно-производственной деятельности обучающихся с учетом их особенностей;

- описание методов мотивации (стимулирования) учебной активности обучающихся.




Сегодня тема нашего занятия: «Газораспределительный механизм».

Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, как работает газораспределительный механизм?

Я надеюсь, что ответ на этот вопрос вы найдете в течение нашего занятия.

«Ребята, как вы думаете, какую функцию выполняет газораспределительный механизм?»



Механизм газораспределения должен обеспечивать очистку цилиндров от продуктов сгорания (отработавших газов) на такте выпуска и наполнение цилиндров новой порцией топливно-воздушной смеси на такте впуска. В двигателях внутреннего сгорания применяют клапанное, золотниковое и комбинированное газораспределение. Благодаря сравнительно простому устройству и высокой надёжности клапанное газораспределение получило большее распространение.
Находят применение следующие типы ГРМ: 1) с верхним расположением клапанов (двигатели OHV); 2) с нижним расположением клапанов (встречаются редко); 3) размещением распределительного вала на головке блока цилиндров (двигатели ОНС); 4) размещением распределительного вала в блоке цилиндров.
По числу клапанов, приходящихся на один цилиндр двигателя, следует различать газораспределительные системы классической конструкции - с двумя клапанами на цилиндр, и многоклапанные системы, с тремя – шестью клапанами на цилиндр. Для привода многоклапанных систем используются схемы DOHC – двигатели с двумя верхними распределительными валами (рис. 3.9). X

Детали ГРМ для удобства можно объединить в следующие группы: 1). Распределительный вал и детали привода РВ; 2). Детали клапанной группы; 3). Детали привода клапанов и передаточные детали.

Распределительный вал (РВ)обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов. Вал классической конструкции кулачкового типа имеет кулачки управления впускными и выпускными клапанами и опорные шейки (рис. 3.10). На валу может располагаться шестерёнка привода масляного насоса и распределителя зажигания и эксцентрик привода топливного насоса карбюраторных двигателей. Валы изготавливаются из сталей методом штамповки или отливаются из высокопрочного чугуна, легированного хромом, никелем, молибденом и др. металлами. Шейки и кулачки вала шлифуются и подвергаются закалке отбеливанием или токами высокой частоты. Опорными шейками вал устанавливается в опорах (подшипниках скольжения) и закрепляется крышками. Опоры и крышки опор могут быть объединены между собой в корпус подшипников распределительного вала. От осевого перемещения распределительный вал удерживается упорным подшипником. Смазка опор осуществляется под давлением. Масло в подшипник поступает по каналам, выполненным в опорах и/или в самом валу. Кулачки смазываются принудительно (под давлением) или разбрызгиванием.
Распределительный вал приводится в движение от коленчатого вала двигателя зубчатым ремнём, цепью или зубчатой передачей (шестернями).
Одна из схем ременного и цепного привода РВ, а также детали привода, показаны на рис. 3.11а и рис. 3.11б. Некоторые другие схемы ременного привода РВ современных автомобилей показаны на рис. рис. 3.11c.
Передаточное отношение шестерён (звёздочек) коленчатого и распределительного валов равна двум (т.е. скорость вращения коленчатого вала в два раза выше, чем распределительного). Звёздочки и зубчатые шестерни валов имеют установочные метки, именуемые метками фаз газораспределения. При сборке двигателя валы двигателя должны быть установлены строго по этим меткам.
Цепной и ременный привод РВ имеют систему натяжения цепи (ремня).X

К деталям клапанной группы относятся впускные и выпускные клапаны, сёдла клапанов, направляющие втулки клапанов со стопорными кольцами и уплотнениями клапана (сальниками клапана), клапанные пружины, тарелки, шайбы и конические разрезные «сухари» (рис. 3.12).

Клапаны. Основными элементами клапана являются головка и стержень. Клапаны изготавливаются из прутковой стали способом её высадки. Для изготовления впускного клапана применяют хромистую или хромокремнистую сталь. Выпускные клапаны работают в условиях высоких температур, и во избежание быстрого выгорания производятся из жаропрочных сильхромовых или хромоникельмарганцовистых сталей. При этом стержень и головка выпускных клапанов может изготавливаться из разных сталей и соединяться между собой сваркой. Стержень выпускного клапана иногда делается полый. Полость заполняется жидким металлическим натрием, который при работе клапана способствует переносу тепла от сильно нагретой головки клапана в стержень. Поверхность стержня шлифуют и иногда хромируют для повышения износоустойчивости. Рабочей поверхностью тарелки (фаской) клапан плотно прилегает к седлу, запрессованному в головку блока цилиндров. 

Сёдла клапанов для алюминиевых головок блока выполняются из жаропрочного чугуна (реже стали) и устанавливаются в головку с натягом 0,09 – 0,12 мм с последующей завальцовкой материала головки на седло. Неплотная посадка клапана в седле, является основной причиной его выхода из строя (прогорания) и разгерметизации камеры сгорания.

Направляющие втулки клапанов изготавливаются из чугуна, бронзы или металлокерамики и запрессовываются в головку цилиндров блока (или в блок цилиндров, при нижнем размещении клапанов) с натягом 0,04 – 0,08 мм. Через направляющую втулку проходит стержень клапана. Втулка может иметь посадочный поясок для установки сальника клапана (маслосъёмного колпачка), уплотняющего стержень клапана и предотвращающего попадание излишек масла по стержню клапана в камеру сгорания. При этом для улучшения смазки стержня клапана, по внутренней поверхности направляющей втулки выполняют спиральную канавку («резьбу») с шагом 2 – 3 мм, в которой удерживается масло. Зазор между стержнем клапана и втулкой регламентируется изготовителем и для большинства двигателей устанавливается  в пределах 0,04 – 0,08мм у впускных клапанов и 0,06 – 0,12мм у выпускных.

Пружины клапанов возвращают клапан на седло после снятия с него нагрузки от кулачка распределительного вала, удерживают клапан в закрытом положении, обеспечивая его плотную посадку в седле, и предотвращают разрыв кинематической связи между передаточными деталями и клапаном. На один клапан устанавливается одна или две пружины (внутренняя – малая, и наружная – большая). Витки большой и малой пружин имеют противоположную навивку. Пружина надевается на стержень клапана и закрепляется на его конце через опорную тарелку с помощью разрезных конических сухарей.X

«Ребята, а отличаются ли типы клапанов?»

В зависимости от конструкции газораспределительного механизма следует различать три основных типа механических приводов клапанов:

  • Привод с помощью коромысел;

  • Привод с помощью рычагов;

  • Привод с помощью цилиндрических толкателей.



Привод клапанов с помощью коромысел (рис. 3.13)X

имеет следующие детали: коромысло, ось коромысел, штангу, промежуточный толкатель.
Коромысла изготавливаются из чугуна или стали и устанавливаются на оси коромысел через бронзовую втулку или без неё. В зазор между коромыслом и втулкой поступает масло. Одно плечо коромысла опирается через промежуточный толкатель на торец клапана, другое на кулачок распределительного вала или штангу (при нижнем расположении распределительного вала). В плече коромысла, опирающегося на клапан, устанавливается винт с контргайкой или эксцентрик, с помощью которого производится регулировкатеплового зазора между торцом клапана и деталями привода клапана. Зазор компенсирует тепловое удлинение стержня клапана при нагревании и в обязательном порядке контролируется при проведении очередного ТО. Величина зазора регламентируется заводом изготовителем и для двигателей различных конструкций составляет 0,15 – 0,40 мм (в среднем 0,20 – 0,25 мм). Ось коромысел представляют собой стальную трубку с точно обработанной поверхностью. Ось (оси) закрепляется на головке блока цилиндров в специальных отверстиях или болтами на крышках распределительного вала.
Привод с помощью рычагов (рис. 3.14) X

имеет следующие детали: рычаг, опору рычага и прижимную пружину.
Рычаг изготавливается из стали. Поверхность рычага, контактирующая с кулачком распределительного вала, упрочняется закалкой токами высокой частоты или иным образом. Одним плечом рычаг опирается на торец клапана, другим на шаровидную головку опорного болта или втулку гидравлического толкателя (гидрокомпенсатора). Упорный болт вкручивается в стальную втулку, установленную на резьбе в теле головки блока цилиндров и удерживается от самопроизвольного выкручивания контргайкой. С помощью упорного болта производится регулировка теплового зазора в приводе клапанов.
Привод с помощью цилиндрических толкателей (рис. 3.15). Цилиндрический толкатель представляет собой стальной стаканчик, установленный на стержне клапана в специальном отверстии головки блока. На толкатель через стальную регулировочную шайбу воздействует кулачок распределительного вала (в некоторых конструкциях регулировочная шайба устанавливается под толкатель на торец стержня клапана).
Привод клапанов с гидравлическими толкателями. Гидравлические толкатели могут устанавливаться со всеми типами приводов клапанов (рис. 3.16). В конструкциях, где применяются гидротолкатели, отсутствует зазор в приводе, что обеспечивает безударное набегание и сход кулачка распределительного вала с толкателя, уменьшает шум при работе и устраняет колебания в механизме.X

Системы регулирования фаз газораспределения. Для получения оптимальных характеристик двигателя при различных частотах вращения коленчатого вала возникает необходимость управлять временем открытия – закрытия впускных и выпускных клапанов. При относительном увеличении времени (или степени) открытия впускного клапана улучшается наполнение цилиндра топливно-воздушной смесью. При относительном увеличении времени (или степени) открытия выпускного клапана, улучшается очистка цилиндра от отработавших газов. Существует достаточно много  конструкций, позволяющих манипулировать работой клапанов. Схема работы одного из них показана нарис. 3.17.

Учащиеся записывают название темы занятия.

Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

Учащиеся записывают в тетради, какую функцию выполняет газораспределительный механизм.

Учащиеся записывают в тетради группы ГРМ.

Учащиеся записывают в тетради функции распределительного вала.

Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя и записывают в тетради детали клапанной группы.

Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

Учащиеся записывают в тетради типы механических клапанов.

Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя и записывают в тетради детали клапанной группы с приводом с помощью коромысел.

Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя и записывают в тетради принцип работы привода с помощью рычагов.

Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя и записывают в тетради принцип работы привода с помощью цилиндрических толкателей.

Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя и записывают в тетради принцип работы привода с гидравлическими толкателями.

Учащиеся записывают в тетради системы регулирования фаз газораспределения.

Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает учащихся на изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается с вопроса: «Какую функцию выполняет газораспределительный механизм?»

Преподаватель обращает внимание на группы ГРМ.

Преподаватель обращает внимание на функции распределительного вала.

Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Детали клапанной группы»

Преподаватель обращает внимание на особенности различие типов приводов клапанов.

Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Детали клапанной группы с помощью коромысел»

Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Привод с помощью рычагов».

Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Привод с помощью цилиндрических толкателей»

Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Привод с гидравлическими толкателями»

Преподаватель обращает внимание на системы регулирования фаз газораспределения.

Построение ориентировочной основы действий обучающихся:

- определение цели данного этапа деятельности;

- демонстрация готовых образцов, эталонных изделий и необходимые пояснения к ним;

- организация изучения чертежей; технологических требований к изготовлению продукта;

- организация рассмотрения свойств материалов изделия, способа получения заготовки, необходимых расчетов и др.;

- организация изучения технологической последовательности выполнения УПР;

- определение применяемых инструментов, приспособлений и особенностей их эксплуатации;

- организация демонстрации приемов работы;

- выявление приемов самоконтроля;

- рассмотрение вопросов рациональной организации труда;

- организация инструктажа по технике безопасности;

- организация выполнения обучающимися пробных действий;

- определение критериев оценки результатов (в т.ч. нормы времени, выработки);

- описание форм и методов организации учебно-производственной деятельности обучающихся




Итак, давайте закрепим материал нашей темы. Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью повторения материала.

Ну, а теперь ответьте на вопрос:

  1. Какую функцию выполняет газораспределительный механизм?




Учащиеся работают со своими тетрадями.

Предполагаемый ответ: обеспечивать очистку цилиндров от продуктов сгорания на такте выпуска и наполнение цилиндров новой порцией топливно-воздушной смеси на такте впуска.

Самостоятельная работа с тетрадями.

Используется метод контроля (письменная проверка знаний).

Практическая часть




Предлагаю рассказать, что нового учащиеся узнали на уроке.

Слушают вопросы, отвечают, делают выводы по изученному материалу.




Самостоятельная работа обучающихся:

- определение учебной цели данного этапа;

- организация рабочего места обучающихся;

- организация само- (взаимо-) контроля выполнения действий, приемов;

- организация само- (взаимо-) контроля соблюдения технологической последовательности изготовления продукта

- организация самооценки выполненных работ;

- осуществление целевых обходов рабочих мест обучающихся;

- описание форм и методов организации учебно-производственной деятельности обучающихся на данном этапе с учетом их особенностей




Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Как работает газораспределительный механизм?»

Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос. Итак,

      1. Какова цель нашего занятия?

      2. Достигли ли мы ее?

      3. Что нового вы сегодня узнали?

      4. Вам понравилось занятие?

Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся.

Знакомит с оценками за работу на уроке.

Каждый учащийся высказывает свое мнение по данному вопросу.

Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

Учащиеся слушают, анализируют, делают выводы.


Рефлексия

Заключительный этап




К следующему уроку знать устройство автомобиля.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Информация домашнего задания, инструкция по его выполнению.

Подведение итогов работы на занятии:

- организация анализа и оценки выполненных работ;

- организация выявления путей преодоления недостатков, допущенных при выполнении работ;

- организация определения продвижения к целям занятия;

- определение целей, содержания и способов выполнения самостоятельной домашней работы обучающимися
















2.4.3. Конспект вводного инструктажа.

Здравствуйте. Для начала повторите домашнее задание и приготовьтесь к опросу. Ответьте мне на вопросы. Для чего предназначен система газораспределения? Назовите основные детали системы? Перечислите основные неисправности? Молодцы! И перед тем как приступить к работе я прочитаю вам технику безопасности. Слушайте внимательно и не отвлекайтесь, если возникнут какие-нибудь вопросы задавайте сразу. Если всем всё понятно тогда распишетесь в журнале ТБ. За тем я расскажу о типичных ошибках при выполнении регулировки системы газораспределения. Слушайте внимательно и запоминайте. Теперь я распределю вас на 4 звена и каждому дам задание. После выполненной работы звенья будут меняться между собой. Дополнительные инструменты находятся у меня. И только теперь вы можете непосредственно перейти к выполнению работ по разборки сборки узлов и деталей системы охлаждения и смазки.

2.4.4. Оценка результатов деятельности обучающихся на занятии производственного обучения.



Балл

Правильность приемов и способов работы

Качество работы

Организация труда и рабочего места, безопасность труда

Самостоятельность выполнения работы

Выполнение нормы времени

1

2

3

4

5

6

5 (отл)

Полное соответствие техническим требования. Безошибочное, уверенное выполнение всех приемов и операций. Рациональные приемы сборки, регулировки и установки приборов на автомобиль.

После разборки и сборки все узлы и детали установлены на свои места. Полное соответствие выполненной работы предъявляемым требованиям.

Правильная и качественная организация рабочего места перед работой во время работы и после ее окончания, соблюдение техники безопасности.

Полная самостоятельность при выполнении работы, без помощи мастера.

Обучающийся выполнил норму времени или перевыполнил ее.

4 (хор)

Полное соответствие. Правильное выполнение приёмов и способов работы при наличии отдельных несущественных недочётов.

При выполнении работы учащийся допускал отдельные отклонения от технических требований, устраненные учащимися самостоятельно

Соблюдение правил организации труда, рабочего места учащегося, техники безопасности.

Требовалось незначительная помощь мастера.

Обучающийся выполнил норму времени.

3 (уд)

Не полное соответствие. Выполнение приемов и операций с ошибкой.

Незначительные отступления от технических требований не приводящие к браку.

Недочеты организации труда и рабочего места: затруднение в пользовании инструментами, картами, нарушение по технике безопасности.

Требовалась значительная помощь мастера.

Обучающийся не уложился в норму на 25 %, но работу выполнил.

2 (неуд)

Некачественная работа, относиться к браку. Неумение выполнения приёмов сборки, регулировки и установки приборов на автомобиль. Неумение пользоваться инструментами

Обучающийся не смог выполнить работу на уроке или выполнил ее с браком. Значительные отступления от технических требований.

Существенные недочеты в организации труда и рабочего места. Беспорядок на рабочем месте, неумение пользоваться инструкционной картой, нарушение техники безопасности

Не способен выполнить работу без помощи мастера.

Обучающийся не вложился в норму времени. Работа не выполнена




2.5. Документация учета и отчетности мастера производственного обучения.


2.5.1. Назовите и охарактеризуйте документ учета мастера п\о.

На уроках п/о чаще всего используются следующие виды учебно-технической документации:

1) Инструкционные карты - применяются при изучении операций.

Раскрывают технологическую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции; технические требования к работе.

2) Инструкционно-технологические и технологические карты - применяют при выполнении работ комплексного характера. Они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические и технологические требования, средства и рациональные способы труда при выполнении УПР. Инструкционно-технологические карты, кроме того, содержат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения технических операций.

3) Учебные алгоритмы - применяются при обучении обучающихся обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке сложного оборудования, агрегатов и аппаратуры. Они содержат четкие правила выполнения работ в различных типичных ситуациях.

Список используемых источников


1. Батышева С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.

3. Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Высш. шк.». 1990.

4. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Г.И. Кругликов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008.


6. Румянцев С.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для ПТУ / С.И. Румянцев, А.Ф. Синельников, Ю.Л. Штоль. – М.: Машиностроение, 1989.

7. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч.1. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.

8. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч.2. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.

9. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обуче-ния: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008

10. Столяренко Л. Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: «Феникс», 2000.

11. Третьяков А.М., Петров А.Д. Справочник молодого слесаря по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: Учеб. пособие для сред. проф.-техн. училищ. – М.: «Высш. школа», 1980.

12. Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

13. Эрганова Н.Э. Методика профессионального обучения : учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ. - М.: Академия, 2007.

14. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения в системе современного педагогического знания - Образование и наука. - 2007.

15. Якуба Ю.А. Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие для учеб. заведений нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

16. Якуба Ю.А. Справочник мастера производственного обучения: Учебное пособие– М.: Академия, 2006.

17. Организация и методика производственного обучения в СПТУ. Метод. пособие. М., «Феникс», 2000


Приложение А


Инструкционная карта

на выполнение операции к теме Регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения 4-х цилиндрового двигателя

Наименования

упражнений

Инструмент


Объекты работы

Материалы

1. Упражнение 1. Способы выявления неисправностей газораспределительного механизма.

2. Упражнение 2. Притирка клапанов вручную.

3. Упражнение 3. Регулировка теплового зазора в клапанном механизме.

Упражнение 3. Регулировка теплового зазора в клапанном ме­ханизме.


монтажная лопатка, ломик, набор гаечных ключей, молоток, отвертка, набор щупов, коловорот, керосин, притирочная паста, ветошь



учебные автомобили (ВАЗ, ГАЗ-53, КАМАЗ-740), двигатель для горячей регулировки,


Приспособления

стетоскоп, при­способления для удаления нагара из направляющих втулок клапа­нов


Порядок выполнения

упражнений

Инструктивные

указания

Эскизы


Упражнение №1 _______________________________

Упражнение 1. Способы выявления неисправностей газорас­пределительного механизма.




Техническое состояние механизма газораспределения оцени­вается по наличию характерных стуков. Для выявления неисправ­ностей с помощью стетоскопа следует прослушать на прогретом двигателе боковую поверхность головки блока цилиндров:

отчетливый звонкий стук свидетельствуют об усиленном изно­се седел и головок клапанов;

резкий стук на всех режимах работы двигателя в зоне крышек коромысел при одновременном падении его мощности и работе с перебоями указывают на увеличе­ние зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов;

частые стуки, сливающиеся в общий шум, характерны для большого износа распределительных шестерен и воз­можной поломки зубьев.




Упражнение 2. 


Притирка клапанов вручную.

В стационарных ремонтных мастер­ских притирку всех клапанов выполняют одновременно на специ­альных станках, полностью механизирующих данный процесс.

В учебных мастерских и лабораториях можно выполнять при­тирку клапанов вручную, для чего следует:

гнездо клапана смазать грубой притирочной пастой;

поставить пружину на выступ втулки и вставить клапан.

производить короткие повороты коловорота или притирочного приспособления вправо с одновременным легким нажатием. При повороте коловорота влево притирку не выполнять, а слег­ка приподнимать его. Не производить притирку круговыми движениями.

Упражнение считается выполненным, если притертая поверх­ность имеет ровный серый цвет, а на фасках клапана и седла име­ются сплошные пояски шириной 1,5. 3,0 мм. Качество притирки проверяется следующим образом: нанесенные мелом на гнездо несколько черточек — меток — при умеренном вращении клапа­на назад и вперед должны стереться.




Упражнение 3

Регулировка теплового зазора в клапанном механизме

Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает плотную посадку клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма в процессе работы двигателя.

Характерным признаком увеличенного теплового зазора яв­ляется наличие резкого звонкого стука, который хорошо прослушивается при работе двигателя без нагрузки с малой частотой вращения коленчатого вала. При уменьшенном тепловом зазоре уменьшается герметичность посадки клапанов в седлах, следо­вательно, и компрессия в цилиндрах, подгорают фаски клапанов и их седла, двигатель работает с перебоями и его мощность пада­ет.

Признаком неплотного закрытия клапанов является наличие периодических хлопков в выпускном или впускном трубопрово­де. Зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел следует систематически проверять и при необходимости регули­ровать.

Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме двига­теля автомобиля КАМАЗ-740 производится следующим образом:

снять крышки головок цилиндров;

проверить и при необходимости затянуть болты крепления го­ловок цилиндров (момент затяжки должен быть в пределах 40. 50Н-М);

снять крышку люка в нижней части картера сцепления;

вставить ломик в отверстия на маховике и поворачивать колен­чатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком.

проверить положение рисок на торце корпуса муфты опереже­ния впрыскивания и фланце ведущей полумуфты привода то­пливного насоса высокого давления. Если риски оказались вни­зу, необходимо фиксатор вывести из зацепления с маховиком и провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фикса­тор должен войти в паз на маховике;

установить фиксатор маховика в верхнее положение;

повернуть коленчатый вал на угол 60° (расстояние между со­седними отверстиями на маховике соответствует повороту ко­ленчатого вала на 30°). В этом положении регулируемые клапа­ны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги этих клапанов легко поворачиваются от руки);

проверить щупом зазор между носками коромысел и стержня­ми этих клапанов (передние клапаны правого ряда цилин­дров — впускные, левого — выпускные). Щупы толщиной 0,25 мм для регулировки впускного клапана и толщиной 0,35 мм для регулировки выпускного клапана должны входить свобод­но, а щупы толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для вы­пускного клапанов — с небольшим усилием;

ослабить гайку регулировочного винта и, вставив в зазор щуп требуемой толщины, посредством вращения винта отверткой установить требуемый зазор поддерживая винт отверткой, затянуть гайку и еще раз прове­рить зазор;

далее регулировать зазоры в клапанных механизмах попарно по цилиндрам, т.е. в 4-м и 2-м, 6-м и 3-м, 7-м и 8-м (в соответ­ствии с порядком работы цилиндров), проворачивая коленча­тый вал по ходу вращения каждый раз на угол 180°;

установить крышку люка картера, крышку маховика и крышку головки цилиндров. При этом фиксатор маховика должен на­ходиться в верхнем положении.

Упражнение считается выполненным, если после запуска двига­теля стуки в механизме газораспределения не прослушиваются.

Как проявляются неисправности механизма газораспределения дви­гателя?

Как оценивают техническое состояние механизма газораспределе­ния?

Определите состояние двигателя, опишите место его прослушивания и назовите звуки, характерные для изношенных клапанов и клапанных седел.

Как производится притирка клапанов?

Как проверить качество притирки клапанов до и после сборки кла­панного механизма?